Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель настоящей работы - анализ реформы образования в РФ.
Данная цель потребовала следующих задач:
- дать понятие и рассмотреть сущность системы образования,
- исследовать структуру образовательной системы в РФ,
- ознакомиться с требования современного образования,
- рассмотреть этапы развития образовательной системы в РФ,
- определить перспективы развития и методику реализации реформирования высшего образования.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Общая характеристика системы образования
1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5
1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7
1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13
2. Система образования в России
2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17
2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21
3. Изменение системы образования в России
3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24
3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиографический список…………………………………………………..
Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:
- на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждении профессионального образования;
- на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодёжь России», Программа развития образования и т.п.
В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.
Региональный
и местный уровни аналогичны федеральному.
В территориальных бюджетах предусматриваются
средства на проведение мероприятий
и содержание учреждений, находящихся
в их ведении, и реализацию собственных
программ развития. В тех случаях,
когда одни и те же расходы финансируются
из разных бюджетов, применяется термин
«многоуровневое
Правовой
базой для привлечения
В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:
- предпринимательской, условно-предпринимательской или специфической деятельностью самого образовательного учреждения;
- взаимодействие с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.
Закон ввел индексацию бюджетов образовательных учреждений в соответствии с ростом инфляции, и установленными налоговыми вычетами для предприятий, учреждений, организаций и физических лиц (включая иностранные) вкладывающие капитал в образование. Процесс муниципализации и децентрализации поднял вклад местного бюджета в финансировании образования. Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования предполагается обеспечить за счет внедрения новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования, внедрения механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций и учреждений, повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующей притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования. В условиях недостатка бюджетных средств возрастает роль внебюджетных источников финансирования, которые могут привлекаться образовательными учреждениями. Законодательство в области образования предоставило возможность осуществлять практически все виды приносящей доходы деятельности, за исключением прямо запрещенных. За последние годы в образовательных учреждениях получили развитие не только платные формы обучения, оказание широкого спектра образовательных услуг, но и иные виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом. К ним относятся различные платные услуги, консультационная деятельность, создание учебными заведениями коммерческих организаций и участие в их деятельности, сдача в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов собственности и др. Образовательное учреждение, осуществляя платную образовательную деятельность, сохраняет за собой право на налоговые льготы при соблюдении следующих условий:
- доходы от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируются в данное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату (п. 2 ст. 45 Закона РФ "Об образовании");
- доход от указанной деятельности негосударственного образовательного учреждения полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46).
В этом случае платная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, а, следовательно, может быть применена норма о предоставлении налоговых льгот.
Таким
образом, финансирование образовательных
учреждений представляет собой процесс,
направленный на решение его текущих
задач и задач развития. В целом
объём бюджетных ассигнований на
реализацию государственных гарантий
в области образования в
В последнее время в российском обществе на всех уровнях широко обсуждаются вопросы качества школьного образования и управления им. На первый взгляд, кажется, что все это искусственно, надуманно, ибо уже несколько десятков лет мы только тем и занимаемся, что боремся за качество образования, за его постоянное повышение.
Проблема качества образования вызывает жаркие споры, о ней выходит немало литературы, где разные авторы занимают разные позиции.
Качество начинается с представлений о нем, то есть с понятия "качество образования". Как показывает опыт, представления о качестве у участников образовательного процесса различны.
Одни сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: "Какое в школе качество образования?" отвечают: "Столько-то процентов".
Другие
под качеством образования
Третьи - степень развития личности
Четвертые - количество выпускников, поступивших в ВУЗы.
Пятые - готовность выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.
Сегодня под качеством образования сегодня понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.
В
своем выступлении Министр
Качественное образование - это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию.
Есть и формальные признаки - например, участие в олимпиадах или уровень отметок ЕГЭ.
Таблица 2
Структура результатов ЕГЭ 2010 года
Предмет | Количество сдававших | НЕ сдали ЕГЭ 2010, % | Кол-во 100 бальников | Кол-во сдававших, не приступивших к части С |
Русский | 901929 | 3,7 | 1415 | 5,4 |
Математика | 854708 | 6,1 | 180 | 38,8 |
Естесство знание | 444219 | 3,9 | 34 | 3,0 |
Физика | 213186 | 5 | 114 | 32,3 |
История | 180900 | 9 | 222 | 12,0 |
Биология | 171257 | 6,1 | 133 | 8,5 |
Химия | 83544 | 6,2 | 275 | 11,2 |
Англ. Яз. | 73853 | 5 | 2 | 5,5 |
Информатика | 62652 | 7,2 | 90 | 22,3 |
Литература | 54313 | 5 | 422 | 1,3 |
География | 22256 | 6,3 | 17 | 14,0 |
Немецкий язык | 4177 | 12 | 0 | 10,0 |
Французкий язык | 1883 | 1 | 0 | 4,9 |
Испанский язык | 228 | 2 | 2 | 1,3 |
Хорошие результаты ЕГЭ говорят, как правило, о хорошем качестве образования.
Можно
назвать десятка полтора
Но вообще судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам.
Хорошие результаты - если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным".
Под качеством образования в Концепции региональной системы оценки качества образования понимается степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Хотя до сих пор большинство педагогов, говоря о качестве образования, на самом деле имеют в виду качество обучения. И сколько бы сил ни отдавали учителя достижению знаний, умений и навыков, простые ЗУНы, если можно так выразиться, не складываются в нормальный цивилизованный рынок, являющийся предпосылкой и фундаментом эффективной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения.
Опираясь на научную позицию А.И, Адамского следует выделить следующие новые требования к результатам образования и к образовательному процессу.
Важнейшим требованием является запрос на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.
Другим
новым требованием является акцент
на необходимость образования в
течение всей жизни. Должна происходить
индивидуализация образовательных
траекторий: большую часть набора
новых образовательных услуг
формирует уже не педагог/государство
по отношению к незрелому/
Содержание образования необходимо ориентировать не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.
В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования [21,C.14].