Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование развития предпринимательской деятельности в Казахстане.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать определение предпринимательству, охарактеризовать признаки и факторы его развития;
- осветить историю становления предпринимательства в Казахстане;
- показать современный уровень его развития и роль в экономике страны;

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 429.00 Кб (Скачать)

 

3 Принципы государственной политики в области поддержки предпринимательства

 

 

Очевидно, что в сложившихся  в настоящий момент в Республике Казахстан обстоятельствах, малое и среднее предпринимательство нуждается в полноценной поддержке государства для дальнейшего процветающего развития. До настоящего времени государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных началах.[12]

           Опыт  подавляющего  большинства   зарубежных  стран  показывает,  что  государственная  политика  в  отношении  малого  предпринимательства  является  важным  самостоятельным  системным  направлением. Общей  установкой  государственной  политики  поддержки  малого  предпринимательства  в  развитых  странах  является  создание  для  него  благоприятной  среды,  которая  предполагает  стабильность  экономической  политики  государства,  развитие  рыночной  инфраструктуры,  эффективную  систему  защиты  интеллектуальной  собственности,  упрощенные  административные  процедуры,  идеологический  фон  стимулирования  частной  инициативы  и  т.д.  Кроме  того,  неоспоримой  истиной  считается,  что  малый  бизнес  формирует  дух  и  среду  предпринимательства,  без  которых  рыночная  экономика  невозможна.

           Продолжение  курса  реформ  в  республике  требует,  чтобы   развитие  малого  предпринимательства  и  частной  инициативы  в  нашей  стране  стало  общегосударственной  доктриной  проводимых  социально – экономических  преобразований,  оснащенной  четким  механизмом  реализации – со  своим  исполнительным  органом,  законодательной  базой  и  ресурсным  обеспечением.

           Успешное  развитие  малого  предпринимательства   возможно  лишь  при  наличии   политической  воли  государства   сформировать  благоприятные   социальные,  экономические,  правовые,  политические  и  другие  условия,  поддержание  и  укрепление  которых,  в свою  очередь,  обеспечивается  широкомасштабным  развитием малого  бизнеса.

           Фундамент  развитой  системы   поддержки  малого  предпринимательства   могут  составлять  следующие   элементы:

  1. Оптимальная  законодательная  и  нормативная  база,  упрощение  государственных  регулирующих  процедур;
  2. Действенные  правоприменительные  механизмы,  гарантирующие  соблюдение  законности;
  3. Система  специализированных  институтов  по  поддержке  малого  бизнеса,  как  на  уровне  государства,  так  и  на  уровне  крупных  общенациональных  общественных  организаций;
  4. Открытость,  как  в  формировании  государственной  политики,  так  и  при  ее  реализации;
  5. Гибкость  системы  приоритетов  и  разнообразие  форм  государственной  поддержки  при  наличии  согласованности  и  непротиворечивости  мер;
  6. Учет  национальных  и  исторических  особенностей  в  формах  организации  деятельности;
  7. Организация  систематических  научных  исследованиях  по  проблемам  малого  предпринимательства;
  8. Существование  улучшения  системы  учета  и  государственной  статистики  субъектов  малого  предпринимательства;
  9. Проведение  мощной  образовательной  и  пропагандисткой  компании.

Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике.

Финансирование будет  проводиться за счет средств республиканского бюджета. В результате реализации Программы в течение трех лет будут увеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до          95 000 млн. тенге (700 млн.$ США).

В целях развития гарантирования предполагается:

  • заключение генеральных соглашений с банками второго уровня о сотрудничестве на республиканском и региональном уровнях;
  • выдача гарантий субъектам малого предпринимательства при получении ими кредитов в банках второго уровня, покрывающих от 50 до 80 процентов стоимости проекта.

