Реформа системы образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - анализ реформы образования в РФ.

Данная цель потребовала следующих задач:

- дать понятие и рассмотреть сущность системы образования,

- исследовать структуру образовательной системы в РФ,

- ознакомиться с требования современного образования,

- рассмотреть этапы развития образовательной системы в РФ,

- определить перспективы развития и методику реализации реформирования высшего образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

1. Общая характеристика системы образования

1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5

1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7

1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13

2. Система образования в России

2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17

2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21

3. Изменение системы образования в России

3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24

3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32

Заключение…………………………………………………………………… 36

Библиографический список…………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 105.24 Кб (Скачать)

     Основные  направления работы:

     - внедрение в образовательный процесс ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки уровня бакалавриата и магистратуры

     - методологические аспекты разработки  и реализации федеральных государственных  образовательных стандартов высшего  профессионального образования  нового поколения;

     - методические и методологические  аспекты организации учебного  процесса с использованием зачётных  единиц (образовательных кредитов);

     - проектирование примерных и основных  образовательных программ реализующих ФГОС ВПО третьего поколения;

     - рекомендации по организации  работы в вузах по проектированию  ПООП;

     - проблемы стандартизации образования  и пути их решения;

     - общественно-профессиональная аккредитация  – новый подход к оценке  качества образования.

     Отправной точкой современного этапа реформирования системы высшего профессионального  образования и российского образования  в целом является вступление России в Болонский процесс (сентябрь 2003 года).

     Основополагающими документами, определяющими ход  внедрения принципов Болонского процесса в систему российского  образования, являются:

  • План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования на 2005–2010 годы (приказ Минобрнауки России от 15.02.2005 № 40).
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3.09.2005 № 1340-р).
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).
  • Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р).

     Все эти документы направлены на решение  задач Болонского процесса, к которым  относятся:

  • разработка национальных рамок квалификаций (1) (в том числе через компетенции выпускников);
  • внедрение системы зачетных единиц (системы ECTS);
  • повышение возможностей трудоустройства выпускников;
  • обучение в течение всей жизни;
  • признание ранее полученного образования.

     Для реализации запланированных мер  были приняты нормативные документы, в том числе Федеральный закон  РФ от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», в соответствии с которым уже с сентября 2009 года в вузах должна быть введена двухуровневая система подготовки. Однако введение этой системы натолкнулось на серьезные препятствия, для преодоления которых необходимо разработать, во-первых, новый перечень квалификаций, сопоставимый с общей Рамкой квалификаций Европейского пространства высшего образования; во-вторых — государственные образовательные стандарты третьего поколения. Эти задачи взаимосвязаны и до сих пор не решены. В частности, проект Макета ФГОС ВПО был утвержден еще в 2007 году, но только в мае-июне этого года проекты федеральных стандартов были размещены на сайте Минобрнауки для обсуждения.

     Можно выделить следующие отличительные  особенности стандартов третьего поколения:

  • введена новая терминология: учебный процесс рассматривается не через содержание дисциплин, а через его результат — приобретаемые выпускниками компетенции;
  • циклы дисциплин включают базовую и вариативную составляющие (базовая часть прописывается в стандарте, вариативная определяется вузом);
  • трудоемкость учебных циклов измеряется в зачетных единицах, а не в часах;
  • образовательная программа формируется вузом по видам деятельности (профилям): научно-исследовательская, технологическая, конструкторская, управленческая, проектная и пр., что предполагает индивидуализацию процесса обучения, т. е. формирование индивидуальных образовательных траекторий студентов за счет вариативной составляющей стандарта.

     Система зачетных единиц ECTS представляет собой кредитно-модульную систему, то есть единый инструмент Болонского процесса. Кредиты ECTS — это численные значения, присвоенные учебным курсам для того, чтобы описать объем работы студентов, необходимый для усвоения каждого курса. Кредиты ECTS предназначены для того, чтобы:

  • помочь студентам обучаться в других вузах, в т. ч. зарубежных;
  • обеспечить сравнение и измерение результатов обучения студентов при переходе из одного вуза в другой;
  • предоставить доступ к учебным планам и программам курсов различных вузов;
  • обеспечить академическое признание времени обучения как в зарубежном вузе, так и вузе России.

     Таким образом, реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения позволит прийти к уровню единства аттестации знаний на общемировом уровне.

