Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель настоящей работы - анализ реформы образования в РФ.
Данная цель потребовала следующих задач:
- дать понятие и рассмотреть сущность системы образования,
- исследовать структуру образовательной системы в РФ,
- ознакомиться с требования современного образования,
- рассмотреть этапы развития образовательной системы в РФ,
- определить перспективы развития и методику реализации реформирования высшего образования.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Общая характеристика системы образования
1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5
1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7
1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13
2. Система образования в России
2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17
2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21
3. Изменение системы образования в России
3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24
3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиографический список…………………………………………………..
Таким образом, построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения.
Социализация
должна стать предметом
Для решения проблем образования наше правительство в прошлом году разработало ряд программ, связанных с инвестициями в человеческий капитал. Среди них национальный проект «Образование».
Реформирование данного проекта заключается:
Во-первых, в планировании унификации российских стандартов с европейскими (вступление в так называемый Болонский процесс, что означает в перспективе дипломы международного стандарта, то есть единое европейское образовательное пространство).
Во-вторых, государство намерено продлить обучение в школе до двенадцати лет, а также повсеместно ввести единый госэкзамен (что, собственно, уже происходит). Остро также стоит вопрос о переходе на двухуровневую систему подготовки специалистов[15,C.123].
Некоторые выступают против
Любые
изменения в системе
Традиционный
взгляд на устройство сферы квалифицированного
труда исходит из того, что здесь
действует жесткое разделение труда,
и труд этот организован на основе
жестко закрепленных профессий. Другими
словами, человек приобретает
Происходящие
сегодня в России и в мире быстрые
изменения рынка труда и
В
связи с этим возник новый взгляд
на профессиональное образование, больше
соответствующий гибкому и
Этот
подход соответствует уже
Данный
подход соответствует и сильно изменившейся
за последнее десятилетие
Система
профессионального образования, как
уже отмечалось, не может не реагировать
на вызовы, идущие со стороны меняющегося
спроса на труд. Человеческий капитал
подвержен моральному износу, то есть
быстро устаревает, поэтому в западных
странах постепенно утверждается многоуровневая
модель высшего образования. В рамках
этой модели на первой ступени обучения
(бакалавриат) приоритетным является передача
человеку обобщенного, универсального
человеческого капитала (так называемое
общее обучение), т.е. обучение его
знаниям, навыкам и способностям
(и прежде всего способности к
дальнейшему учению), которые могут
быть применены на разных рабочих
местах. Такие знания устаревают медленно,
и в результате продуктивность труда
индивида возрастает независимо от места
его работы. Специализация же осуществляется
на последующих этапах высшего образования,
на третьем-четвёртом курсе
5 сентября 2005 года Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".
Приоритетный национальный проект был "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.
Государственная
поддержка инновационных
Интернетизация
российского образования
Все
вышеназванные направления
Таким образом, направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсы обеспечены»
Перспективы развития
высшего образования в России
находят свое отражение в документе
«Приоритетные направления
«Приоритетные
направления развития образовательной
системы Российской Федерации», одобренный
Правительством РФ 9 декабря 2004 г, конкретизируют
и дополняют основные положения
Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года, утвержденной
распоряжением Правительства
Концепция
модернизации российского образования
позволила выделить ряд существенных
проблем в развитии российского
образования, вместе с тем, при ее
реализации не была осуществлена часть
мер, запланированных в 2001-2003 гг. Недостаточная
результативность и продуктивность
реализации Концепции были обусловлены
не столько неверно выбранными приоритетами,
сколько неэффективными механизмами
их осуществления, слабой общественной
поддержкой, отсутствием заинтересованности
в модернизации образования со стороны
различных общественных объединений,
весомой части субъектов
Решение задач модернизации системы образования, приведение ее в соответствие со сложившимися социально-экономическими условиями может быть осуществлено только путем постепенного ввода в действие управленческих механизмов нового типа.
В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации определено, что система образования должна быть нацелена на решение таких стратегических для страны задач, как повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества, обеспечение безопасности граждан и государства, сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.