Реформа отношений собственности,как необходимое условие перехода к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ МАКРО.docx

— 68.63 Кб (Скачать)

Так, принципиально важным для содержания государственной  собственности в условиях нашей  экономики является вопрос о социально-экономическом  влиянии государства, являющегося  собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре  государственной собственности  и последствия уже проделанных  продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность  должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

Вместе с тем важно  обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности  работников, используя и такие  варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа. Нет  оснований для отказа от применения всего спектра форм акционерных  обществ; целесообразно, в частности, развивать образование ЗАО. Следует  устранить все препоны, мешающие развивать собственное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ :МЕТОДЫ,ОЦЕНКИ.ТЕНДЕНЦИИ

 

Для того чтобы определить состояние национальной экономики, необходимо получить представление  и проанализировать систему показателей, характеризующих макроуровень экономики. Более того, необходимо рассмотреть  эти показатели в динамике, определив  основную тенденцию экономики в  текущем периоде.

В основе международных сопоставлений  обычно лежит ВВП, исчисленный методом  конечного использования. Он представляет собой стоимость конечных товаров  и услуг и является, следовательно, функцией двух наборов переменных величин  — цен и количества (физического  объема) товаров и услуг.

По данным статистики, взятых из Статистического Ежегодника Республики Беларусь, можно проанализировать, как изменялся валовой внутренний продукт с 1999 по 2008 гг.

 

Таблица 1. Анализ динамики ВВП  Республики Беларусь за период

1999 – 2008 гг. (в процентах  к предыдущему году)

 

Годы

Валовой внутренний продукт 

Основные средства в  экономике 

Инвестиции в основной капитал 

1

2

3

4

1999

103,4

99,8

92,0

2000

105,8

100,2

102,1

2001

104,7

99,6

96,5

2002

105,0

101,1

106,0

2003

107,0

101,8

120,8

2004

111,4

101,5

120,9

2005

109,4

102,0

120,0

2006

110,0

102,5

135,2

2007

108,6

102,1

116,2

2008

110,0

103,0

123,5


Источник: Статистический Ежегодник  Республики Беларусь, 2009 ,стр. 37, 38

Проанализировав данную таблицу  можно сделать вывод, что за последние 10 лет  темпы роста ВВП  почти  не менялись. В 2008 году по отношения  к 1999 году ВВП увеличился  примерно на 10 процентов. Так же можно ещё  сказать, что по данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2008 года составил в текущих ценах 93 164,8 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 10% выше, чем в январе-сентябре 2007 года (в январе-сентябре 2007 года прирост  ВВП по отношению к январю-сентябрю 2006 года составлял 8,6%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год  предусмотрен рост ВВП на 8-9%. Если сравнить этот показатель (10%) нашей страны с  показателем Российской Федерации, то можно сказать, что по отношению  к Российской Федерации Республика Беларусь увеличила свой темп роста  ВВП.

По расчетам специалистов Всемирного банка, объем среднедушевого ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 2005 г  составил 8,541 тысяч долларов (66-е  место в мире). В то же время  в текущих ценах объем ВВП  страны на душу населения составил 3,090 тысяч долларов (70-е место). [7]

По расчетам специалистов Всемирного банка, среднедушевой ВВП  в Беларуси в  30,2 млрд долларов.

Это связано с тем, что  средний уровень цен в Беларуси примерно в три раза меньше, чем  в США (уровень цен в Беларуси составил 36 проц от уровня цен в США). В результате по паритету покупательной  способности в 2005 г доллар США  должен был бы равняться 779 бел. рублей вместо фактических 2153,8 бел руб.

 

Таким образом, удельный вес  Беларуси в мировой экономике, исходя из паритета покупательной способности, в 2005 г составил 0,15 %, что соответствует  удельному весу численности населения  страны в общей численности населения  мира – 0,16 %.

 

В 2006 г ВВП Беларуси возрос сразу на 10 % (в сопоставимых ценах), в 2007 году – еще на 8,2 %, а по итогам двух лет – более чем на 19 %. В текущих ценах ВВП Беларуси в 2007 году составил 96,087 трлн бел. руб. (1 долл – 2146 бел. руб.  на то время), что  соответствует 44,7 млрд долл. Далее, принимая во внимание, что в 2006-2007 гг. инфляция в США составила 6,7 %, в Беларуси 19,5 %, а курс белорусского рубля по отношению к доллару укрепился  на 0,2 %, можно рассчитать, что отношение  среднего уровня цен в Беларуси к  среднему уровню цен в Америке  возросло с 36 % в 2005 г до 40,4 % в 2007 г.

