Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование развития предпринимательской деятельности в Казахстане.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать определение предпринимательству, охарактеризовать признаки и факторы его развития;
- осветить историю становления предпринимательства в Казахстане;
- показать современный уровень его развития и роль в экономике страны;

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 429.00 Кб (Скачать)

Немаловажным является и тот факт, что предприниматель предвидит и старается избежать негативных последствий своей деятельности.

Условия, необходимые  для развития предпринимательства  и бизнеса:

I. Экономические:

  • Частная собственность (индивидуальная, ассоциированная), как господствующая форма собственности;
  • Свобода выбора материальных и финансовых ресурсов и свобода распределения продукта и чистой прибыли;
  • Наличие условий для формирования первоначального капитала;
  • Знания требований развивающегося рынка, умение адаптироваться в конкурентной среде. Не все могут стать предпринимателями, нужны определенные способности;
  • Свободный доступ к информации, ее достоверность.

II. Политические:

  • Политическая стабильность;
  • Экономическая политика, направленная на развитие рыночных отношений.

III. Юридические:

  • Правовое регулирование предпринимательства;
  • Правовая грамотность и культура: знание законов и нормативов, обязательность исполнения для всех субъектов общества.

IV. Свободная конкуренция.

V. Развитая инфраструктура рынка.  Банковская система, рынок ценных  бумаг, система страхования рисков, информационные технологии.

В некоторых странах существуют школы развития предпринимательства, так называемые «бизнес-инкубаторы», где разного рода эксперты: экономисты, юристы, психологи консультируют, обучают предпринимательству, учат разрабатывать бизнес-планы, налаживать контакты с партнерами и т.д. [6, c.45]

 

2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Республике Казахстан

2.1 Этапы становления предпринимательства в Казахстане

 

Переход к рынку и, соответственно, становление отечественного частного предпринимательства в Казахстане начался спонтанно, без подготовки, с первых лет независимости - в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения жизненного уровня населения. Это было время трудных решений, когда остановились крупные предприятия, и сотни тысяч людей потеряли работу. В экономике преобладала государственная собственность. Полностью отсутствовала законодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. И, что является наиболее неприятным – в общественном сознании предпринимателя воспринимали только негативно как спекулянты, эксплуататора, расхитителя общенародного достояния.

В реформировании казахстанской  экономики еще со времен перестройки  малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой  системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики Казахстана и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства. [4, с.112]

Сейчас, по истечении 20 лет суверенного Казахстана, для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием казахстанских МП необходимо рассмотреть 4 этапа формирования современного предпринимательства, три из которых уже завершены, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в  условиях бывшего СССР в конце 80-х  годов. Огромные льготы всех видов, в  том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

1993 - 95 год - годы шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в  общей структуре казахстанского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

Феноменальный рост числа  МП в 1993-95 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического  малого предпринимательства стало  ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у казахстанского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию казахстанского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности. К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен рядом других факторов полная «закупорка» ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.

В целом ситуация 1993-95 г. может быть охарактеризована следующим образом: малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали в Казахстане в невероятных количествах. Данное явление можно объяснить тем фактом, что люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций и породили надежду на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг.

Многие малые предприятия  появлялись на свет не в силу экономической  целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь» (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом. [7, с.33]

Именно этим объясняется  феномен бурного появления многочисленных частных мелких научных фирм в  условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней. Психологически это явление объясняется еще и тем, что научная деятельность, личность исследователя в течение многих предшествовавших десятилетий были должным образом не востребованы. Новые условия давали бывшим научным сотрудникам надежду на самостоятельный выход из того тупикового положения, в котором они находились в государственных академических, отраслевых и прочих научных учреждениях в 70-е и в 80-е годы. [16,с.35]

В экономике Казахстана стала прослеживаться тенденция  к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а  также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Алматы и Астане на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе казахстанских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но в дальнейшем, как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек. [5, с.56]

На кардинальное замедление прироста числа МП в 1995-1996 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых  предприятий, созданных еще по законам  бывшего СССР. Действующие МП в  ходе перерегистрации принимали  новые организационные формы, а  прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку количество зарегистрированных, но реально не функционировавших МП было достаточно велико, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа МП Казахстана. Фактор перерегистрации и ликвидации не работающих предприятий в полной мере проявил себя в связи с введением в практику хозяйственной деятельности нового Гражданского кодекса (ГК). В соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имеющие форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны переоформить свои учредительские документы, приняв другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть, что даже по официальным оценкам, более трети зарегистрированных малых предприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся перерегистрация и соответственно официальная ликвидация реально не функционирующих малых предприятий должны привести к дальнейшему существенному снижению числа малых предприятий в Казахстане. А с учетом того, что в ряде регионов Казахстана реально действует чуть более половины зарегистрированных МП, перерегистрация внесет определенные коррективы и в региональную структуру малого предпринимательства страны.

Начало перехода к  рыночной экономике (1991 год) в Казахстане проходило в условиях кризиса, обусловленного массовым разрывом торгово-экономических связей, отсутствием координации в проведении единой финансово-кредитной политики, ускоренным демонтажем старой системы производственных отношений. Экономика Казахстана в основном сориентированная на производство сырьевой продукции, имела высокую степень интегрирования в рамках единой экономической системы бывшего советского государства, что послужило дополнительному усилению проблем. Поэтому динамика социально-экономического развития страны в середине 90-х годов производила тяжелое впечатление. Падал уровень жизни людей. Производство потребительских товаров сокращалось в среднем на 20% в год. Росла безработица – около 40% в год. Происходило вымывание валютных средств из государства. Шло разрушение старой экономической системы. Новый же рыночный механизм еще только формировался. [7, c.6]

Именно в этот период формируется и четко формулируется стратегия экономического развития государства, оформленная в послании Президента страны народу Казахстана - Стратегия «Казахстан-2030»: «Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций…Чтобы не стать страной с моносырьевой ориентацией, мы еще более опережающими темпами должны развивать легкую и пищевую промышленность, инфраструктуру, нефте- и газопереработку, химию и нефтехимию, отдельные подотрасли машиностроения, конечных наукоемких производств, сферы услуг, туризм». [8]

До перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики  Казахстана составляли крупные промышленные гиганты; малый бизнес не входил в  сферу государственных интересов. Однако в период трансформации плановой экономики малое предпринимательство явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства.

Стабилизация социально-экономического положения в республике оказала  положительное влияние на развитие малого предпринимательства. Численность граждан занятых в малом бизнесе достигла в 2004 году 524,6 тыс. человек, рост по отношению к 2003 году составил 8,7%.

Увеличение дохода от реализации товаров и услуг субъектами малого бизнеса от реализации товаров и услуг за 2004 год составило к 2003 году 16,5%.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий  практически не меняется в последние  годы. Из общего количества действующих  субъектов малого бизнеса доминирующее положение занимают сферы торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования 40,5% от общего количества, действующих в сфере малого бизнеса с суммарной численностью занятых 163,6 тыс. человек (31% от общей численности занятых в малом бизнесе). [14]

Информация о работе Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане