Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Заслуга американских просветителей состоит в постановке вопроса о правомерности отождествления права собственности с неотъемлемым правом личности. Решение Томаса Джефферсона заменить неотъемлемое право собственности на право стремления к счастью способствует определению степени влияния собственности на развитие личности.Комплекс трансформационных процессов, затронувших, прежде всего, отношения собственности, выражается в становлении множественности форм собственности.
Введение………………………………………………………………………
3
1
Древние философы и возникновение собственности…………………
7
1.1
Генезис научных представлений о собственности древними философии……………………………………………………………….
7
1.2
Учения Т. Гоббса………………………………………………………...
12
1.3
Понятие собственности Дж. Локком…………………………………..
14
1.4
Взгляд Ж.Ж. Руссо на собственность …………………………………
16
1.5
Т. Джефферсон за равенство богатства………………………………..
18
1.6
Философия Г.И. Фихте……………………………………………...…..
19
1.7
Духовный мир Канта………………………………………..…………..
20
1.8
Гегелевская копцепция абстрактного права…………………………..
22
1.9
К. Маркс и Ф. Энгельс о собственности…………………...…………
25
2
Развитие собственности в наше время…………………………………
28
2.1
Понятие, виды и формы собственности………………………...……
28
2.2
Акционерные общества………..………………………………………
32
2.3
Развитие индивидуального предпринимательства в России и по Оренбургской области………………………………………………..…
33
Заключение……………………………………………………….……………
37
Список литературы………………………………
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… | 3 | |
1 | Древние философы и возникновение собственности………………… | 7 |
1.1 | Генезис научных представлений о собственности древними философии……………………………………………………… |
7 |
1.2 | Учения Т. Гоббса………………………………………………………... | 12 |
1.3 | Понятие собственности Дж. Локком………………………………….. | 14 |
1.4 | Взгляд Ж.Ж. Руссо на собственность ………………………………… | 16 |
1.5 | Т. Джефферсон за равенство богатства……………………………….. | 18 |
1.6 | Философия Г.И. Фихте……………………………………………...….. | 19 |
1.7 | Духовный мир Канта………………………………………..………….. | 20 |
1.8 | Гегелевская копцепция абстрактного права………………………….. | 22 |
1.9 | К. Маркс и Ф. Энгельс о собственности…………………...………… | 25 |
2 | Развитие собственности в наше время………………………………… | 28 |
2.1 | Понятие, виды и формы собственности………………………...…… | 28 |
2.2 | Акционерные общества………..……………………………………… | 32 |
2.3 | Развитие индивидуального предпринимательства в России и по Оренбургской области………………………………………………..… |
33 |
Заключение…………………………………………………… | 37 | |
Список литературы…………………………………………………. | 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в любую историческую эпоху вопрос о собственности является одной из главных проблем в жизни людей. С древних времён собственность-это препятствие для достижения своих целей для одних, и важная опора стабильности в обществе, залог социального и личного благополучия для других. Собственность является одним из важнейших объективных способов и источников существования человека. Во взаимодействии с ней протекает вся жизнь человека. Изменения, происходящие в отношениях собственности, определяют основное направление в развитии каждой формы общества.
Проблема собственности - одна из сложнейших в экономической теории. Дискуссии способствовали формированию целостного подхода к пониманию отношений собственности. Рыночные преобразования в нашей стране актуализировали проблему. Содержательная характеристика категории собственности глубоко проанализирована отечественными экономистами.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме “Эволюция взглядов на собственность” в современной науке, с другой стороны, её недостаточной разработанностью.
Анализ степени разработанности выбранной темы. Курсовая работа имеет достаточно разностороннюю научную базу. В её понятийный аппарат включён широкий спектр работ классиков философской мысли. Изучено наследие мыслителей античности о проблемах собственности, в частности, “Государство” Платона, “Политика”, “Никомахова этика” Аристотеля. Анализ Аристотелем понятий “владение”, “использование”, “лишённость” помогает раскрыть сущность собственности. Аристотель одним из первых упоминает некоторые ступени генезиса собственности. Также он сделал первые шаги в определении роли собственности в государственном устройстве и духовном развитии личности.
Рассмотрены философские взгляды на собственность просветителей Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, Т.Джефферсона. В частности, в работе Гоббса “Левиафан” расширяется спектр изучении проблемы сущности собственности, взаимодействии собственности и государства.
Сущность собственности Джон Локк сводил лишь к её опосредованности трудом, но заслуга Локка состоит в том, что он пытался раскрыть связь трёх неотъемлемых прав - жизнь, свобода, собственность. Достаточно весомо его исследование взаимосвязи собственности и духовного развития личности. Взгляды Ж.Ж.Руссо, выраженные в труде “Об общественном договоре”, способствуют раскрытию некоторых аспектов механизма возникновения собственности, а также о естественном состоянии без собственности как самом счастливом периоде человечества.
Заслуга американских просветителей состоит в постановке вопроса о правомерности отождествления права собственности с неотъемлемым правом личности. Решение Томаса Джефферсона заменить неотъемлемое право собственности на право стремления к счастью способствует определению степени влияния собственности на развитие личности.Комплекс трансформационных процессов, затронувших, прежде всего, отношения собственности, выражается в становлении множественности форм собственности.
Значительное место проблеме собственности было уделено классиками английской политэкономии. Последующее развитие учение о собственности получило в рамках марксизма. В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть и охарактеризовать генезис научных представлений о собственности как общесоциологической категории;
- уточнить сущность и содержание категории «собственность» на основе междисциплинарного подхода и взаимосвязь ее с рядом категорий;
- обосновать необходимость и возможность становления множественности форм собственности как основы формирования современной рыночной экономической системы в России;
- уточнить существующую структуризацию собственности, определить методологические принципы классификации собственности для выработки комплексного подхода к исследованию процесса реформирования собственности;
- оценить место и роль государственной собственности в структуре форм собственности в русле общемировых тенденций;
- исследовать и классифицировать целевую направленность функционирования предприятий государственного сектора экономики;
- раскрыть противоречия в процессе трансформации отношений собственности и определить тенденции данного процесса в переходной экономике;
Теоретическими источниками курсовой работы являются и работы представителей немецкой классической философии И.Г.Фихте, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля. Противоборство взгляда К.Маркса об источнике собственности помогает оценить противоречие в определении сущности собственности, её генезиса.
Так же в работе рассматривается индивидуальное предпринимательство по России, а так же в Оренбургской области. Объектом исследования является социальная сфера жизнедеятельности человека. Предмет исследования - эволюция отношений собственности в контексте общественного развития.
Цель работы – опираясь на исследования современных философов и философов прошлых лет провести социально – философский анализ собственности как феномена, проникающего во все сферы деятельности.
Теоретическая и практическая значимость результатов курсовой работы определяется тем, что они могут быть использованы в качестве философско - методологической основы для дальнейших исследований проблемы собственности; для изучения различных разделов социально-философского знания, исследующих хозяйственную и политическую сферы жизнедеятельности личности, социокультурные и внутриличностные процессы, мировоззрение, где собственность играет существенную роль.
1 ДРЕВНИЕ ФИЛОСОФЫ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Генезис научных представлений о собственности древними философами
Понятие собственности и права собственности одни из древнейших юридических понятий, поэтому неполным будет рассмотрение термина права собственности, если не заглянуть в его исторические корни, не рассмотреть его развитие в отдельных странах мира.
Понятие права собственности формируется и развивается уже давно, древние источники оказали большое влияние на современное право, и фактически лежат в его основе.
Историческим источником права является Законы Ману в Древней Индии, создание которых предположительно датируется примерно во II в. до н. э., уже хорошо различает разницу между собственностью и владением при этом, охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы Ману указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.
Экономическая мысль ученых древнего мира не представляла собой только непосредственное, пассивное отображение экономического развития общества. Она являла собой составную часть интегрального процесса развития философии, этики, религии и находилась в тесном взаимодействии с развитием общества. При этом очевидна двухсторонняя направленность античной общественной мысли: с одной стороны, подчинение личности государству, общественному устройству, а с другой - отречение личности от всего внешнего мира, что и сказалось и на разрешении экономических вопросов, а, следовательно, интересующего нас вопроса собственности.
В рамках античной философии уже делалась попытка связать собственность с хозяйственными и правовыми отношениями, отразить утверждающийся суверенитет личности в хозяйственных отношениях, показать ее социальную значимость.
В связи с этим уместно вспомнить крупнейшего философа Древней Греции Демокрита (460-370 г. г. до н.э.), чья философия строилась на поиске причинно-следственных связей и опиралась на энциклопедические познания в области существовавших тогда наук. Проблема собственности рассматривалась им в русле этических исследований. Фактическое господство философ оставлял за богатыми и аристократами, полагая, что «тот, кто будет тянуться, чтобы стать выше лучших людей, кончит тем, что приобретет дурную славу», так как «тяжко быть под властью человека более низкого. Власть - по природе удел лучших.» Таким образом, он отвергал всякого рода проекты уничтожения частной собственности, как несовместимые с естественной борьбой за существование. Ибо отмена частной собственности, по его мнению, ухудшит имущественное положение людей и их душевные качества. Для снятия социальной напряженности им была создана любопытная философия социального утешения: «Благоразумный человек не скорбит о том, чего он не имеет, но радуется тому, что он имеет ...Обиженный счастливее обидчика и высшая доблесть духа состоит в том, чтобы кротко переносить обиды».
Противоположную позицию занимал Платон (427-347гг. до н.э.). Он разработал целую программу выхода из кризиса современного ему рабовладельческого общества и стабилизации существующего общественного строя. Об этом свидетельствуют его сочинения «Государство» и «Законы», которые представляют собой изложение в двух вариантах проектов реформ Платона.
В первом варианте проекта «Государство» представлено идеальное устройство государства. Платон одним из первых признал наличие классовой (сословной) структуры общества. По мнению мыслителя античности, неравенство в обществе коренится в самой природе человека, а, следовательно, вечно. Из этого положения им делается вывод о целесообразности разделения труда в обществе и правомерности получения каждым своей доли сообразно природным способностям. К. Маркс по этому поводу отмечал, что в разделении труда Платон видел не только «основу распадения общества на сословия», но также «основной принцип строения государства». В его идеальном государстве представлены три сословия: философы, управляющие обществом; воины; земледельцы, ремесленники и торговцы. Рабы не относились ни к одному сословию. Древнегреческий философ пытался обосновать данную сословную иерархию общества на основе разделения труда между ними. Частная собственность и семья рассматривались Платоном в качестве источника противоположных обществу интересов. Это наложило свой отпечаток на понимание им человеческого общежития. Высшие сословия данной иерархии, а именно, философы и стражи не должны были иметь какой-либо собственности. Так, в отношении воинов Платон считал, что «им полагаются особые жилища, у них не должно быть собственности, кроме самого необходимого; в их жилье мог войти всякий, как и в кладовую». И только представители самого низкого сословия могли иметь частную собственность для того, чтобы обеспечить всем необходимым философов и стражей. Вопросы регламентации собственности Платон оставлял на усмотрение властей идеального государства.