В целях развития проектного финансирования предполагается:

  • открытие специальных кредитных линий для оралманов, молодежи, потенциальных предпринимателей пенсионного возраста, ремесленников, инвалидов;
  • кредитование внедрения международных стандартов качества менеджмента с последующим возмещением 50 процентов затрат предпринимателя;
  • кредитование франчайзинговых операций;
  • кредитование участников инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
  • открытие кредитной линии для поэтапной капитализации предприятий малого бизнеса за счет заемных средств Фонда.

В целях развития финансового лизинга предполагается расширение объемов финансирования проектов предусматривающих обновление и модернизацию основных фондов малых предприятий.

Кроме того, в целях  построения конструктивного диалога  между государственными органами и  общественными объединениями предпринимателей (работодателей) в марте 2005 года на Конгрессе предпринимателей было принято решение об образовании Общественного Юридического Лица «Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен».

Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 23 апреля 2005 года № 1560 создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. В состав Совета вошли представители государственных органов, неправительственных организаций и предприниматели республики, возглавляет Совет Президент республики.

Произошедшие изменения  в предпринимательской среде, формировавшейся  в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость  совершенствования нормативной  правовой базы и основ ее государственного регулирования. [18, c.14]

В этих целях будет  проведена ревизия действующих  нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет  устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с  требованиями современного состояния развития экономики.

Обеспечение финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки малого бизнеса будет основано на развитии специализированных институтов и внедрении  пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного обеспечения целевых групп субъектов  малого предпринимательства с установлением приемлемых для них условий и процедур кредитования.

Фундаментом указанной  схемы должна выступить система  микрокредитования предпринимательских  инициатив наименее обеспеченных граждан  и начинающих предпринимателей, в том числе на селе, осуществляемого как на коммерческой, так и на грантовой основе с упрощением технических процедур оформления кредита.

Для этого необходимо сформировать сеть микрокредитных организаций  с филиалами во всех регионах, для  выдачи малых кредитов на небольшой срок по ставкам ниже рыночных без требования бизнес-плана и материального залога. К осуществлению данного проекта можно привлечь средства местных бюджетов, выделяемых на поддержку малого бизнеса, а также средства АО «Фонд поддержки и развития предпринимательства».

Необходим дифференцированный подход к суммам выдаваемых микрокредитов, в зависимости от вида деятельности и опыта работы. Так, для организации торгово-посреднической деятельности программами микрокредитования должны быть предусмотрены первоначальные суммы до 100 МРП, при последующем обращении и своевременном погашении, сумма может быть увеличена до 500 МРП. [14, с.15]

Для стартового капитала на открытие предприятия в приоритетных областях промышленности (туризм, стройиндустрия, пищевая промышленность, транспортная логистика и др.) суммы выдаваемых микрокредитов должны быть не менее 1000 МРП.

В рамках деятельности АО «Фонд развития малого предпринимательства» необходимо внедрить программу финансирования стартового капитала субъектов малого бизнеса.

Ежегодно в республиканском  бюджете предусматривать средства для покрытия части убытков АО «Фонд развития малого предпринимательства» и банков второго уровня от кредитования стартового бизнеса.[12]

В целях поддержки  предпринимателей, находящихся на наиболее сложном и ответственном этапе развития бизнеса, сопряженного с нехваткой оборотных средств и ликвидного залога, необходимо развивать систему гарантирования кредитования малого предпринимательства с участием АО «Фонд поддержки и развития малого предпринимательства».

Ежегодно на предоставление гарантий, развития лизинга и кредитование субъектов малого бизнеса необходимо выделять АО «Фонд развития малого предпринимательства» из республиканского бюджета 30,0 млрд. тенге.

Для предпринимателей, имеющих определенный опыт и испытывающих потребности в высокотехнологичном оборудовании и дополнительном капитале для освоения новых направлений деятельности, будут задействованы новые инструменты финансовой поддержки (лизинг, венчурное финансирование и другие). Развитие лизинговых и создание венчурных структур будут способствовать появлению новых производств и восстановлению существующих до стадии, на которой они смогут привлекать традиционные источники финансирования.