 

Заключение

 

     Образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

     Структура образовательной системы РФ состоит из двух основных звеньев - общеобразовательного образования и профессионального. Оба звена государство финансирует за счет средств федерального (20%), регионального и местного бюджетов (80%). Также финансирование производится на добровольной основе - спонсорами, родителями и т.д.

     Построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения.

     Социализация  должна стать предметом образовательных  результатов и оцениваться как  результат деятельности педагога и  ученика.

     Оценивая развитие высшего профессионального образования , то следует отметить, что переход в РФ к двухуровневой системе высшего образования дал возможность России стать полноправным партнером государств - участников Болонского процесса, что будет способствовать расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому, а также обеспечению трудоустройства выпускников вузов за счет ориентирования на европейский рынок труда. 

     Таким образом, в результате проведенного исследования было достигнуто следующее:

      - раскрыта сущность образовательной системы в РФ,

       - охарактеризованы основные виды образовательной системы существующие на сегодняшний день в РФ,

      - выявлены основные направления дальнейшего развития образовательной системы РФ,

      - на основе национального проекта «Образование» намечены основные пути дальнейшего развития образовательной системы РФ.-

     Все поставленные в начале работы задачи раскрыты. В результате чего следует заключить, что цель настоящей работы - анализ образовательной системы РФ и ее дальнейшее реформирование - раскрыта. 
 

 

     Библиографический список 

     
  1. http://bologna.mgimo.ru/ http://www.edu.ru/
  2. http://mon.gov.ru/
  3. http://www.irex.ru/
  4. http://www.rian.ru/ http://www.glazychev.ru/
  5. www.minfin.ru
  6. Бюджетное право. Учебник // под ред. Саттаровой Н.А. - Издательство: Деловой двор, 2009. - 296 с.
  7. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
  8. Гражданский кодекс РФ: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс РФ: Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
  9. Гуртов, В.А, Финансирование системы образования - Свердловский государственный университет - М.: Мздательский дом «Ажур», - 2010. - 85 с.
  10. Дятлов, С.А. Теория человеческого капитала. Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов,2006. - 212 с.
  11. Зинченко Г.П., Учебное пособие для вузов - Высшее образование. Феникс, 2004 - 388 с.
  12. Камышанова О.В. Финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений - Екатеринбург - Издательский дом «Ажур», 2010. - 189 с.
  13. Каюмов Р. А. Образование и человеческое развитие. М.: ТЕИС., 2008. - 213 с.
  14. Киселёва Т. Реформа образования // Труд. – 2005. – 18 № 28
  15. Корнейчук Б.В. Человеческий капитал во временном измерении. Санкт-Петербург, 2009. - 114с.
  16. Кукушкина Е.И, Образование в России - М.: Просвещение и наука, 2008. - 122 с.
  17. Маневич Л.А. Двухуровневая система высшего образования: за и против - М.: Просвещение, 2008. - 122 с.
  18. Нестерова, Д. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России - М.: РПЭИ, 2008. - 80 с.
  19. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Коллективная монография // Под науч.ред. Н.А.Селезневой и А.И.Субетто. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005 — с.199.
  20. Образование, которое мы можем потерять. Сборник. Под ред. В.А.Садовничего. М.: МГУ, 20010. - 56 с.
  21. Основные итоги работы системы образования в 2002 году по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Аналитический доклад. Министерство образования Российской Федерации. М., 2003.
  22. Проблемы доступности высшего образования. // под ред. С.В.Шишкин - – М.: СИГНАЛЪ, Независимый институт социальной политики 2007.
  23. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда - М., ИНФРА-М. 2009. - 336 с.
  24. Сальников В. Актуальные вопросы развития высшей школы в условиях реформы образования // Alma mater. – 2005. - №10. – с.11-15
  25. Смирнов, С.Н., Социальная политика:в проекте «Образование» - Челябинския Государственный университет - Высшая школа экономики, 2008. - 29 с.
  26. Человеческий капитал в России в 1990-х годах. Под ред. А.А.Саградова. М., МАКС Пресс. 2000.
  27. Шапошников Л.Г. Приоритетные национальные проекты РФ // Российская газета - 2010. - № 144. - С. 17-18.

Информация о работе Реформа системы образования в РФ