Соответственно, в расчете  на душу населения объем ВВП достиг рекордных 11,416 тыс. долл. Заметим, что  здесь Беларусь вплотную приблизилась к Казахстану (11,615 тыс. долл.), который  занимает второе место среди стран  СНГ. Лидирует же, по-прежнему, Россия – 15,694 тыс долл. Динамика производства валового внутреннего продукта характеризуется следующими данными:

 

Таблица 2. Динамика производства ВВП в 2008-2009 гг.

 

В текущих ценах, млрд.руб.

В сопоставимых ценах, в % к соответствующему

периоду предыдущего  года

2008 г.

I квартал

II квартал

I полугодие

III квартал

Январь - сентябрь

Январь - октябрь

IV квартал

Январь - декабрь

2009 г.

I квартал

II квартал

I полугодие

III квартал

Январь - сентябрь

Январь - октябрь

 

25802,5

30149,1

55951,6

37833,0

93784,6

106495,4

35044,2

128828,8

 

28337,5

31845,1

60182,6

39796,0

99978,6

111901,4

 

111,2

110,4

110,8

111,2

110,9

110,5

107,5

110,0

 

101,1

99,6

100,3

98,9

99,7

99,0


Источник: Социально-экономическое  положение Республики Беларусь в  январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад

 

2.6.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ РБ

На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных счетов связывает воедино важнейшие  экономические показатели – объем  выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС  представляет собой современную  систему сбора и обработки  информации и применяется практически  во всех странах для макроэкономического  анализа рыночной экономики. Она  позволяет в наглядной форме  представить ВВП (ВНД) на всех стадиях  его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного  использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты  и механизмы функционирования. Использование  СНС необходимо для проведения эффективной  макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для  международных сопоставлений национального  дохода. Национальное счетоводство - комплексная  система понятий, которые объясняют  создание, распределение, перераспределение  и использование валового национального  продукта и национального дохода в рамках  экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции - производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые  операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

Анализ эффективности  функционирования национальной экономики  Республики Беларусь показывает, что  решение стоящих перед страной  социально-экономических задач в  значительной степени тормозится недостаточной  отработанностью механизма макроэкономического  регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием  должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики применительно  к условиям Республики Беларусь.

Кроме того, темпы роста  рублевой денежной массы опережают  прогнозные показатели Национального  банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто  вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому  оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает  трудности в обеспечении устойчивого  экономического развития страны. Таким  образом, эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской  модели хозяйствования.

Для того чтобы идти в  ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные  конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое  положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический  потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень  населения и сложившуюся систему  подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические  связи.«Общими усилиями белорусского народа без потрясений и социальных неурядиц за относительно небольшой  период времени построено полноценное  независимое государство — Республика Беларусь, которое уважают и с  которым считаются в мире.

Поэтому концептуальная задача современного этапа — добиться того, чтобы процессы интенсивного социально–экономического развития стали необратимыми, приобрели  характер устойчивой тенденции.Для  стабильности экономики, отношений собственности и социально-экономического развития требуется настоящее многообразие форм собственности, характерное для смешанной экономики. Монополия же какой-либо одной формы собственности (государственной, частной или любой иной) недопустима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данное время наблюдается  довольно пёстрая картина существования  форм и видов собственности, когда  наряду с общегосударственной, кооперативной, колхозной, и другими характерными для социалистической формы хозяйствования довольно бурно развиваются капиталистические  формы собственности, такие как  частная и многие другие. Можно  констатировать, что сложился новый  общественно-экономический строй, который  характеризуется: восстановлением  системы частной собственности, установлением власти капитала и  денег, резким ростом дифференциации доходов  населения.

В результате распределения  государственной собственности  сложился фактически номенклатурный капитализм. Государственная собственность, несмотря на внешний демократизм процедур приватизации, перешла к тем слоям  общества, которые были фактическими (не юридическими) ее собственниками. Иными  словами подавляющая часть собственности  фактически перешла в руки директорского  корпуса, высшего министерского  аппарата.

Информация о работе Реформа отношений собственности,как необходимое условие перехода к рыночной экономике