Созданные в 2003 году новые финансовые институты АО «Национальный инновационный фонд», АО «Инвестиционный фонд Казахстана» в небольших объемах финансируют проекты, представляемые субъектами малого бизнеса. Необходимо вышеуказанным фондам разработать специальные программы, предусматривающие упрощенный порядок получения финансовых средств для субъектов малого бизнеса и более гибкие условия финансирования в первую очередь предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики.

Кроме того, необходимо оптимизировать процедуры предоставления банками второго уровня кредитов субъектам малого предпринимательства и связанные с ними расходы путем:

- разработки и внедрения механизмов по снижению для субъектов малого бизнеса платы за обслуживание кредитов;

- освобождения предприятий малого бизнеса от обязательного предоставления бизнес-планов по кредитуемому мероприятию, заменив их технико-экономическим обоснованием проекта по упрощенной форме;

- упрощения критериев оценки финансового состояния заемщиков - предприятий малого бизнеса, а также требований к видам обеспечения кредитов.

Разработать и внедрить программу субсидирования процентных ставок для субъектов малого бизнеса  для снижения стоимости кредитов, получаемых в банках второго уровня субъектами малого бизнеса для производственной деятельности.

Субсидировать административные расходы банков второго уровня по обслуживанию кредитов, выдаваемых субъектам малого бизнеса.

Решение вопросов, связанных  с расширением доступа субъектов  малого предпринимательства к кредитным  ресурсам, создание и ведение реестров заемщиков позволят обеспечить им кредитную историю, что будет способствовать стабильному росту количества малых предприятий и повышению производительности их деятельности.

Особое внимание должно быль уделено организации и развитию кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети.

В этом случае не отдельное  предприятие конкурирует на рынке, а региональный промышленный комплекс, который сокращает свои трансакционные издержки благодаря совместной технологической  кооперации компаний

Законы рыночной экономики  вынуждают крупные компании четко  определять свои основные виды деятельности и выводить все остальные в  самостоятельное плавание в качестве малых предприятий, которые обычно остаются поставщиками основной компании, но могут существенно расширить свой рынок путем привлечения других потребителей. Если деловая среда благоприятствует выходу новых предприятий на рынок, то в целом улучшается структура рынка, повышается конкурентоспособность производств на всех уровнях передела, растут продажи. Рабочие места не только не сокращаются, но создаются новые.

По мере развития кластера в него «втягиваются» информационно-коммуникационные, кредитно-финансовые, юридические и иные учреждения, находя в нем новые ниши для расширения своей деятельности.

Образование новых предприятий  в кластере - элемент положительной  обратной связи. Развернутый кластер  усиливает все вышеуказанные  выгоды: наращивает коллективную базу ресурсов конкурентоспособности, от чего выигрывают все участники кластера и оказываются впереди их конкурентов в других местах.

Таким образом, деловая  среда кластера образует своего рода «питательную среду» для развития малого и среднего предпринимательства. В мировой практике известны кластеры, полностью состоящие из малых и средних предприятий. [19, c.71]

Малые предприятий, работающие в кластерной системе должны быть освобождены от социального налога.

Арифметические и иные ошибки, не искажающие основной сути отчетного  документа не должны являться основанием для наложения штрафа

Переписка официальных органов с предприятиями малого бизнеса должна осуществляться с уведомлением о вручении или «из рук в руки». В последнее время, отправка писем официальными органами (в том числе налоговыми) осуществляется через почтовые отделения связи. По непонятным причинам, письма идут месяцами, в результате руководители предприятий выплачивают штрафы за несвоевременное реагирование на замечания налоговых органов или смену местонахождения без уведомления.

Проверки санэпидемстанций, пожарных инспекций должны быть строго в рамках Регламентов проверок, которые должны быть зарегистрирован в органах юстиции республики.

Законодательно должна быть закреплена материальная ответственность  конкретного должностного лица, осуществляющего  проверку. В случае необоснованных проверок и незаконных действий, вышеуказанное должностное лицо лично должно возместить убытки малому предприятию, которые явились результатом незаконных действий или уплатить штраф не менее 50 МРП.

Информация о работе Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане