Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование развития предпринимательской деятельности в Казахстане.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать определение предпринимательству, охарактеризовать признаки и факторы его развития;
- осветить историю становления предпринимательства в Казахстане;
- показать современный уровень его развития и роль в экономике страны;
3 Принципы государственной политики в области поддержки предпринимательства
Очевидно, что в сложившихся в настоящий момент в Республике Казахстан обстоятельствах, малое и среднее предпринимательство нуждается в полноценной поддержке государства для дальнейшего процветающего развития. До настоящего времени государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных началах.[12]
Опыт подавляющего большинства
зарубежных стран показывает,
что государственная
Продолжение курса реформ в республике требует, чтобы развитие малого предпринимательства и частной инициативы в нашей стране стало общегосударственной доктриной проводимых социально – экономических преобразований, оснащенной четким механизмом реализации – со своим исполнительным органом, законодательной базой и ресурсным обеспечением.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
Фундамент развитой системы поддержки малого предпринимательства могут составлять следующие элементы:
Сегодня назрела ситуация,
когда малое и среднее предприн
Финансирование будет проводиться за счет средств республиканского бюджета. В результате реализации Программы в течение трех лет будут увеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до 95 000 млн. тенге (700 млн.$ США).
В целях развития гарантирования предполагается:
В целях развития проектного финансирования предполагается:
В целях развития финансового лизинга предполагается расширение объемов финансирования проектов предусматривающих обновление и модернизацию основных фондов малых предприятий.
Кроме того, в целях построения конструктивного диалога между государственными органами и общественными объединениями предпринимателей (работодателей) в марте 2005 года на Конгрессе предпринимателей было принято решение об образовании Общественного Юридического Лица «Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен».
Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 23 апреля 2005 года № 1560 создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. В состав Совета вошли представители государственных органов, неправительственных организаций и предприниматели республики, возглавляет Совет Президент республики.
Произошедшие изменения в предпринимательской среде, формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования. [18, c.14]
В этих целях будет проведена ревизия действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.
Обеспечение финансово-кредитной
и инвестиционной поддержки малого
бизнеса будет основано на развитии
специализированных институтов и внедрении
пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного
обеспечения целевых групп
Фундаментом указанной
схемы должна выступить система
микрокредитования
Для этого необходимо сформировать сеть микрокредитных организаций с филиалами во всех регионах, для выдачи малых кредитов на небольшой срок по ставкам ниже рыночных без требования бизнес-плана и материального залога. К осуществлению данного проекта можно привлечь средства местных бюджетов, выделяемых на поддержку малого бизнеса, а также средства АО «Фонд поддержки и развития предпринимательства».
Необходим дифференцированный подход к суммам выдаваемых микрокредитов, в зависимости от вида деятельности и опыта работы. Так, для организации торгово-посреднической деятельности программами микрокредитования должны быть предусмотрены первоначальные суммы до 100 МРП, при последующем обращении и своевременном погашении, сумма может быть увеличена до 500 МРП. [14, с.15]
Для стартового капитала на открытие предприятия в приоритетных областях промышленности (туризм, стройиндустрия, пищевая промышленность, транспортная логистика и др.) суммы выдаваемых микрокредитов должны быть не менее 1000 МРП.
В рамках деятельности АО «Фонд развития малого предпринимательства» необходимо внедрить программу финансирования стартового капитала субъектов малого бизнеса.
Ежегодно в республиканском
бюджете предусматривать
В целях поддержки предпринимателей, находящихся на наиболее сложном и ответственном этапе развития бизнеса, сопряженного с нехваткой оборотных средств и ликвидного залога, необходимо развивать систему гарантирования кредитования малого предпринимательства с участием АО «Фонд поддержки и развития малого предпринимательства».
Ежегодно на предоставление гарантий, развития лизинга и кредитование субъектов малого бизнеса необходимо выделять АО «Фонд развития малого предпринимательства» из республиканского бюджета 30,0 млрд. тенге.
