Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа
Поэтому цель работы – выявить источники развития нанотехнологий в России.
Исходя из цели исследования, написание курсовой работы было направлено на решение следующих задач:
- дать понятие инновационной продукции;
- выявить особенности нанотехнологий как формы инноваций;
- проанализировать государственную политику развития нанотехнологий;
- оценить текущую ситуацию в наноотрасли.
- описать перспективы развития нанотехнологий и модернизации экономики;
Введение...............................................................................................................................3
1. Теоретические основы анализа инноваций.............................................................5
1.1 Понятие и необходимость инновационной продукции...............................5
1.2 Особенности нанотехнологий как формы инноваций.................................9
1.3 Виды предпринимательства в сфере нанотехнологий...............................13
1.4 Государственная политика развития нанотехнологий..............................16
2. Состояние и перспективы развития сферы нанотехнологий в России..............21
2.1 Текущая ситуация в наноотрасли................................................................21
2.2 Проблемы и особенности российской наноотрасли..................................25
2.3 Перспективы развития нанотехнологий и модернизация экономики......28
Заключение.........................................................................................................................31
Список литературы............................................................................................................33
Приложения........................................................................................................................35
Основную конкуренцию США в области нанотехнологий составляют страны
ЕС и Япония. В ЕС нанотехнологические исследования и разработки финансируются из средств Европейской комиссии и бюджетов отдельных государств. Среди стран ЕС лидерами в этой области науки являются Германия, Франция и Великобритания.
В 2004 г. была принята «Европейская стратегия развития нанотехнологий» («Towards a European Strategy for Nanotechnology»), предполагавшая: увеличение инвестиций в развитие нанотехнологий; создание развитой инфраструктуры, системы подготовки кадров для наноиндустрии; формирование системы льгот для инновационных предприятий; разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности потребителей нанопродукции. Основываясь на «Европейской стратегии развития нанотехнологий», Совет по конкурентоспособности ЕС разработал План действий («Nanoscience and Nanotechnology: An Action Plan for Europe»), одобренный в 2005 г. и реализуемый в настоящее время.
В Японии развитие нанотехнологий также признается одной из приоритетных задач. Японская «Национальная программа работ по нанотехнологии» утверждена в 1999 году. К приоритетным нанотехнологическим разработкам Японии относятся: полупроводниковые технологии, терабитные запоминающие устройства, технологии сетевых устройств. Государственная политика поддержки нанотехнологий реализуется в деятельности Министерства культуры, науки, технологий и спорта, которое курирует нанотехнологические исследования и распределяет бюджетные средства, и Министерства экономики, промышленности и торговли, реализующего обширную программу нанотехнологического материаловедения. Головной организацией в области нанотехнологии является Национальный институт материаловедения (National Institute for Materials Science) [5,c.76].
К особенностям японской стратегии развития нанотехнологий относятся: плановость и централизованная поддержка государства; ориентация на использование наноматериалов; в качестве главной цели – «создание общества гармонии с природой»; превышение корпоративного финансирования исследований и разработок в нанотехнологии над бюджетным; устойчивая тенденция к переходу от фундаментальных исследований к коммерциализации результатов в области нанотехнологии. Несмотря на высокую степень государственной поддержки нанотехнологий, отмечается рост доли корпоративного финансирования (в 2006 г. – 1,704 млн долл., что на 48 % больше, чем в 2005 году). В то же время прирост бюджетного финансирования за этот период составил 12 %, что косвенно свидетельствует об устойчивой тенденции коммерциализации результатов фундаментальных исследований [6,c.32].
В последние годы на лидирующие позиции в развитии нанотехнологий активно претендует Китай. В настоящее время приоритетная роль в поддержке нанотехнологий принадлежит китайскому правительству и местным органам власти. Основными структурами, финансирующими их развитие, являются Министерство науки и технологий, Министерство образования, Национальный научный фонд в области естественных наук, Академия наук Китая. Координацию политики по развитию нанотехнологий на национальном уровне осуществляет созданный в 2000 г. Национальный комитет по нанотехнологиям.
Основными направлениями развития нанотехнологий в Китае являются: наноэлектроника, наномедицина, исследования в области национальной обороны и информационных систем, сельского хозяйства. Ключевая роль в осуществлении фундаментальных и прикладных исследований принадлежит Научно-исследовательскому центру нанотехнологий и новейших материалов, расположенному в Пекине.
КНР сегодня вплотную подошла к стадии массового внедрения и применения продуктов нанотехнологий в различных отраслях. По прогнозу Китайской ассоциации нанотехнологий, к 2012 г. стоимость производимых в Китае продуктов с использованием нанометодик достигнет $2,2 млрд, к 2014 г. стране будет принадлежать 15% мирового рынка в этой области. По количеству зарегистрированных патентов в области нанотехнологий Китай занимает 3-е место в мире, после США и Германии.
2.2 Проблемы и особенности российской наноотрасли
Российский рынок
В России сегодня нет постоянно действующих масштабных нанотехнологических форумов и конференций мирового уровня, большинство российских специализированных конференций и выставок имеет локальный характер, мала доля российского представительства на крупных зарубежных конференциях и выставках.
В России существуют значительный
разрыв между высоким качеством
проводимых исследований, созданных
научно-технологических
Ускорение решения задач по развитию в России работ в области нанотехнологий и наноматериалов и освоение достигнутых результатов промышленностью возможно только при наличии масштабной государственной поддержки в финансовой, организационной, кадровой, нормативно-правовой сферах.
Формирование национальной наноиндустрии должно стать важнейшим приоритетным стратегическим направлением, определяющим новые подходы к преобразованию отечественной промышленности.
Анализ мирового опыта
формирования национальных и региональных
программ по новым научно-техническим
направлениям свидетельствует о
необходимости выявления
1) формирование круга наиболее перспективных их потребителей, которые могут обеспечить максимальную эффективность применения современных достижений. Необходимо выявить, а затем и сформировать потребности общества в развитии нанотехнологий и наноматериалов, способных существенно повлиять на экономику, технику, производство, здравоохранение, экологию, образование, оборону и безопасность государства.
2) повышение эффективности применения наноматериалов и нанотехнологий. На начальном этапе стоимость наноматериалов будет выше, чем обычных материалов, но более высокая эффективность их применения будет давать прибыль. Поэтому необходимо среднесрочное и долгосрочное финансирование НИОКР по наноматериалам и нанотехнологиям с выбором способов реализации программы, включая масштабы и источники финансирования. Государство заинтересовано в быстрейшем развитии перспективного направления, поэтому оно должно взять на себя основные расходы на проведение фундаментальных и прикладных исследований, формирование инноваций [7,c.170].
3) собственно разработка новых промышленных технологий получения наноматериалов, которые позволят России сохранить некоторые приоритеты в науке и производстве.
4) обеспечение перехода от микротехнологий к нанотехнологиям и доведение разработок нанотехнологий до промышленного производства, особенно в области электроники и информатики.
5) широкомасштабное развитие фундаментальных исследований во всех областях науки и техники, связанных с развитием нанотехнологий.
6) создание исследовательской инфраструктуры.
7) создание финансово-экономического механизма формирования оборотных средств у институтов и предприятий-разработчиков наноматериалов и нанотехнологий, а также развитие инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности в этой сфере на всех ее стадиях - от выполнения научно-технических разработок до реализации высокотехнологической продукции.
8) привлечение, подготовка и закрепление квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров для обновленного технологического комплекса Российской Федерации.
К настоящему времени в
Российской Федерации реализуется
ряд федеральных целевых
Инфраструктурная база российского
сектора наноиндустрии
К инновационным институтам
развития наноиндустрии относятся:
Государственная корпорация "Российская
корпорация нанотехнологий", особые
экономические зоны (технико-внедренческие
и промышленно-
Для выработки и практической
реализации необходимых и достаточных
мер в области создания и развития
нанотехнологий должна быть сформирована
государственная политика, которая,
в свою очередь, должна рассматриваться
как часть государственной
2.3 Перспективы развития нанотехнологий и модернизация экономики
Нанотехнологии несут с собой переворот в понимании и организации исследовательских и производственных процессов, культуре создания материальных объектов, необходимых современному человеку. В большинстве развитых стран осознали то, что развитие наноиндустрии, помимо технологических преимуществ, дает материальные и социальные выгоды [13,c.30].
К настоящему времени в России реализуется ряд федеральных целевых программ, Федеральная адресная инвестиционная программа, программы Российской академии наук и Российского фонда фундаментальных исследований, предусматривающие развитие специализированных направлений наноиндустрии.
На реализацию государственной политики в области развития наноиндустрии нацелена государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", созданная в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ.
Паспорт ее программы представлен в приложении 2.
Программа направлена на концентрацию
и координацию финансовых и организационных
ресурсов для проведения междисциплинарных
исследований и формирования в Российской
Федерации интегрированного саморазвивающегося
комплекса производственных, научных,
образовательных и финансовых организаций
различных форм собственности, осуществляющих
деятельность по созданию конкурентоспособной
интеллектуальной и промышленной наукоемкой
продукции с высоким уровнем
добавленной стоимости и ранее
недостижимыми технико-
Стратегической целью
Программы является создание высокотехнологичного
российского сектора
Реализация стратегической цели Программы включает два этапа: первый этап - 2008-2011 годы, второй этап - 2012-2015 годы.
Цель реализации первого
этапа − к 2011 формирование году конкурентоспособного
сектора исследований и разработок
в области наноиндустрии для
поддержания научно-
Для ее достижения должна быть решена задача совершенствования механизмов масштабной коммерциализации научных результатов исследований и разработок в области наноиндустрии, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
В результате реализации Программы за счет использования нанотехнологий будет значительно увеличен объем валового внутреннего продукта и достигнут существенный экономический эффект в базовых отраслях экономики, в том числе в социально значимых сферах, кардинально повысится качество медицинского обслуживания населения России, улучшится экологическая обстановка.
На основании прогнозных оценок базовых показателей развития нанотехнологий в экономически развитых странах на период 2010-2015 годы и имеющегося потенциала в этой области в России была проведена экспертная оценка индикатора объема производства продукции наноиндустрии в России, который должен составить к 2015 году более 900 млрд. рублей. Указанное значение индикатора соответствует достижению доли отечественной продукции наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на мировом рынке высоких технологий, в размере 3% и объему экспорта продукции наноиндустрии в 180 млрд. рублей.
Реализация этой важнейшей
социально-экономической задачи требует
комплексного подхода: создания научной
и производственной инфраструктуры,
специального оборудования, проведения
комплексных исследований, модернизации
системы образования. В рамках ФЦП
реализуется комплексный