Реформа отношений собственности,как необходимое условие перехода к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ МАКРО.docx

— 68.63 Кб (Скачать)

Более того, в рыночной экономике  любой мелкий собственник оказывается  достаточно сильно зависимым от системы  сложных финансовых и иных экономических  взаимоотношений. Он крайне зависим  от банка и других финансовых институтов, с которыми имеет дело. А это  делает мелкого собственника особенно уязвимым в условиях современной  действительности, когда финансовая система является крайне неустойчивой, в результате чего постоянно существует опасность разорения. Ярким примером тому может служить недавний экономический  кризис в стране, когда множество  банков разорились (следовательно, их клиенты, частные собственники, лишились своих капиталов), а те немногие банки, которые уцелели, были вынуждены заморозить счета частных фирм и те оказались полностью недееспособными в условиях кризиса, лишились возможности выполнить свои текущие финансовые обязательства по отношению к другим элементам сложной хозяйственной цепи. Взаимосвязь субъектов рассмотренной выше хозяйственной цепи была нарушена, что привело к дезорганизации, а так же усугублению кризисной ситуации.

Говоря о мелкой частной  собственности необходимо иметь  в виду, что здесь лишь весьма условно проявляется обособленность отдельного лица. Если говорить о специфике  существующей на данный момент экономики, то здесь мелкий собственник, работающий и присваивающий продукт своего труда, зависит, во-первых, от государственных  предприятий и, к сожалению, от наследия бюрократической советской системы. Однако эта зависимость может  быть не только отрицательной, но и  положительной. Независимо осуществлять весь технологический цикл частный  собственник, естественно не может, и здесь роль помощника, с которым  он может вступать в кооперацию, волей-неволей должна принадлежать крупным хозяйственным структурам, находящимся до последнего времени  в руках государства, или имеющих  иную форму собственности (например, акционерное общество со значительной долей государственных средств). Но условием этого позитивного взаимодействия должны стать партнерские отношения  мелкого и крупного бизнеса, а  не монополистическое давление последнего.

Во-вторых, для молодой  рыночной экономики нашей страны характерна зависимость мелкого  частного собственника от поставщиков  и потребителей в условиях технологического и экономического монополизма. Эта  монопольная зависимость от одного поставщика техники или группы поставщиков, связанных между собой карательными отношениями, становится существенным фактором, характеризующим специфику  мелкой частной собственности.

В-третьих, бюрократическое, формальное ограничение свободы  мелкого частного собственника в  переходной экономике, пожалуй, наиболее значимо и оказывает наиболее сильное влияние на экономические  результаты и эффективность данного  вида собственности.

 

 

 

 

2.1.ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

Уже давно стало известным, что государственная собственность  является основным камнем преткновения на пути к радикальным экономическим  реформам. При этом, как правило, совершаются две крупные ошибки: отождествляются, во-первых, государственная  собственность с бюрократической, и, во-вторых, экономические реформы  с обязательной приватизацией и  переходом к частной собственности. Между тем существуют эффективные  и более или менее демократически управляемые предприятия. Существуют и варианты экономических реформ, при которых государственная  собственность остается преобладающей, а мелкий бизнес и другие формы  частной собственности развиваются  параллельно с ним и, что особенно важно, не как результат приватизации. Так, например, проходят реформы в  Китайской Народной Республике и  в ряде других юго-восточных стран, где государственная собственность  играет значительную роль в экономике. Кроме того, абсолютное отрицание  влияния государственной собственности  на экономику страны, может повлечь  тяжкие последствия, как получилось в первые годы реформ в России. Ведь известно, что базис, на котором держится экономика ведущих индустриальных стран, — это большой государственно-корпоративный  сектор. В США, к примеру, его удельный вес достигает 70%, который складывается из долей государственного сектора (2%) и корпоративного (68%). Столь высокий  уровень обеспеченности капиталом, за которым — значительное машинозамещение  труда, немыслим без общенациональной централизации ресурсов и производственных инвестиций. Такую степень централизации  и обеспечивает государственно-корпоративный  сектор. Он же дает свыше 90% ресурсов накопления. Исходя из этого легко можно понять закономерность и необходимость  существования государственной  собственности в экономике.

В то же время у этой формы  собственности имеется ряд проблем, характерных в том числе и  для Беларуси, ключевой из которых  является создание иерархических структур, что отрицательно сказывается на эффективности экономики и неприязни  данной формы собственности со стороны  населения. В описанном явлении  скрыто внутреннее противоречие между  статусом государства как представителя  интересов всего общества, и как  обособленного института, способного подчинять общество.

Какие же правомочия принадлежат  государству? Это прежде всего право  продажи предприятия, определение  политики, целей и задач предприятия, образование сложных форм собственности  или хозяйствования на базе государственных предприятий, а так же вопрос о его выкупе трудовым коллективом или продаже частному собственнику. При этом инициатива подобных изменений может принадлежать и трудовому коллективу, однако принятие решения остается за государством.

Второе правомочие, которое  должно оставаться за государством, —  это предоставлению коллективу государственных  заказов, обеспечивающих средний уровень  загрузки, обязательный для выполнения.

Третий компонент правомочий государства: оно должно обладать возможностью получения определенной доли прибыли  от деятельности государственного предприятия. Однако не стоит забывать о том, что  это предприятие находится в  ведении государства и определенного  трудового коллектива, оно является и собственностью всех членов общества, следовательно, определенная часть  прибавочного продукта должна принадлежать собственнику, а им являются все  граждане государства. Остальное определяет трудовой коллектив: каким должно быть производство, что и как производить, а так же построение системы экономических  отношений внутри предприятия, оплата труда и распределение доходов.

Однако одним из ключевых правомочий государства должно оставаться определение направлений определенной части инвестиций.

Не стоит забывать и  о взаимных обязанностях государства  и трудового коллектива. Государство  отвечает за обеспечение своего госзаказа  поставками, трудовой коллектив отвечает за безубыточность производства, сохранение выделенных ему государством фондов.

!!! В настоящее время  при переходе к рынку происходит  разгосударствление экономики и  разгосударствление собственности. 

Разгосударствление — это процесс перевода собственности в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства самими предприятиями.

Предприятия остаются государственными. В большинстве случаев это  происходит через коммерциализацию деятельности государства.

Разгосударствление собственности — это процесс перевода государственной собственности в иные формы, в том числе и частные. Перевод государственной собственности в частную собственность называется приватизацией. Таким образом, приватизация — составная часть разгосударствления. Приватизация — длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия.

Обратимся теперь к государственному сектору и его перспективам развития. Какова же возможная сфера распространения  государственной собственности  в экономике? Прежде всего государственная  собственность наиболее адекватна  для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих  действительно народу. Примером могут  служить невоспроизводимые природные  ресурсы, в частности, земля и  ее недра; те или иные объекты, использование  которых связано с большим  риском для всего населения. К  последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и  той части экономической системы, которая работает на население непосредственно  и создает творческий потенциал  нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил следующую  закономерность в способах преодоления  препятствий на пути к конкурентному  рынку: развитие массового предпринимательства, создание рыночной инфраструктуры, установление рыночного равновесия, либерализация  цен, обуздание неуправляемой инфляции, обеспечение единого экономического пространства, создание открытой рыночной экономики. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок. Но проблема нашей экономики  в том, что "массовое предпринимательство" в основном не занимается производством  товаров и услуг, его усилия направлены на перепродажу импортных товаров, оказание посреднических услуг. Для  того чтобы стимулировать рост производства - основу рыночной системы, правительство  намерено оказывать государственную  проддержку (финансирование, льготы) малому предпринимательству, прежде всего, в  приоритетных областях: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного  потребления и др., оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство  объектов жилищного, производственного  назначения, инновационная деятельность.

При переходе к рыночной экономике изменилась форма собственности. Для более полного представления  о собственности  следует  определить  то место,  которое принадлежит  ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это  основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся  форм  собственности зависят и  формы распределения,  обмена,  потребления. Так, в рыночной экономике  преобладает частная собственность.

 Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность  есть результат  исторического  развития. Ее  формы меняются с изменением способов производства.  Причем главной  движущей силой этого изменения  является развитие производительных сил.

В-четвертых,  хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности,  это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе.  Переплетение и взаимодействие всех  форм  собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых,  переход  от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем,  на основе конкурентной  борьбы  за  выживаемость, постепенным вытеснением  всего того,  что отмирает,  и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях.  В то же время  имеют  место  и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Установление господства государственной собственности,  отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой,  огромную концентрацию ресурсов  и  их использование  для решения крупнейших хозяйственных  задач.

 На развитии  государственной  собственности  базировался  процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.

В ходе  дискуссий по поводу усилий России и других республик  бывшего Советского Союза  преодолеть  существующие  в  них  экономические  трудности утвердилось  мнение  о необходимости перехода от административно-командной  системы к рыночной системе свободной  конкуренции.  Рыночная экономика,  утвердившаяся в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки,  Канаде и ряде других стран,  функционирует  эффективно  и сравнительно успешно  удовлетворяет потребности своих  граждан.  Поэтому рыночное хозяйство  и является альтернативой для  бывших  социалистических стран; предполагается минимальное прямое вмешательство  государства в управление экономикой и переход  основных  рычагов  государственного регулирования к  индивидуальной предпринимательской  инициативе.  Естественно, что такой переход сопровождается глубокими изменениями во  всей общественной структуре и требует пере осмысливания многих фундаментальных экономических концепций.

Информация о работе Реформа отношений собственности,как необходимое условие перехода к рыночной экономике