Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа
Целью данного исследования выступает разработка направлений совершенствования развития экономической системы Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным отношениям.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы формирования и развития экономических систем;
- проанализировать зарубежный опыт создания и совершенствования экономических систем;
- исследовать специфику развития экономической системы Республики Беларусь в современных условиях.
Введение 4
1 Теоретические основы формирования экономических систем 5
2 Классификация экономических систем 11
3 Анализ экономической системы Беларуси в современных условиях 23
Заключение 33
Список использованных источников 34
Одно из приоритетных
направлений государственной
Средний размер пенсии по возрасту в настоящее время составляет 555 тыс. бел. руб. В январе – сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 23,6% и составил 505,7 тыс. бел. руб., среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту – на 18,3% и достиг 274,8 тыс. бел. руб. Реальный размер пенсии по возрасту увеличился на 13,3%.
Социальная поддержка семей, воспитывающих детей, объективно выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики.
Государственная поддержка семей с детьми в нашей стране осуществляется в различных формах: денежные выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); денежная и натуральная материальная помощь; социальное обслуживание семьи; трудовые, налоговые и иные льготы.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» стабильно пересматриваются размеры этих социальных выплат.
Как и предусматривалось третьим Всебелорусским народным собранием, с 1 января 2010 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет установлен на уровне бюджета прожиточного минимума.
В августе 2010 г. размер пособия на детей в возрасте до трех лет составил 275 тыс. руб., увеличившись за год на 37%.
Системой государственных детских пособий (до трех и после трех лет) охвачены свыше 440 тыс. детей, что составляет около 25% от их общей численности [3, c. 3].
Малообеспеченные семьи
с малолетними детьми, в которых
среднедушевой доход не достигает
БПМ, обеспечиваются бесплатным питанием
на детей первых двух лет жизни. При
рождении троих и более детей
бесплатное детское питание предоставляетс
Государством значительное внимание уделяется также воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для них в стране функционирует широкая сеть детских школ-интернатов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, оздоровительных лагерей для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. В ряде таких центров созданы отделения постинтернатной адаптации, призванные оказывать содействие своим воспитанникам в приспособлении к самостоятельной жизни. С целью приближения условий жизни несовершеннолетних детей к условиям жизни биологической семьи внедряется практика их воспитания в приемных семьях, детских деревнях.
Особое внимание в республике традиционно уделяется ветеранам войны и труда. Забота государства о ветеранах является свидетельством признания их заслуг перед обществом и направлена на оказание помощи в решении их жизненных проблем.
В настоящее время в Беларуси проживает около 2 млн. ветеранов труда, почти 46 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. В Могилёвской области – 224491 ветеранов труда, ветеранов ВОВ -4369
С целью улучшения положения пожилых людей, ветеранов войн, граждан, пострадавших от войн, и усиления их социальной защищенности реализуются государственные программы, направленные на социальную поддержку пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн (например: Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 г.; Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста до 2010 года). В рамках данных программ проводятся обследование условий жизни перечисленных категорий граждан, медицинское обследование, оказывается содействие в их лечении и оздоровлении, решении бытовых проблем, социально-правовой защите, занятии оплачиваемым посильным трудом, осуществляется социальное обслуживание, определение в дома-интернаты и содержание в них, предоставление социальных льгот и гарантий.
За предшествующие годы республика добилась значительных результатов в решении этих задач. Беларусь занимает лидирующие позиции в СНГ по уровню заработной платы и пенсионного обеспечения, имеет самые высокие показатели занятости населения, одни из самых низких показателей бедности.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшие годы – повышение уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики [3, c. 4].
Белорусская модель развития государства предполагает не застывшее состояние, а постоянный кропотливый целенаправленный поиск решений и работу в области модернизации механизмов государственного управления. Главное — совершенствование стиля руководства экономическими процессами. Необходим постепенный уход от прямого управления хозяйственной деятельностью организаций, смещение акцентов на экономические инструменты государственного регулирования, расширение свобод для всех форм собственности, формирование благоприятного бизнес-климата.
Ориентация Беларуси на осуществление политики массированного инвестирования требует креативных подходов и развития предпринимательской инициативы и активности. В ближайшее время национальную модель экономики необходимо обновить за счет встраивания в нее институтов частно-государственного партнерства и свободного от административных барьеров предпринимательства. В экономике следует создать все базовые условия для создания и развития собственного дела. Возрождение веры личности в себя, свои способности, перспективу на будущее и незыблемость проводимых государством мер по укреплению позиций частного бизнеса – основополагающее условие для проявления инициативы, реализации созидательных идей и решений, творческого труда. Инициатива на местах должна быть основой социально-экономического развития страны.
Развитие инициативы
следует рассматривать в
В современной высококонкурентной среде мирового экономического развития эффективная интеграция в нее Беларуси предполагает устойчивый экономический рост на основе прогрессивных структурных сдвигов.
Прежде всего, это развитие высокотехнологичного сектора, внедрение наукоемких и информационных технологий; существенный подъем уровня жизни населения, адекватный достижениям научно-технического прогресса; выравнивание качества жизни с постиндустриальными странами.
При этих условиях экономика приобретает прогрессивное инновационное развитие.
На сегодняшний день решена главная задача – не допущен спад в экономике в связи с повышением цен на газ и нефть. Для поддержания высоких темпов развития экономики необходимо, чтобы белорусские предприятия были в состоянии эффективно конкурировать с зарубежными производителями на внутреннем и внешнем рынках. В свою очередь конкурентоспособность экономики требует своевременного решения проблем, вызванных неблагоприятным финансово-экономическим состоянием многих предприятий, высоким уровнем износа активной части производственного потенциала на фоне его недостаточной загруженности, значительным отставанием Беларуси от стран ЕС в области научно-конструкторской и инновационной деятельности. Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение прямых иностранных инвестиций в основной капитал белорусских предприятий является первостепенной задачей [21, c. 5].
Начиная с 1996 г. в республике
наблюдается положительная
Рост заработной платы и приумножение доходов расширяют потребительский спрос и, таким образом, стимулируют развитие экономики. Однако, если этот процесс будет происходить форсированными темпами, то он может привести к повышению стоимости белорусской продукции (особенно с учетом значительных налогов на заработную плату) и, соответственно, к снижению ее ценовой конкурентоспособности в условиях укрепления белорусского рубля, к сокращению доли других элементов добавленной стоимости (прибыли, амортизационных отчислений и, как следствие, инвестиций за счет собственных средств), к увеличению складских запасов готовой продукции, росту инфляции. Все это отрицательно может сказаться на финансовом состоянии экономики.
Основной финансовой проблемой экономики стал хронический дефицит финансовых средств у отечественных производителей, что подтверждается несвоевременным выполнением многими экономическими субъектами своих финансовых обязательств перед поставщиками, кредиторами и государством. Происходит общий рост долговых обязательств, накапливается просроченная задолженность, которая многократно превосходит финансовые ресурсы, имеющиеся у отечественных производителей.
Выходом из такой ситуации представляется модернизация и реструктуризация экономики, а также ориентация на прямые инвестиции как основной источник финансирования растущего внешнего дефицита. Такая экономическая политика позволяет сформировать потенциал для долгосрочного экономического развития страны [24, c. 10].
При определении направлений повышения эффективности использования ВВП в краткосрочной и среднесрочной перспективе следует учитывать сравнительные конкурентные преимущества белорусской экономики. На уровне основных факторов они определяются выгодным географическим положением страны, наличием соответствующих природных ресурсов и запасов отдельных видов полезных ископаемых.
В связи с этим перспективным направлением для Республики Беларусь наряду с добычей и экспортом калийных солей считается развитие отраслей и видов деятельности, связанных с транзитным положением страны, прежде всего транспортно-логистических услуг.
Однако наиболее важные конкурентные преимущества Республики Беларусь находятся в сфере не основных, а развитых (приобретенных) факторов, прежде всего унаследованного производственного потенциала и трудовых ресурсов. В соответствии со сложившейся специализацией в промышленности Беларуси можно выделить несколько групп отраслей. Проходящие через территорию страны газо- и нефтепроводы создали сырьевую базу для развития нефтепереработки, химической и нефтехимической промышленности, продукция которых в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры заняла ведущее место в белорусском экспорте. Одновременно выгодное транзитное расположение страны, наличие соответствующей инфраструктуры, научно-технического и производственного потенциала, квалифицированных трудовых ресурсов способствовали развитию сборочных машиностроительных предприятий, а также производства отдельных потребительских товаров длительного пользования. С другой стороны, преимущества в производстве продукции отдельных отраслей (деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая, частично легкая промышленность) связаны с наличием соответствующей сырьевой базы. В свою очередь, ведущие отрасли и представляющие их предприятия способствуют развитию смежных и дополняющих производств, формируя таким образом определенные кластеры и точки роста.
Видимо, сохранить в полном объеме машиностроительную отрасль и удержать традиционные и потенциальные рынки сбыта не представляется возможным без создания сборочных производств в других странах, формирования финансово-промышленных групп и холдингов, привлечения стратегических иностранных инвесторов, заинтересованных в сокращении издержек в условиях обострения конкуренции. Таможенный союз для Беларуси важен не только с учетом создания в перспективе Единого экономического пространства и отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (наиболее вероятно с 2012 г.) и таким образом поддержания конкурентоспособности нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, но и расширения рынков сбыта при условии, если белорусские производители окажутся конкурентоспособными [25, c. 6].
Для этого необходимо ориентироваться на преимущественное сохранение и поддержание тех отраслей и предприятий, которые отличаются относительно высокой рентабельностью и добавленной стоимостью, более низкой материалоемкостью и энергоемкостью, соответствующим экспортным потенциалом и мультиплицирующие эффект от своего развития на другие отечественные отрасли и производства. Достаточно перспективными секторами для Республики Беларусь с учетом соответствия вышеперечисленным критериям являются сфера услуг, малое и среднее предпринимательство. Данные направления могли бы стать потенциальными точками роста в ближайшие годы и поглотить излишнюю численность в результате реструктуризации крупных и средних предприятий, а также активизировать экономическое развитие в регионах с избыточными трудовыми ресурсами. В частности, ставится цель уже в среднесрочной перспективе увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП с 11 до 30%. В связи с этим в последние годы в Республике Беларусь предпринят ряд конструктивных мер по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, что нашло отражение в оценках МБРР, в соответствии с которыми Беларусь существенно продвинулась по условиям ведения бизнеса. Среди важнейших результатов либерализации предпринимательской деятельности следует отметить снятие административных барьеров с максимальным упрощением системы регистрации и введением заявительного принципа, сокращение количества лицензируемых видов деятельности, упорядочение и сокращение контрольных процедур, упрощение налогового администрирования и сокращение уровня налогообложения, развитие микрокредитования и повышение доступности кредитных ресурсов, либерализацию ценового регулирования и др.
Наряду с продолжением улучшения предпринимательского климата в стране и сохранением уже действующих преференций в малых и средних городах, сельской местности основными направлениями дальнейшего стимулирования развития предпринимательства могут быть расширение доступа к финансовым ресурсам (через развитие венчурного финансирования, микрокредитование, государственное гарантирование по кредитам, страхование банковских рисков, увеличение господдержки), развитие субконтрактации с крупными предприятиями, упрощение условий доступа и увеличение доли малого предпринимательства при госзакупках товаров и услуг на республиканском и региональном уровнях, продолжение электронизации и упрощения налоговой системы (включая расширение возможностей использования упрощенной системы налогообложения), таможенно-тарифного регулирования и отчетности, дальнейшая либерализация рынка труда и заработной платы, обеспечение при внесении изменений и введении новых нормативных правовых актов определенной стабильности, преемственности и непротиворечивости законодательства.