Реформа системы образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - анализ реформы образования в РФ.

Данная цель потребовала следующих задач:

- дать понятие и рассмотреть сущность системы образования,

- исследовать структуру образовательной системы в РФ,

- ознакомиться с требования современного образования,

- рассмотреть этапы развития образовательной системы в РФ,

- определить перспективы развития и методику реализации реформирования высшего образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

1. Общая характеристика системы образования

1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5

1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7

1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13

2. Система образования в России

2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17

2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21

3. Изменение системы образования в России

3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24

3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32

Заключение…………………………………………………………………… 36

Библиографический список…………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 105.24 Кб (Скачать)

     В настоящее время приоритетными  направлениями государственной  политики в области образования  должны стать:

  • · повышение качества профессионального образования;
  • · развитие современной системы непрерывного профессионального образования;
  • · обеспечение доступности качественного общего образования;
  • · повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

     Реализация  планов модернизации российского образования  позволит решить многие давно назревшие  проблемы, в том числе, обеспечение  роста социального статуса и  улучшение качественного состава  педагогического корпуса, повышение  материального благосостояния работников образования и многие другие.

     Вместе  с тем значительно более важную роль в развитии образования должно играть общество. Формирование прозрачных механизмов управления образованием и  образовательными учреждениями сделает  более эффективными различные формы  общественной поддержки системы  образования в целом.

     В «Направлениях…» изложено «важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего  образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста  на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой  для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.»

     17 октября 2007 года Совет Федерации  одобрил закон, совершенствующий  систему высшего профессионального  образования в России, в соответствии  с которым в России была введена двухуровневая система высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией.

     Первый  уровень - бакалавриат (3-4 года обучения), второй - магистратура (два года после  бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.

     Каждый  из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям, предполагается, что бакалавры уже  после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего  образования. То есть, первая ступень - бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные  с осуществлением исполнительских  функций в производственной или  социально-экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами  по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.

     Второй  уровень высшего образования, с  углубленной профспециализацией, - это магистратура или «специалитет». Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут  готовить к научно-исследовательской  деятельности и самостоятельной  аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, - два года, а по программам подготовки специалистов - не менее пяти лет.

     Правом  поступления в аспирантуру или  ординатуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.

     У каждого уровня высшего образования  свои государственные образовательные  стандарты, самостоятельная итоговая аттестация. Правила приема будет  устанавливать Министерство образования  и науки РФ, однако они не будут  существенно отличаться от ныне действующих. За всеми уровнями образования сохраняется  порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

     В целом переход к двухуровневой  системе высшего образования  дал возможность России стать полноправным партнером государств - участников Болонского процесса, что будет способствовать расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому, а также обеспечению трудоустройства выпускников вузов за счет ориентирования на европейский рынок труда.

     Что же касается развития современной системы  непрерывного профессионального образования, то в «Направлениях…» изложены основные принципы реализации, такие как:

  • · обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;
  • · создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;
  • · повысить роль общественных институтов в управлении образованием;
  • · сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;
  • · создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

     Увеличение  объемов инвестиций и повышение  эффективности их использования - одно из важнейших направлений при  осуществлении в России экономических  реформ, включая сферу образования. Увеличение привлекаемых инвестиций во многом зависит от активизации в  сфере образования инновационной  деятельности, широкого внедрения новых, отвечающих современным требованиям  технологий обучения, нацеленных на кардинальное повышение качества образования. Это  обусловлено во многом реализацией  инновационных программ в образовательном  процессе.

     Несмотря  на возрастающий объем вложений, коренной модернизации отрасли образования  пока не произошло. Расходовать деньги надо «по-умному», тратить их прежде всего на поддержку лучших преподавателей, школ и вузов, практически внедряющих инновационные программы.

     Все это свидетельствует о том, что  важное значение в условиях перехода российской экономики к формам хозяйствования придается на разных уровнях управления, в том числе в сфере образования, работе применительно к инвестиционной деятельности, а именно:

  • · организации инвестирования;
  • · источникам и формам инвестирования;
  • · инвестированию инновационной деятельности;
  • · оценке эффективности использования инвестиций;
  • · информационному обеспечению инвестиционной деятельности.

     Для российской экономики (включая сферу  образования) относительно новым является понятие (термин) «инвестиции». Ранее, в период централизованного планового хозяйства, использовалось понятие «капитальные вложения» -- затраты, связанные с воспроизводством основных фондов (строительством и капитальным ремонтом).

     С переходом к рыночным формам хозяйствования стало употребляться более широкое  понятие -- «инвестиции».

     Сегодня инвестиции -- это денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги, патенты, лицензии, ноу-хау, любое  имущество или имущественные  права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в проекты инвестиционной деятельности в целях достижения положительного результата, в том числе в сфере  образования.

     Инвестиции  в сфере образования нацелена на совершенствование образовательного процесса с применением новых  технологий обучения в целях существенного  повышения качества образования, обновления основных фондов образовательных учреждений, повсеместного внедрения современных  средств информации и коммуникации, реализации мероприятий по укреплению здоровья и усилению социальной поддержки  обучающихся и педагогов.

     При этом используются средства соответствующих  бюджетов (на безвозвратной и платной  возвратной основе), а также средства из внебюджетных источников, в том  числе привлекаются средства частных  российских и иностранных инвесторов, спонсоров, физических лиц (по договорам).

     За  последние годы существенно возросли вложения государства в развитие и модернизацию образования. Только из федерального бюджета ассигнования на образование в 2007 году увеличились  более чем на 30% по сравнению с  предыдущим годом. А всего из консолидированного бюджета в целом по стране последние  два года на образование направляется свыше одного триллиона рублей.

     Определенная  часть этих государственных средств  выделяется в сферу образования  в виде инвестиций.

     Только  Федеральному агентству по образованию  в 2007 году из федерального бюджета предусматривается: - 4,0 млрд. рублей на внедрение современных образовательных технологий; - 15,0 млрд. рублей на внедрение в вузах инновационных образовательных программ; - 300,0 млн. рублей в форме государственной поддержки начального профессионального образования по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.

     Проанализировав успешный опыт Западных стран по кредитованию высшего образования, Россия в лице государства начинает внедрять новую  отрасль системы финансирования образования.

     1 февраля 2008 года началась реализация  эксперимента по государственной  поддержке предоставления образовательных  кредитов студентам вузов, имеющих  государственную аккредитацию. 112 вузов  подали заявки для участия  в эксперименте по государственной  поддержке предоставления образовательных  кредитов студентам образовательных  учреждений высшего профессионального  образования, имеющих государственную  аккредитацию. Вузы, среди которых  5 негосударственных, представляют  все Федеральные округа РФ.

     Целью данного эксперимента является отработка  механизма государственной поддержки  образовательного кредитования. Его  участниками выступают Минобрнауки  России, Рособразование, поручители, банки - участники эксперимента, государственные  и негосударственные высшие учебные  заведения, заёмщики (студенты).

     Предусматривается, что заёмщик будет заключать  с вузом договор об оказании платных  образовательных услуг, а с поручителем  договор о предоставлении поручительства. Затем заёмщик будет обращаться в банк - участник эксперимента и  заключать с ним договор образовательного кредита.

     Государственная поддержка распространяется на образовательные  кредиты, предоставляемые заемщикам  в следующих целях:

     1) получение высшего профессионального  образования на возмездной основе (основной образовательный кредит);

     2) получение дополнительного образования  в образовательном учреждении (дополнительный  образовательный кредит);

     3) оплата сопутствующих расходов  в период обучения на проживание, питание, учебные пособия и  других расходов социального  характера, связанных с обучением  (сопутствующий образовательный  кредит).

     Максимальная  процентная ставка по образовательному кредиту не может превышать 10%. Заёмщику будет предоставляться отсрочка по погашению основного долга  и выплате процентов (льготный период) на весь срок обучения в вузе и три  месяца.

     Единственным  способом обеспечения исполнения заёмщиком  обязательств является поручительство, предоставляемое банку - участнику  эксперимента поручителем. Поручитель также должен заключить с вузом  соглашение об информационном сотрудничестве, в соответствии с которым стороны  установят порядок осуществления  совместных действий при проведении эксперимента. Возмещение поручителю его расходов, связанных с исполнением  договоров поручительства по образовательным  кредитам, будет осуществляться Рособразованием  в соответствии с соглашением  и только в случае неисполнения заёмщиками их обязательств перед поручителями (при невозможности взыскания  с заёмщика денежных средств в  пользу поручителя). При этом государство  гарантирует поддержку образовательных  кредитов в объёме 10% от размера выданных кредитов.  

3.2 Реализация требований  федеральных государственных  образовательных стандартов третьего поколения

 

     В 2011-13 учебном году российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения.

     Их  разработка осуществлялась в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года и  Планом мероприятий по реализации положений  Болонской декларации в системе  высшего профессионального образования  Российской Федерации на 2005 – 2010 годы.

Информация о работе Реформа системы образования в РФ