Развитие нанотехнологий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель работы – выявить источники развития нанотехнологий в России.
Исходя из цели исследования, написание курсовой работы было направлено на решение следующих задач:
- дать понятие инновационной продукции;
- выявить особенности нанотехнологий как формы инноваций;
- проанализировать государственную политику развития нанотехнологий;
- оценить текущую ситуацию в наноотрасли.
- описать перспективы развития нанотехнологий и модернизации экономики;

Содержание

Введение...............................................................................................................................3
1. Теоретические основы анализа инноваций.............................................................5
1.1 Понятие и необходимость инновационной продукции...............................5
1.2 Особенности нанотехнологий как формы инноваций.................................9
1.3 Виды предпринимательства в сфере нанотехнологий...............................13
1.4 Государственная политика развития нанотехнологий..............................16
2. Состояние и перспективы развития сферы нанотехнологий в России..............21
2.1 Текущая ситуация в наноотрасли................................................................21
2.2 Проблемы и особенности российской наноотрасли..................................25
2.3 Перспективы развития нанотехнологий и модернизация экономики......28
Заключение.........................................................................................................................31
Список литературы............................................................................................................33
Приложения........................................................................................................................35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 83.38 Кб (Скачать)
  1. Возведение дорог.

РОСНАНО и компания «Автодор»  подписали соглашение по сотрудничеству. Объектом совместной деятельности будут  выступать инновации, которые будут  применены для создания скоростных платных автомагистралей.

В ходе обсуждения детального проекта представители обеих  организаций сошлись во мнении, что  Россия давно нуждается в так  называемых платных дорогах. И их проект станет отличным примером поддержки  государственной программы о  развитии инновационной деятельности в стране. Проектом компании предполагается создание сети автомагистральных платных  дорог. «Изюминкой» таких «умных»  транспортных сообщений станет активное внедрение инновационных технологий. Примерами подобного внедрения  обозначены наличие светодиодного  освещения на автомагистралях, установка  автономных солнечных осветительных устройств, обеспечение проекта системами контроля над передвижением транспорта на платных дорогах, использование инновационных материалов и технологий для строительства объектов как дорожной, так и придорожной инфраструктуры.

Для того чтобы проект начал  свое осуществление компания «Автодор»  и РОСНАНО решили создать межведомственную рабочую группу. Основными вопросами, решаемыми этой группой, будут признаваться решения в совершенствовании  технического регулирования строительства. Помимо этого представители группы будут добиваться минимальных сроков внедрения результатов НИОКР  не только в строительство, но и в  содержание автомобильных дорог. А  активная совместная деятельность двух организаций повысит эффективность  управленческой деятельности дорожным хозяйством, и поможет сэкономить на регулярных издержках.

Руководитель РОСНАНО  Анатолий Чубайс уверен, что Россия имеет все предпосылки для  создания и развития автомагистральных  трасс, отличающихся высоким уровнем  инновационной обеспеченности. Скорее всего, первыми шагами к реализации проекта станет проведение трассы Москва – Санкт-Петербург [16].

 

1.4 Государственная политика развития нанотехнологий

 

Россия вступила на путь форсированного, направляемого государством развития нанотехнологий в «догоняющем» режиме. В США, Японии, странах ЕС в начале XXI в. уже были приняты программные документы, формирующие основы государственной политики в данной сфере, и выделялись значительные средства на развитие нанотехнологий. В России процесс осознания государством стратегической важности данного направления инновационного развития и принятия стимулирующих его мер затянулся.

Анализ нормативно-правовых актов российского законодательства позволяет выделить   основные   этапы    развития    государственной  политики    в    области

нанотехнологий, представленные в приложении 1.

В России число направлений исследований в области нанотехнологий ограничено 9 тематическими направлениями, утвержденными в Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г.: наноэлектроника; наноинженерия; функциональные  наноматериалы  и  высокочистые  вещества; функциональные наноматериалы для энергетики; функциональные наноматериалы для космической техники; нанобиотехнологии;  конструкционные  наноматериалы;  композитные  наноматериалы; нанотехнологии для систем безопасности.

При десятилетнем опоздании включения России в «нанотехнологическую гонку» государственное финансирование разработок в этой области до 2005 г. исчислялось несколькими десятками миллионов долларов в год [9]. После 2005 г. расходы на нанотехнологии значительно выросли, а в будущем на реализацию Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г. планируется выделять от 40 до 60 млрд руб. в год, что сопоставимо с текущими инвестициями в наноиндустрию развитых стран. Однако этого недостаточно с учетом произведенных за рубежом инвестиций в более ранний период и эффекта от их накопления.

Особенностью российского подхода к поддержке нанотехнологий можно назвать реализацию с помощью созданной в 2007 г. государственной  специализированной российской корпорации нанотехнологий (ГК  «Роснанотех»),  в функции которой входит организационная и финансовая поддержка инновационной деятельности в сфере нанотехнологий. Основными направлениями ее деятельности были определены поддержка развития  исследований и разработок в области нанотехнологий и содействие коммерциализации разработок.

Государственная корпорация, принимая часть рисков, призвана устранить  основные  барьеры на пути коммерциализации нанотехнологий (отсутствие навыков ведения бизнеса и значительных финансовых средств у ученых-разработчиков). В деятельности корпорации можно выделить следующие основные составляющие: реализация государственной политики в области нанотехнологий; формирование инфраструктуры    наноиндустрии;   реализация    проектов   внедрения  продуктов

 наноиндустрии.

Для достижения целей государственной политики развития и поддержки нанотехнологических исследований корпорация участвует в инвестиционных проектах на начальной стадии коммерциализации, то есть в тот период, когда интерес частных инвесторов к проектам обычно еще недостаточен  [11].

Важным моментом является то, что корпорация планирует финансировать проекты лишь для повышения их привлекательности для частных инвесторов и выходить из них, когда частный капитал будет готов финансировать проект самостоятельно. Предполагается, что на этом этапе корпорация сможет вернуть свои инвестиции. В 2008 г. в ГК «Роснанотех» были приняты решения о финансировании 7 инвестиционных проектов на общую сумму 10,3 млрд руб.   (средства корпорации – 5,5 млрд рублей). При этом была существенно недовыполнена закрепленная в «Стратегии деятельности государственной корпорации “Российская корпорация нанотехнологий” до 2020 года» задача на этот период – произвести финансирование проектов в объеме 14 млрд рублей. Всего за 2 года работы ГК «Роснанотех» поддержала 36 проектов и начала финансирование только 8 из них. Кроме того, государственные корпорации не стали ни вертикально, ни горизонтально интегрированными компаниями, то  есть остались без собственной структуры предприятий и субъектов хозяйствования.

Это доказывает основательность  всевозрастающей критики российских государственных корпораций (в настоящее время их 8) как организационной формы проведения масштабной инвестиционной политики и реализации стратегических национально-государственных интересов. Действительно, их государственно-монополистическая природа и бюрократические изъяны очевидны, а активность, качество работы и эффективность явно недостаточны, что подтверждает и практика ГК «Роснанотех» на начальном этапе существования.

В хозяйственном механизме  России в качестве эффективных методов, со специальными инструментами привлечения частного капитала для предприятий, занимающихся производством продукции с использованием нанотехнологий, могут быть:

- предоставление дотаций и субвенций из государственного и/или регионального

 бюджета;

- передача прав собственности на объекты производственного назначения;

- сокращение и пролонгация платежей за ресурсы;

- выделение грантов и стипендий на исследования и образование;

- введение  выгодных  экспортных и импортных  таможенных платежей;

- установление налоговых льгот и государственных гарантий по кредитам.

Дальнейшая реализация государственной политики по развитию нанотехнологий в РФ предполагает:

- формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноиндустрии;

- наращивание объемов уже выпускаемой с использованием нанотехнологий продукции;

- разработку и доведение до промышленного производства новых видов нанотехнологической продукции;

- создание эффективной системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в области нанотехнологий.

В период 2012–2015 гг. предполагается создать институциональные условия для масштабного наращивания объема производства новых видов продукции наноиндустрии и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий [17].

Для системного обеспечения масштабного производства продукции наноиндустрии и завоевания конкурентных позиций на формирующемся рынке нанотехнологий необходимы детальная разработка и внедрение механизмов коммерциализации разработок. Эта система в первую очередь должна включать институциональные, организационные и информационные меры: частно-государственное венчурное партнерство; систему льгот и преференций; поддержку взаимодействия научно-образовательных, исследовательских учреждений с бизнесом; создание специальных научно-технологических зон.

Требуется дальнейшее развитие и поддержка инновационной инфраструктуры, необходимой для коммерциализации наноиндустрии (инкубаторы бизнеса, технологические парки и интеллектуальные центры, лизинговые и коммерческие структуры). Это будет способствовать: созданию в РФ новых высокотехнологичных отраслей промышленности; выходу на межрегиональные и международные рынки сбыта нанотехнологической продукции; обеспечению России конкурентных преимуществ в мировой экономике. Кроме того, коммерциализация разработок в области нанотехнологий создаст предпосылки повышения конкурентоспособности и снижения издержек в производстве продукции традиционных отраслей экономики, осуществления перехода к новому технологическому укладу [6,c.48].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состояние и перспективы развития сферы нанотехнологий в России

2.1 Текущая ситуация в наноотрасли

 

В то время как в России происходило формирование системы государственной поддержки нанотехнологий, в развитых странах, во многих сферах и отраслях производства, уже прошли  апробацию и наращивали свою мощь необходимые  механизмы интенсификации перехода на нанотехнологии, активно осуществлялся обмен опытом в рамках международных конференций и форумов, посвященных нанотехнологиям.

Лидерами в государственном финансировании нанотехнологий в настоящее  время являются США (1,821 млрд долл.), государства ЕС (2,44 млрд долл.), Япония (1,128 млрд долл.), Россия (1,076 млрд долл.), Китай (0,51 млрд долл.).

Несмотря на значительные финансовые вложения, Россия в настоящее время существенно отстает от США, ЕС, Японии и других развитых стран по большинству показателей развития наноиндустрии: количеству публикаций в области нанотехнологий, выданных патентов, доле продукции наноиндустрии в общем объеме производимой продукции и др.

В общем объеме публикаций по различным аспектам нанотехнологий лидируют США, Япония, Китай и Германия. Россия занимает 9-е место по публикационной активности и 17-е место по цитируемости российских ученых в области нанопроблематики.

Большая часть научно-образовательных мероприятий в области нанотехнологий проходит в государствах ЕС и США.

Более 50% всех выданных патентов в области нанотехнологий приходится на организации США. Доля российских патентов составляет лишь менее 1% от общемирового количества патентов. По динамике роста числа выданных патентов США постепенно уступает позиции Южной Корее, Нидерландам, Канаде, Великобритании [5,c.74]. Это отставание связано с недостаточной разработанностью механизмов коммерциализации исследований и разработок в сфере нанотехнологий. В США большое внимание уделяется партнерству между академическим сектором и частными компаниями для обеспечения софинансирования НИОКР корпоративным сектором. Поощрение партнерства обеспечивает трансферт технологий и коммерциализацию НИОКР. Объемы инвестиций частных коммерческих структур в развитых странах сопоставимы с объемами государственных вложений, а зачастую превышают их.

 Самая масштабная государственная поддержка нанотехнологий по объемам финансирования и направлениям деятельности оказывается в США. Главной формой стратегического осуществления государственной политики стала Национальная нанотехнологическая инициатива (NNI), принятая в январе 2000 года. Особенность NNI заключается в том, что эта программа координирует деятельность 25 федеральных агентств, объединяя их в единую междисциплинарную сеть и не предполагая создания новых управляющих институтов, а ее общий бюджет включает бюджеты всех агентств.

NNI управляется Национальным  научно-техническим советом, при помощи которого Президент США координирует научную, космическую и технологическую политику Федерального правительства [14].

Другой особенностью подхода США к развитию нанотехнологий является ориентированность на «одновременное решение всех проблем нанотехнологии». В Акте об исследованиях и развитии нанотехнологий в XXI в., утвержденном президентом Дж. Бушем в 2003 г., было выделено свыше 1 000  направлений поиска в области  нанотехнологий как в фундаментальном, так и прикладном аспектах. Это отражает понимание наличия множества природных явлений и процессов, в которые происходит исследовательское проникновение до наноуровня с целью использования выявленных эффектов в производстве и многосторонности применения.

Для России такое многообразие нецелесообразно и пока не наблюдается. При имеющемся инвестиционном потенциале, вызовах конкурентов и внешних угрозах стратегически верно сосредоточить ограниченные ресурсы на приоритетных направлениях, не допуская распыления капиталов и инвестиций и постепенно расширяя спектр исследований.

Информация о работе Развитие нанотехнологий в России