Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа
Поэтому цель работы – выявить источники развития нанотехнологий в России.
Исходя из цели исследования, написание курсовой работы было направлено на решение следующих задач:
- дать понятие инновационной продукции;
- выявить особенности нанотехнологий как формы инноваций;
- проанализировать государственную политику развития нанотехнологий;
- оценить текущую ситуацию в наноотрасли.
- описать перспективы развития нанотехнологий и модернизации экономики;
Введение...............................................................................................................................3
1. Теоретические основы анализа инноваций.............................................................5
1.1 Понятие и необходимость инновационной продукции...............................5
1.2 Особенности нанотехнологий как формы инноваций.................................9
1.3 Виды предпринимательства в сфере нанотехнологий...............................13
1.4 Государственная политика развития нанотехнологий..............................16
2. Состояние и перспективы развития сферы нанотехнологий в России..............21
2.1 Текущая ситуация в наноотрасли................................................................21
2.2 Проблемы и особенности российской наноотрасли..................................25
2.3 Перспективы развития нанотехнологий и модернизация экономики......28
Заключение.........................................................................................................................31
Список литературы............................................................................................................33
Приложения........................................................................................................................35
РОСНАНО и компания «Автодор» подписали соглашение по сотрудничеству. Объектом совместной деятельности будут выступать инновации, которые будут применены для создания скоростных платных автомагистралей.
В ходе обсуждения детального
проекта представители обеих
организаций сошлись во мнении, что
Россия давно нуждается в так
называемых платных дорогах. И их
проект станет отличным примером поддержки
государственной программы о
развитии инновационной деятельности
в стране. Проектом компании предполагается
создание сети автомагистральных платных
дорог. «Изюминкой» таких «умных»
транспортных сообщений станет активное
внедрение инновационных
Для того чтобы проект начал
свое осуществление компания «Автодор»
и РОСНАНО решили создать межведомственную
рабочую группу. Основными вопросами,
решаемыми этой группой, будут признаваться
решения в совершенствовании
технического регулирования строительства.
Помимо этого представители группы
будут добиваться минимальных сроков
внедрения результатов НИОКР
не только в строительство, но и в
содержание автомобильных дорог. А
активная совместная деятельность двух
организаций повысит
Руководитель РОСНАНО Анатолий Чубайс уверен, что Россия имеет все предпосылки для создания и развития автомагистральных трасс, отличающихся высоким уровнем инновационной обеспеченности. Скорее всего, первыми шагами к реализации проекта станет проведение трассы Москва – Санкт-Петербург [16].
1.4 Государственная политика развития нанотехнологий
Россия вступила на путь форсированного, направляемого государством развития нанотехнологий в «догоняющем» режиме. В США, Японии, странах ЕС в начале XXI в. уже были приняты программные документы, формирующие основы государственной политики в данной сфере, и выделялись значительные средства на развитие нанотехнологий. В России процесс осознания государством стратегической важности данного направления инновационного развития и принятия стимулирующих его мер затянулся.
Анализ нормативно-правовых актов российского законодательства позволяет выделить основные этапы развития государственной политики в области
нанотехнологий, представленные в приложении 1.
В России число направлений исследований в области нанотехнологий ограничено 9 тематическими направлениями, утвержденными в Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г.: наноэлектроника; наноинженерия; функциональные наноматериалы и высокочистые вещества; функциональные наноматериалы для энергетики; функциональные наноматериалы для космической техники; нанобиотехнологии; конструкционные наноматериалы; композитные наноматериалы; нанотехнологии для систем безопасности.
При десятилетнем опоздании включения России в «нанотехнологическую гонку» государственное финансирование разработок в этой области до 2005 г. исчислялось несколькими десятками миллионов долларов в год [9]. После 2005 г. расходы на нанотехнологии значительно выросли, а в будущем на реализацию Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г. планируется выделять от 40 до 60 млрд руб. в год, что сопоставимо с текущими инвестициями в наноиндустрию развитых стран. Однако этого недостаточно с учетом произведенных за рубежом инвестиций в более ранний период и эффекта от их накопления.
Особенностью российского подхода к поддержке нанотехнологий можно назвать реализацию с помощью созданной в 2007 г. государственной специализированной российской корпорации нанотехнологий (ГК «Роснанотех»), в функции которой входит организационная и финансовая поддержка инновационной деятельности в сфере нанотехнологий. Основными направлениями ее деятельности были определены поддержка развития исследований и разработок в области нанотехнологий и содействие коммерциализации разработок.
Государственная корпорация, принимая часть рисков, призвана устранить основные барьеры на пути коммерциализации нанотехнологий (отсутствие навыков ведения бизнеса и значительных финансовых средств у ученых-разработчиков). В деятельности корпорации можно выделить следующие основные составляющие: реализация государственной политики в области нанотехнологий; формирование инфраструктуры наноиндустрии; реализация проектов внедрения продуктов
наноиндустрии.
Для достижения целей государственной политики развития и поддержки нанотехнологических исследований корпорация участвует в инвестиционных проектах на начальной стадии коммерциализации, то есть в тот период, когда интерес частных инвесторов к проектам обычно еще недостаточен [11].
Важным моментом является то, что корпорация планирует финансировать проекты лишь для повышения их привлекательности для частных инвесторов и выходить из них, когда частный капитал будет готов финансировать проект самостоятельно. Предполагается, что на этом этапе корпорация сможет вернуть свои инвестиции. В 2008 г. в ГК «Роснанотех» были приняты решения о финансировании 7 инвестиционных проектов на общую сумму 10,3 млрд руб. (средства корпорации – 5,5 млрд рублей). При этом была существенно недовыполнена закрепленная в «Стратегии деятельности государственной корпорации “Российская корпорация нанотехнологий” до 2020 года» задача на этот период – произвести финансирование проектов в объеме 14 млрд рублей. Всего за 2 года работы ГК «Роснанотех» поддержала 36 проектов и начала финансирование только 8 из них. Кроме того, государственные корпорации не стали ни вертикально, ни горизонтально интегрированными компаниями, то есть остались без собственной структуры предприятий и субъектов хозяйствования.
Это доказывает основательность
всевозрастающей критики российских
государственных корпораций (в настоящее
время их 8) как организационной формы
проведения масштабной инвестиционной
политики и реализации стратегических
национально-государственных интересов.
Действительно, их государственно-
В хозяйственном механизме России в качестве эффективных методов, со специальными инструментами привлечения частного капитала для предприятий, занимающихся производством продукции с использованием нанотехнологий, могут быть:
- предоставление дотаций и субвенций из государственного и/или регионального
бюджета;
- передача прав собственности на объекты производственного назначения;
- сокращение и пролонгация платежей за ресурсы;
- выделение грантов и стипендий на исследования и образование;
- введение выгодных экспортных и импортных таможенных платежей;
- установление налоговых льгот и государственных гарантий по кредитам.
Дальнейшая реализация государственной политики по развитию нанотехнологий в РФ предполагает:
- формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноиндустрии;
- наращивание объемов уже выпускаемой с использованием нанотехнологий продукции;
- разработку и доведение до промышленного производства новых видов нанотехнологической продукции;
- создание эффективной системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в области нанотехнологий.
В период 2012–2015 гг. предполагается создать институциональные условия для масштабного наращивания объема производства новых видов продукции наноиндустрии и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий [17].
Для системного обеспечения масштабного производства продукции наноиндустрии и завоевания конкурентных позиций на формирующемся рынке нанотехнологий необходимы детальная разработка и внедрение механизмов коммерциализации разработок. Эта система в первую очередь должна включать институциональные, организационные и информационные меры: частно-государственное венчурное партнерство; систему льгот и преференций; поддержку взаимодействия научно-образовательных, исследовательских учреждений с бизнесом; создание специальных научно-технологических зон.
Требуется дальнейшее развитие и поддержка инновационной инфраструктуры, необходимой для коммерциализации наноиндустрии (инкубаторы бизнеса, технологические парки и интеллектуальные центры, лизинговые и коммерческие структуры). Это будет способствовать: созданию в РФ новых высокотехнологичных отраслей промышленности; выходу на межрегиональные и международные рынки сбыта нанотехнологической продукции; обеспечению России конкурентных преимуществ в мировой экономике. Кроме того, коммерциализация разработок в области нанотехнологий создаст предпосылки повышения конкурентоспособности и снижения издержек в производстве продукции традиционных отраслей экономики, осуществления перехода к новому технологическому укладу [6,c.48].
2.1 Текущая ситуация в наноотрасли
В то время как в России происходило формирование системы государственной поддержки нанотехнологий, в развитых странах, во многих сферах и отраслях производства, уже прошли апробацию и наращивали свою мощь необходимые механизмы интенсификации перехода на нанотехнологии, активно осуществлялся обмен опытом в рамках международных конференций и форумов, посвященных нанотехнологиям.
Лидерами в государственном финансировании нанотехнологий в настоящее время являются США (1,821 млрд долл.), государства ЕС (2,44 млрд долл.), Япония (1,128 млрд долл.), Россия (1,076 млрд долл.), Китай (0,51 млрд долл.).
Несмотря на значительные финансовые вложения, Россия в настоящее время существенно отстает от США, ЕС, Японии и других развитых стран по большинству показателей развития наноиндустрии: количеству публикаций в области нанотехнологий, выданных патентов, доле продукции наноиндустрии в общем объеме производимой продукции и др.
В общем объеме публикаций по различным аспектам нанотехнологий лидируют США, Япония, Китай и Германия. Россия занимает 9-е место по публикационной активности и 17-е место по цитируемости российских ученых в области нанопроблематики.
Большая часть научно-образовательных мероприятий в области нанотехнологий проходит в государствах ЕС и США.
Более 50% всех выданных патентов в области нанотехнологий приходится на организации США. Доля российских патентов составляет лишь менее 1% от общемирового количества патентов. По динамике роста числа выданных патентов США постепенно уступает позиции Южной Корее, Нидерландам, Канаде, Великобритании [5,c.74]. Это отставание связано с недостаточной разработанностью механизмов коммерциализации исследований и разработок в сфере нанотехнологий. В США большое внимание уделяется партнерству между академическим сектором и частными компаниями для обеспечения софинансирования НИОКР корпоративным сектором. Поощрение партнерства обеспечивает трансферт технологий и коммерциализацию НИОКР. Объемы инвестиций частных коммерческих структур в развитых странах сопоставимы с объемами государственных вложений, а зачастую превышают их.
Самая масштабная государственная поддержка нанотехнологий по объемам финансирования и направлениям деятельности оказывается в США. Главной формой стратегического осуществления государственной политики стала Национальная нанотехнологическая инициатива (NNI), принятая в январе 2000 года. Особенность NNI заключается в том, что эта программа координирует деятельность 25 федеральных агентств, объединяя их в единую междисциплинарную сеть и не предполагая создания новых управляющих институтов, а ее общий бюджет включает бюджеты всех агентств.
NNI управляется Национальным
научно-техническим советом,
Другой особенностью подхода США к развитию нанотехнологий является ориентированность на «одновременное решение всех проблем нанотехнологии». В Акте об исследованиях и развитии нанотехнологий в XXI в., утвержденном президентом Дж. Бушем в 2003 г., было выделено свыше 1 000 направлений поиска в области нанотехнологий как в фундаментальном, так и прикладном аспектах. Это отражает понимание наличия множества природных явлений и процессов, в которые происходит исследовательское проникновение до наноуровня с целью использования выявленных эффектов в производстве и многосторонности применения.
Для России такое многообразие нецелесообразно и пока не наблюдается. При имеющемся инвестиционном потенциале, вызовах конкурентов и внешних угрозах стратегически верно сосредоточить ограниченные ресурсы на приоритетных направлениях, не допуская распыления капиталов и инвестиций и постепенно расширяя спектр исследований.