Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа
Поэтому цель работы – выявить источники развития нанотехнологий в России.
Исходя из цели исследования, написание курсовой работы было направлено на решение следующих задач:
- дать понятие инновационной продукции;
- выявить особенности нанотехнологий как формы инноваций;
- проанализировать государственную политику развития нанотехнологий;
- оценить текущую ситуацию в наноотрасли.
- описать перспективы развития нанотехнологий и модернизации экономики;
Введение...............................................................................................................................3
1. Теоретические основы анализа инноваций.............................................................5
1.1 Понятие и необходимость инновационной продукции...............................5
1.2 Особенности нанотехнологий как формы инноваций.................................9
1.3 Виды предпринимательства в сфере нанотехнологий...............................13
1.4 Государственная политика развития нанотехнологий..............................16
2. Состояние и перспективы развития сферы нанотехнологий в России..............21
2.1 Текущая ситуация в наноотрасли................................................................21
2.2 Проблемы и особенности российской наноотрасли..................................25
2.3 Перспективы развития нанотехнологий и модернизация экономики......28
Заключение.........................................................................................................................31
Список литературы............................................................................................................33
Приложения........................................................................................................................35
Таким образом, нанотехнология в перспективе будет охватывать все сферы жизнедеятельности человека. Как и любая дисциплина, находящаяся в стадии своего развития, она нуждается в выработке единой терминологии, номенклатуры и стандартов измерений. Не менее важны и социальные аспекты внедрения нанотехнологий. Гуманитарные исследования в области применения нанотехнологий имеют констатирующий и описательный характер, а механизмы взаимодействия нанотехнологий на человека и общества не прояснены. В то же время, ясна опасность неконтролируемого внедрения нанотехнологий. Безусловно, это вызывает необходимость серьезного обновления традиционных методов и способов исследования взаимоотношений науки и общества, науки и технологий, требует адекватной историко-философской рефлексии.
Заключение
Для России и многих других развивающихся стран поддержка и вынесение идеи форсированного развития нанотехнологий в ранг национальной идеи – в качестве принципа общественного устройства, на основе которого строится вся национальная политика, является уникальным шансом не только сравняться со странами-лидерами по уровню социально-экономического развития, но и опередить их по многим показателям.
В России нанотехнологии хоть и выбраны в качестве направления, которое может обеспечить инновационные прорывы страны в долгосрочной перспективе [7,c.172], но в ранг национальной идеи, как в США, пока не возведены.
Считается, что становление
наноиндустрии будет
С учетом высокой капиталоемкости исследований в области нанотехнологий очевидна необходимость их масштабной государственной поддержки. Этой позиции придерживаются правительства многих государств, выделяя огромные средства на развитие наноиндустрии. Однако не следует забывать, что наноиндустрия – это не отдельная сфера, отрасль или сектор, а способ осуществления всех видов производства, который характеризуется не только технологией нового уровня, но и соответствующими ей экономическими и социальными отношениями: он может и должен быть развит в необходимой мере во всех его отраслях.
Для реализации экономической политики в области наноиндустрии на макроэкономическом уровне необходим хозяйственный механизм, позволяющий эффективно решать эту задачу. Такой механизм представляет собой экономический способ разрешения противоречий между ресурсами и потребностями в решении задачи, имеющей национальный масштаб и стратегическое значение для будущего положения страны в условиях глобальной конкуренции. Государственная экономическая политика должна рационально сочетать элементы директивного управления и косвенного регулирования, единство которых позволит успешно реализовать стратегии и тактику направляемого развития наноиндустрии.
Поскольку государственная
экономическая политика объединяет
как стратегический, так и тактический
аспекты активизирующего
Сегодня многие эксперты считают,
что наша страна навсегда отстала
в науке и высоких технологиях
и ее внутренних ресурсов не хватит
на перелом тенденций падения
в бездну. Однако они забывают уроки
истории, когда разрушенная Великой
Отечественной войной Россия в рекордные
сроки создала ядерные и
Развитие нанотехнологий даст Российской Федерации возможность вернуться в число мировых лидеров в научной, экономической и политической сфере, решить территориальные и демографические проблемы.
Список литературы
и наноуслуг : [сайт]. – Режим
доступа: http://www.nanoware.ru/
ОАО «РОСНАНО» : [сайт]. – Режим
доступа: http://www.rusnano.com/
Приложение 1
Таблица 1
«Развитие государственной политики РФ в области нанотехнологий»
Этап, годы |
Краткая характеристика |
1996–2004 |
Начальный этап развития государственной политики в области нанотехнологий:
|
2004–2007 |
Этап формирования основ государственной политики в области развития нанотехнологий выработки принципов, постановки целей и задач:
|
2007–2010 |
Этап характеризуется усилением поддержки
|
Источник: Иншаков, О. В. «Государственная политика развития нанотехнологий: российский и зарубежный опыт» с. 9
Приложение 2
Таблица 2
Наименование Программы |
Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» (№ Пр-688 от 24 апреля 2007 г.) |
Координатор Программы |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Основные участники Программы |
Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, федеральное государственное учреждение Российский научный центр "Курчатовский институт" |
Цели Программы |
к 2011 году формирование конкуренто-способного
сектора исследований и разработок
в области наноиндустрии для
поддержания научно- к 2015 году формирование условий
для масштабного наращивания
объема производства новых видов
продукции наноиндустрии и |
Задачи Программы |
формирование инфраструктуры наноиндустрии на современном уровне экономически развитых стран, включая ее приборно-инструментальную, информационно-аналитическую и методическую составляющие; формирование условий устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для обеспечения эффективности исследований и разработок в области наноиндустрии; опережающее развитие исследований и
разработок, обеспечивающих создание
новых конкурентоспособных создание системы содействия продвижению
продукции наноиндустрии на внутренний
и внешний рынки, формирование инфраструктуры
системы обеспечения единства измерений,
стандартизации, оценки соответствия
и безопасности в области нанотехнологий
с целью роста объемов совершенствование механизмов коммерциализации научных результатов исследований и разработок в области наноиндустрии, в том числе на основе государственно-частного партнерства |
Сроки реализации Программы |
2008 - 2015 годы |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
к 2015 году объем продаж российской
продукции наноиндустрии составит около
900 млрд. рублей; доля отечественной продукции
наноиндустрии в общем объеме продукции
наноиндустрии, реализованной на мировом
рынке высоких технологий - около 3,0 %; объем
финансирования формирования производственно- |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения |
Руководителем Программы является
Первый заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации, координирующий
работу федеральных органов Заместителем руководителя является Министр образования и науки Российской Федерации. Заместителем руководителя - научным координатором является директор федерального государственного учреждения Российский научный центр "Курчатовский институт". |
Источник: Стратегический документ
// [Электронный ресурс] // Министерство
образования и науки РФ : [сайт]. – [Режим
досупа]: http://mon.gov.ru/work/nti/