Для предпринимателей, имеющих определенный опыт и испытывающих потребности в высокотехнологичном оборудовании и дополнительном капитале для освоения новых направлений деятельности, будут задействованы новые инструменты финансовой поддержки (лизинг, венчурное финансирование и другие). Развитие лизинговых и создание венчурных структур будут способствовать появлению новых производств и восстановлению существующих до стадии, на которой они смогут привлекать традиционные источники финансирования.
Созданные в 2003 году новые финансовые институты АО «Национальный инновационный фонд», АО «Инвестиционный фонд Казахстана» в небольших объемах финансируют проекты, представляемые субъектами малого бизнеса. Необходимо вышеуказанным фондам разработать специальные программы, предусматривающие упрощенный порядок получения финансовых средств для субъектов малого бизнеса и более гибкие условия финансирования в первую очередь предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики.
Кроме того, необходимо оптимизировать процедуры предоставления банками второго уровня кредитов субъектам малого предпринимательства и связанные с ними расходы путем:
- разработки и внедрения механизмов по снижению для субъектов малого бизнеса платы за обслуживание кредитов;
- освобождения предприятий малого бизнеса от обязательного предоставления бизнес-планов по кредитуемому мероприятию, заменив их технико-экономическим обоснованием проекта по упрощенной форме;
- упрощения критериев оценки финансового состояния заемщиков - предприятий малого бизнеса, а также требований к видам обеспечения кредитов.
Разработать и внедрить программу субсидирования процентных ставок для субъектов малого бизнеса для снижения стоимости кредитов, получаемых в банках второго уровня субъектами малого бизнеса для производственной деятельности.
Субсидировать административные расходы банков второго уровня по обслуживанию кредитов, выдаваемых субъектам малого бизнеса.
Решение вопросов, связанных
с расширением доступа
Особое внимание должно быль уделено организации и развитию кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети.
В этом случае не отдельное предприятие конкурирует на рынке, а региональный промышленный комплекс, который сокращает свои трансакционные издержки благодаря совместной технологической кооперации компаний
Законы рыночной экономики вынуждают крупные компании четко определять свои основные виды деятельности и выводить все остальные в самостоятельное плавание в качестве малых предприятий, которые обычно остаются поставщиками основной компании, но могут существенно расширить свой рынок путем привлечения других потребителей. Если деловая среда благоприятствует выходу новых предприятий на рынок, то в целом улучшается структура рынка, повышается конкурентоспособность производств на всех уровнях передела, растут продажи. Рабочие места не только не сокращаются, но создаются новые.
По мере развития кластера в него «втягиваются»
информационно-
Образование новых предприятий в кластере - элемент положительной обратной связи. Развернутый кластер усиливает все вышеуказанные выгоды: наращивает коллективную базу ресурсов конкурентоспособности, от чего выигрывают все участники кластера и оказываются впереди их конкурентов в других местах.
Таким образом, деловая среда кластера образует своего рода «питательную среду» для развития малого и среднего предпринимательства. В мировой практике известны кластеры, полностью состоящие из малых и средних предприятий. [19, c.71]
Малые предприятий, работающие в кластерной системе должны быть освобождены от социального налога.
Арифметические и иные ошибки, не искажающие основной сути отчетного документа не должны являться основанием для наложения штрафа
Переписка официальных органов с предприятиями малого бизнеса должна осуществляться с уведомлением о вручении или «из рук в руки». В последнее время, отправка писем официальными органами (в том числе налоговыми) осуществляется через почтовые отделения связи. По непонятным причинам, письма идут месяцами, в результате руководители предприятий выплачивают штрафы за несвоевременное реагирование на замечания налоговых органов или смену местонахождения без уведомления.
Проверки санэпидемстанций, пожарных инспекций должны быть строго в рамках Регламентов проверок, которые должны быть зарегистрирован в органах юстиции республики.
Законодательно должна быть закреплена материальная ответственность конкретного должностного лица, осуществляющего проверку. В случае необоснованных проверок и незаконных действий, вышеуказанное должностное лицо лично должно возместить убытки малому предприятию, которые явились результатом незаконных действий или уплатить штраф не менее 50 МРП.
Информация о работе Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане