Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа
Целью данного исследования выступает разработка направлений совершенствования развития экономической системы Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным отношениям.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы формирования и развития экономических систем;
- проанализировать зарубежный опыт создания и совершенствования экономических систем;
- исследовать специфику развития экономической системы Республики Беларусь в современных условиях.
Введение 4
1 Теоретические основы формирования экономических систем 5
2 Классификация экономических систем 11
3 Анализ экономической системы Беларуси в современных условиях 23
Заключение 33
Список использованных источников 34
Важнейшим и наиболее перспективным направлением в развитии малого и среднего предпринимательства представляется расширение его экспортного потенциала. В связи с этим перспективно создание специальной зоны с итальянским капиталом, что позволит привлечь иностранного инвестора в сферу средних и малых предприятий. В результате будет не только получен доступ к дополнительным источникам финансирования, современным технологиям, но и созданы условия по включению в кооперационные связи и товаропроводящие сети с иностранными инвесторами.
Устойчивость развития экспортоориентированной белорусской экономики во многом определяется благоприятностью внешнеэкономической конъюнктуры. Если не удается ее адекватно спрогнозировать с целью упреждающего маневрирования ресурсами, то необходимо хотя бы извлечь дополнительный экономический эффект из уже сложившейся ситуации. В докризисный период Республика Беларусь успешно наращивала экспорт нефтепродуктов, калийных удобрений, продукции химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, пользуясь благоприятной конъюнктурой на внешних рынках. В ближайшее время существует повышенный спрос на сельскохозяйственную продукцию. Белорусская экономика в ближайшие годы может столкнуться с дополнительными проблемами, осложняющими посткризисное развитие страны. В 2011 г. продолжится дальнейшее увеличение цен на газ, что потребует изыскания дополнительных финансовых ресурсов для компенсации возросших затрат по его импорту. В 2012 г. ожидаются существенные выплаты по внешнему госдолгу, поэтому потребуется более рациональное использование ВВП внутри страны. Таким образом, учитывая масштабность и затяжной характер мирового финансово-экономического кризиса, медленные темпы оживления мировой экономики и решения посткризисных проблем, уязвимость белорусской экономики во внешнеэкономической сфере, необходимы более существенные корректировки экономической политики в части отказа от производства продукции на склад, чрезмерного стимулирования внутреннего спроса, более существенного сокращения и рационализации расходов секторов экономики (прежде всего государственного), поддержки и сохранения наиболее конкурентоспособных предприятий и производств, трансформации докризисных методов управления в направлении формирования адаптационных механизмов с учетом динамичных изменений в мировой экономике.
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Экономическая система представляет собой сложную систему, состоящую из множества макроэкономических элементов и подсистем, связанных друг с другом.
На стыке старой и новой экономических систем образуется переходная эпоха, характеризующаяся преобразованием всей системы общественных отношений, включая прежде всего отношения собственности как экономические отношения. Средства производства как объекты присвоения, сосредоточенные в реальном секторе экономики, приобретают новых собственников, призванных обеспечить дальнейший прогресс общества путем повышения производительности общественного труда, реализации качественно нового этапа в развитии техники и технологии, что и позволяет осуществлять соответствующее повышение степени удовлетворения потребностей общества. Полное овладение новой системой экономических отношений реальным сектором экономики и выступает критерием завершенности переходной эпохи.
В экономической теории и статистике зарубежных стран для характеристики конечных результатов развития национальной экономики используются макроэкономические показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП) и др. Продолжительный рост ВВП являлся одной из отличительных черт экономики Беларуси. С 1996 по 2006 гг. его среднегодовые темпы были выше, чем в большинстве постсоветских стран.
В январе-ноябре 2010 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 146,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. в сопоставимых ценах на 7,2%. Прогнозом на 2010 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595 предусмотрен его рост на 11-13%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 27,7%, сельского хозяйства – 7,8%, строительства – 11,0%, транспорта и связи – 9,4%, торговли и общественного питания – 11,2%.
В республике отмечается улучшение основных показателей экономики и результативности государственной инновационной политики, направленной на формирование условий, способствующих развитию научно-технического потенциала и ускоренному внедрению результатов научных исследований и разработок в реальный сектор экономики.
Основной финансовой проблемой экономики является хронический дефицит финансовых средств у отечественных производителей, что подтверждается несвоевременным выполнением многими экономическими субъектами своих финансовых обязательств перед поставщиками, кредиторами и государством. Происходит общий рост долговых обязательств, накапливается просроченная задолженность, которая многократно превосходит финансовые ресурсы, имеющиеся у отечественных производителей.
Выходом из такой ситуации представляется модернизация и реструктуризация экономики, а также ориентация на прямые инвестиции как основной источник финансирования растущего внешнего дефицита. Такая экономическая политика позволяет сформировать потенциал для долгосрочного экономического развития страны.
При определении направлений
повышения эффективности