Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование развития предпринимательской деятельности в Казахстане.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать определение предпринимательству, охарактеризовать признаки и факторы его развития;
- осветить историю становления предпринимательства в Казахстане;
- показать современный уровень его развития и роль в экономике страны;
Агентство РК по статистике, которое по поручению правительства ведет постоянный мониторинг малого бизнеса в стране, ежемесячно публикует его итоги в информационно-аналитическом журнале «Социально-экономическое развитие РК», а также на официальном сайте http://www.stat.kz/.
Становление малого бизнеса
в Республике с первых дней экономических
реформ является одним из приоритетов
экономической политики государства.
Предпринимательский класс выст
Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества. [8]
Казахстан провозгласил курс на формирование социально ориентированного рыночного общества, который требует радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков рыночного поведения отдельных людей в масштабе всего государства.
В Таблице 1 приведены данные о формировании хозяйствующих субъектов по типам и формам собственности. Из приведенных данных можно легко можно заметить, что малые предприятия с частной формой собственности имеют наибольшие количественные показатели.
Таблица 1- Хозяйствующие субъекты по типам и формам собственности на конец 2007 года
Типы предприятий и организаций |
Общее число, тыс. ед |
В том числе по форме (в % к общему числу) |
В том числе по типу собственности (в % к общему числу) | ||
Государственная |
Частная |
Совместная |
Иностранная | ||
Малые |
127,2 |
13,7 |
81,8 |
3,0 |
1,5 |
Средние |
14,0 |
51,4 |
38,5 |
9,9 |
0,2 |
Крупные |
5,0 |
32,4 |
52,4 |
14,7 |
0,5 |
Очевидно, что вклад
малого предпринимательства в
Таким образом, трудно переоценить значимость развития предпринимательства для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. [10]
В Казахстане на сегодняшний момент, существование предпринимательства уже свершившийся факт, конечно, оно претерпевает много трудностей, но на настоящий момент государство всеми силами старается поддержать его развитие.
Можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства.
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.
В то же время основные фонды предприятий малого бизнеса не способствуют повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода. [17, c.87]
Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная координация инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.
Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет. [20]
В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.
Среди 150 административных барьеров - привлечение иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день НДС для казахстанских предприятий составляет 12%, тогда, как в США - всего 5%.
В региональном разрезе наибольшее количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса на 1 января 2007 года приходится на г. Алматы – 61 252 (или 35 % от общего количества зарегистрированных субъектов малого бизнеса).
Из общего числа действующих субъектов малого предпринимательства 49 606 единиц, наибольший удельный вес занимает г. Алматы – 13 578 (27,3 %), Южно-Казахстанская область – 4 609 единиц, что составляет 9,2 %, г. Астана – 4 384 единицы (8,8 %), Восточно-Казахстанская область – 3 770 (7,5 %). Наименьшее количество действующих субъектов малого бизнеса в Западно-Казахстанской области – 1 187 (2,3%), Жамбыльской – 1 481 (2,9 %) и Кызылординской – 1 403(2,8 %) областях (таблица 2). [10]
Таблица 2 – Количество предприятий малого бизнеса по состоянию на 01.02.2007 г.
Регион Казахстана |
Зарегистри-рованные, ед |
Действующие | ||
Всего, ед |
из них активные, ед |
численность занятых, чел | ||
Республика Казахстан |
173629 |
109743 |
49606 |
548279 |
Акмолинская |
5492 |
3414 |
1758 |
25655 |
Актюбинская |
6741 |
4956 |
2071 |
24980 |
Алматинская |
7404 |
4316 |
2243 |
30746 |
Атырауская |
4632 |
3624 |
1849 |
18325 |
Восточно-Казахстанская |
10714 |
7584 |
3770 |
43961 |
Жамбыльская |
4671 |
3138 |
1481 |
18019 |
Западно-Казахстанская |
3390 |
2852 |
1187 |
15494 |
Карагандинская |
10738 |
7072 |
3249 |
37593 |
Костанайская |
6218 |
3816 |
2257 |
27721 |
Кызылординская |
3200 |
2378 |
1403 |
15757 |
Мангистауская |
4933 |
4224 |
2154 |
19862 |
Павлодарская |
7900 |
4469 |
2095 |
27661 |
Северо-Казахстанская |
3838 |
2474 |
1518 |
17767 |
Южно-Казахстанская |
15221 |
9476 |
4609 |
52032 |
г. Астана |
17285 |
10714 |
4384 |
47566 |
г. Алматы |
61252 |
35236 |
13578 |
125140 |
Сегодня можно констатировать, что малый бизнес стал действующей силой в решении экономических, социальных и политических вопросов. Предпринимательство решает проблемы занятости, повышает уровень и качество жизни людей. Начиная с 2000 года в сфере малого бизнеса создано свыше 80 тысяч новых рабочих мест. Субъекты малого предпринимательства участвуют в реализации областных программ: «В каждой семье один работающий», «Нет безработной молодежи», «Возрождение Аула».
Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года.
- Отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров;
- Противоречивость законодательных и нормативных актов;
- Проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма);
- Отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга;
- Отсутствие у начинающих
предпринимателей знаний и
- Бюрократизм, коррупция, вымогательство;
- Слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- Жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования;
- Повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям;
- Низкий уровень специализации
малого предпринимательства, не
Принятые в последнее время усилия со стороны государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики.
В налоговом законодательстве значительно усилилось налоговое администрирование, без учета специфики субъектов малого бизнеса, что привело к значительному увеличению выплаты штрафов, что привело к тому, что по г. Алматы предпринимателями в 2004 году было выплачено 2 млрд. тенге штрафов и пени, в том числе за ненадлежащее заполнение форм отчетности.
В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч нормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему. [12]
Информация о работе Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане