Развитие нанотехнологий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель работы – выявить источники развития нанотехнологий в России.
Исходя из цели исследования, написание курсовой работы было направлено на решение следующих задач:
- дать понятие инновационной продукции;
- выявить особенности нанотехнологий как формы инноваций;
- проанализировать государственную политику развития нанотехнологий;
- оценить текущую ситуацию в наноотрасли.
- описать перспективы развития нанотехнологий и модернизации экономики;

Содержание

Введение...............................................................................................................................3
1. Теоретические основы анализа инноваций.............................................................5
1.1 Понятие и необходимость инновационной продукции...............................5
1.2 Особенности нанотехнологий как формы инноваций.................................9
1.3 Виды предпринимательства в сфере нанотехнологий...............................13
1.4 Государственная политика развития нанотехнологий..............................16
2. Состояние и перспективы развития сферы нанотехнологий в России..............21
2.1 Текущая ситуация в наноотрасли................................................................21
2.2 Проблемы и особенности российской наноотрасли..................................25
2.3 Перспективы развития нанотехнологий и модернизация экономики......28
Заключение.........................................................................................................................31
Список литературы............................................................................................................33
Приложения........................................................................................................................35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 83.38 Кб (Скачать)

Основную конкуренцию  США в области нанотехнологий составляют страны

 ЕС и Япония. В ЕС нанотехнологические исследования и разработки финансируются из средств Европейской комиссии и бюджетов отдельных  государств. Среди стран ЕС лидерами в этой области науки являются Германия, Франция и Великобритания.

В 2004 г. была принята «Европейская стратегия развития нанотехнологий» («Towards a European Strategy for Nanotechnology»), предполагавшая: увеличение инвестиций в развитие нанотехнологий; создание развитой инфраструктуры, системы подготовки кадров для наноиндустрии; формирование системы льгот для инновационных предприятий; разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности потребителей нанопродукции. Основываясь на «Европейской стратегии развития нанотехнологий», Совет по конкурентоспособности ЕС разработал План действий («Nanoscience and Nanotechnology: An Action Plan for Europe»), одобренный в 2005 г. и реализуемый в настоящее время.

В Японии  развитие  нанотехнологий  также  признается  одной из приоритетных задач. Японская «Национальная программа работ по нанотехнологии» утверждена в 1999 году. К приоритетным нанотехнологическим разработкам Японии относятся: полупроводниковые технологии, терабитные запоминающие устройства, технологии сетевых устройств. Государственная политика поддержки нанотехнологий реализуется в деятельности Министерства культуры, науки, технологий и спорта, которое курирует нанотехнологические исследования и распределяет бюджетные средства, и Министерства экономики, промышленности и торговли, реализующего обширную программу  нанотехнологического материаловедения. Головной организацией в области нанотехнологии является Национальный институт материаловедения (National Institute for Materials Science) [5,c.76].

К особенностям  японской стратегии развития нанотехнологий относятся: плановость и централизованная поддержка государства; ориентация на использование наноматериалов; в качестве главной цели – «создание общества гармонии с природой»; превышение корпоративного финансирования исследований и разработок в нанотехнологии над бюджетным; устойчивая тенденция к переходу от фундаментальных исследований к коммерциализации результатов в области нанотехнологии. Несмотря на высокую степень государственной поддержки нанотехнологий, отмечается рост доли корпоративного финансирования (в 2006 г. – 1,704 млн долл., что на 48 % больше, чем в 2005 году). В то же время прирост бюджетного финансирования за этот период составил 12 %, что косвенно свидетельствует об устойчивой тенденции коммерциализации результатов фундаментальных исследований [6,c.32].

В последние годы на лидирующие позиции в развитии нанотехнологий активно претендует Китай. В настоящее время приоритетная роль в поддержке нанотехнологий принадлежит китайскому правительству и местным органам власти. Основными структурами, финансирующими их развитие, являются Министерство науки и технологий, Министерство образования, Национальный научный фонд в области естественных наук, Академия наук Китая. Координацию политики по развитию нанотехнологий на национальном уровне осуществляет созданный в 2000 г. Национальный комитет по нанотехнологиям.

Основными направлениями развития нанотехнологий в Китае являются:  наноэлектроника, наномедицина, исследования в области национальной обороны и информационных систем, сельского хозяйства. Ключевая роль в осуществлении фундаментальных и прикладных исследований принадлежит Научно-исследовательскому центру нанотехнологий и новейших материалов, расположенному в Пекине.

КНР сегодня вплотную подошла к стадии массового внедрения и применения продуктов нанотехнологий в различных отраслях. По прогнозу Китайской ассоциации нанотехнологий, к 2012 г. стоимость  производимых  в Китае  продуктов с использованием нанометодик достигнет $2,2 млрд, к 2014 г. стране будет принадлежать 15% мирового рынка в этой области. По количеству зарегистрированных патентов в области нанотехнологий Китай занимает 3-е место в мире, после США и Германии.

 

 

2.2 Проблемы и особенности российской наноотрасли

 

Российский рынок нанотехнологий находится на начальном этапе  становления, коммерческие приложения нанотехнологий в промышленности практически  отсутствуют. Численность предприятий, которые уже приступили к этапу  коммерциализации своих изобретений, составляет менее 20 % от общего числа  участников сектора.

В России сегодня нет постоянно действующих масштабных нанотехнологических форумов и конференций мирового уровня, большинство российских специализированных конференций и выставок имеет локальный характер, мала доля российского представительства на крупных зарубежных конференциях и выставках.

В России существуют значительный разрыв между высоким качеством  проводимых исследований, созданных  научно-технологических заделов  и низким уровнем инфраструктуры наноиндустрии в стране, а также  недостаточная координация проводимых государством работ в этой области. Низкая восприимчивость промышленности к разработкам в области нанотехнологий в условиях перехода экономики на инновационный путь развития является главным сдерживающим фактором. В  результате потребность отечественного рынка в нанотехнологической  продукции во многих социально значимых сферах (медицина, энергетика, экология, ЖКХ и др.) значительно (в десятки  раз) превышает объемы ее реального  производства [13,c.28].

Ускорение решения задач  по развитию в России работ в области  нанотехнологий и наноматериалов и  освоение достигнутых результатов  промышленностью возможно только при  наличии масштабной государственной  поддержки в финансовой, организационной, кадровой, нормативно-правовой сферах.

Формирование национальной наноиндустрии должно стать важнейшим  приоритетным стратегическим направлением, определяющим новые подходы к  преобразованию отечественной промышленности.

Анализ мирового опыта  формирования национальных и региональных программ по новым научно-техническим  направлениям свидетельствует о  необходимости выявления некоторых  ключевых проблем в области разработки наноматериалов и нанотехнологий:

1) формирование круга наиболее перспективных их потребителей, которые могут обеспечить максимальную эффективность применения современных достижений. Необходимо выявить, а затем и сформировать потребности общества в развитии нанотехнологий и наноматериалов, способных существенно повлиять на экономику, технику, производство, здравоохранение, экологию, образование, оборону и безопасность государства.

2) повышение эффективности применения наноматериалов и нанотехнологий. На начальном этапе стоимость наноматериалов будет выше, чем обычных материалов, но более высокая эффективность их применения будет давать прибыль. Поэтому необходимо среднесрочное и долгосрочное финансирование НИОКР по наноматериалам и нанотехнологиям с выбором способов реализации программы, включая масштабы и источники финансирования. Государство заинтересовано в быстрейшем развитии перспективного направления, поэтому оно должно взять на себя основные расходы на проведение фундаментальных и прикладных исследований, формирование инноваций [7,c.170].

3) собственно разработка новых промышленных технологий получения наноматериалов, которые позволят России сохранить некоторые приоритеты в науке и производстве.

4) обеспечение перехода от микротехнологий к нанотехнологиям и доведение разработок нанотехнологий до промышленного производства, особенно в области электроники и информатики.

5) широкомасштабное развитие фундаментальных исследований во всех областях науки и техники, связанных с развитием нанотехнологий.

6) создание исследовательской инфраструктуры.

7) создание финансово-экономического механизма формирования оборотных средств у институтов и предприятий-разработчиков наноматериалов и нанотехнологий, а также развитие инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности в этой сфере на всех ее стадиях - от выполнения научно-технических разработок до реализации высокотехнологической продукции.

8) привлечение, подготовка и закрепление квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров для обновленного технологического комплекса Российской Федерации.

К настоящему времени в  Российской Федерации реализуется  ряд федеральных целевых программ, Федеральная адресная инвестиционная программа, программы Российской академии наук и Российского фонда фундаментальных  исследований, предусматривающие развитие специализированных направлений наноиндустрии.

Инфраструктурная база российского  сектора наноиндустрии создается  в виде национальной нанотехнологической  сети (ННС) как совокупности организаций  различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные  и прикладные исследования, осуществляющих процессы коммерциализации технологий, а также ведущих подготовку кадров в области нанотехнологий [14].

К инновационным институтам развития наноиндустрии относятся: Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", особые экономические зоны (технико-внедренческие  и промышленно-производственные), технопарки, промышленные парки и др.

Для выработки и практической реализации необходимых и достаточных  мер в области создания и развития нанотехнологий должна быть сформирована государственная политика, которая, в свою очередь, должна рассматриваться  как часть государственной научно-технической  политики, определяющей цели, задачи, направления, механизмы и формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по поддержке  научно-технических разработок и использованию их результатов.

 

 

 

 

2.3 Перспективы развития нанотехнологий и модернизация экономики

 

Нанотехнологии несут с собой переворот в понимании и организации исследовательских и производственных процессов, культуре создания материальных объектов, необходимых современному человеку. В большинстве развитых стран осознали то, что развитие наноиндустрии, помимо технологических преимуществ, дает материальные и социальные выгоды [13,c.30].

К настоящему времени в России реализуется ряд федеральных целевых программ, Федеральная адресная инвестиционная программа, программы Российской академии наук и Российского фонда фундаментальных исследований, предусматривающие развитие специализированных направлений наноиндустрии.

На реализацию государственной  политики в области развития наноиндустрии  нацелена государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", созданная в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ.

Паспорт ее программы представлен  в приложении 2.

Программа направлена на концентрацию и координацию финансовых и организационных  ресурсов для проведения междисциплинарных  исследований и формирования в Российской Федерации интегрированного саморазвивающегося комплекса производственных, научных, образовательных и финансовых организаций  различных форм собственности, осуществляющих деятельность по созданию конкурентоспособной  интеллектуальной и промышленной наукоемкой продукции с высоким уровнем  добавленной стоимости и ранее  недостижимыми технико-экономическими показателями. Программа, основанная на высоком научно-образовательном  потенциале России, прогрессивных и  междисциплинарных исследованиях, научно- и экономически обоснованном практическом использовании новых  нетрадиционных свойств и функциональных возможностей материалов и систем различной  физико-химической природы при переходе к наномасштабам, обеспечит создание и развитие эффективной системы  коммерциализации научных знаний, формирование ожиданий и потребностей потребителей, новых рынков сбыта инновационной  продукции, а также создание конкурентных преимуществ России на мировом рынке высоких технологий и формирование научно-технического потенциала России, адекватного современным тенденциям мирового технологического развития.

Стратегической целью  Программы является создание высокотехнологичного российского сектора наноиндустрии, способного конкурировать с экономически развитыми странами мира на внутреннем и внешнем рынках нанопродукции  в ключевых областях обеспечения  обороноспособности, технологической  безопасности и экономической независимости  государства, повышения качества жизни  населения [13,c.32]

Реализация стратегической цели Программы включает два этапа: первый этап - 2008-2011 годы, второй этап - 2012-2015 годы.

Цель реализации первого  этапа − к 2011 формирование году конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноиндустрии для  поддержания научно-технического паритета Российской Федерации с экономически развитыми странами мира по перспективным направлениям науки. Цель второго этапа развития наноиндустрии в Российской Федерации (2012-2015 годы) заключается в формировании институциональных условий для масштабного наращивания объема производства новых видов продукции наноиндустрии и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий.

Для ее достижения должна быть решена задача совершенствования механизмов масштабной коммерциализации научных  результатов исследований и разработок в области наноиндустрии, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

В результате реализации Программы  за счет использования нанотехнологий будет значительно увеличен объем  валового внутреннего продукта и  достигнут существенный экономический  эффект в базовых отраслях экономики, в том числе в социально  значимых сферах, кардинально повысится  качество медицинского обслуживания населения  России, улучшится экологическая  обстановка.

На основании прогнозных оценок базовых показателей развития нанотехнологий в экономически развитых странах на период 2010-2015 годы и имеющегося потенциала в этой области в России была проведена экспертная оценка индикатора объема производства продукции наноиндустрии в России, который должен составить к 2015 году более 900 млрд. рублей. Указанное значение индикатора соответствует достижению доли отечественной продукции наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на мировом рынке высоких технологий, в размере 3% и объему экспорта продукции наноиндустрии в 180 млрд. рублей.

Реализация этой важнейшей  социально-экономической задачи требует  комплексного подхода: создания научной  и производственной инфраструктуры, специального оборудования, проведения комплексных исследований, модернизации системы образования. В рамках ФЦП  реализуется комплексный системный  подход и вся инновационная цепочка: от получения научного результата –  до создания инновационной конкурентоспособной  продукции [16].

Информация о работе Развитие нанотехнологий в России