Разработка направлений совершенствования развития экономической системы Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным отношениям

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования выступает разработка направлений совершенствования развития экономической системы Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным отношениям.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы формирования и развития экономических систем;
- проанализировать зарубежный опыт создания и совершенствования экономических систем;
- исследовать специфику развития экономической системы Республики Беларусь в современных условиях.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы формирования экономических систем 5
2 Классификация экономических систем 11
3 Анализ экономической системы Беларуси в современных условиях 23
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

курсач печать.doc

— 433.00 Кб (Скачать)

Одно из приоритетных направлений государственной социальной политики – повышение уровня пенсионного обеспечения. Кстати, граждане Беларуси старше трудоспособного возраста составляют чуть более пятой части от всей численности населения страны. За десятилетие доля людей пенсионного возраста возросла. Так, если по результатам предыдущей переписи населения, которая состоялась в 1999 году, людей старших возрастов было 21,5% в общей численности жителей страны, то по итогам переписи 2009 года – уже 22,5%. В последнее время на выплату пенсий расходуется значительная часть валового внутреннего продукта страны, что является одним из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ.

Средний размер пенсии по возрасту в настоящее время составляет 555 тыс. бел. руб. В январе – сентябре 2010 г.  по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 23,6% и составил 505,7 тыс. бел. руб., среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту – на 18,3% и достиг 274,8 тыс. бел. руб. Реальный размер пенсии по возрасту увеличился на 13,3%.

Социальная  поддержка семей, воспитывающих детей, объективно выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики.

Государственная поддержка семей с детьми в  нашей стране осуществляется в различных  формах: денежные выплаты на детей  в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); денежная и натуральная материальная помощь; социальное обслуживание семьи; трудовые, налоговые и иные льготы.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О государственных  пособиях семьям, воспитывающим детей» стабильно пересматриваются размеры этих социальных выплат.

Как и предусматривалось  третьим Всебелорусским народным собранием, с 1 января 2010 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет установлен на уровне бюджета прожиточного минимума.

В августе 2010 г. размер пособия на детей в возрасте до трех лет составил 275 тыс. руб., увеличившись за год на 37%.

Системой государственных  детских пособий (до трех и после  трех лет) охвачены свыше 440 тыс. детей, что составляет около 25% от их общей численности [3, c. 3].

Малообеспеченные семьи  с малолетними детьми, в которых  среднедушевой доход не достигает  БПМ, обеспечиваются бесплатным питанием на детей первых двух лет жизни. При  рождении троих и более детей  бесплатное детское питание предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Эти семьи до исполнения детям трех лет имеют также право на бесплатную услугу няни.

Государством значительное внимание уделяется также воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для них в стране функционирует  широкая сеть детских школ-интернатов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, оздоровительных лагерей для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. В ряде таких центров созданы отделения постинтернатной адаптации, призванные оказывать содействие своим воспитанникам в приспособлении к самостоятельной жизни. С целью приближения условий жизни несовершеннолетних детей к условиям жизни биологической семьи внедряется  практика их воспитания в приемных семьях, детских деревнях.

Особое внимание в республике традиционно уделяется  ветеранам войны и труда. Забота государства о ветеранах является свидетельством признания их заслуг перед обществом и направлена на оказание помощи в решении их жизненных проблем.

В настоящее  время в Беларуси проживает около 2 млн. ветеранов труда, почти 46 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. В Могилёвской области – 224491 ветеранов труда, ветеранов ВОВ -4369

С целью улучшения  положения пожилых людей, ветеранов  войн, граждан, пострадавших от войн, и усиления их социальной защищенности реализуются государственные программы, направленные на социальную поддержку пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн (например: Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 г.; Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста до 2010 года). В рамках данных программ проводятся обследование условий жизни перечисленных категорий граждан, медицинское обследование, оказывается содействие в их лечении и оздоровлении, решении бытовых проблем, социально-правовой защите, занятии оплачиваемым посильным трудом, осуществляется социальное обслуживание, определение в дома-интернаты и содержание в них, предоставление социальных льгот и гарантий.

За предшествующие годы республика добилась значительных результатов в решении этих задач. Беларусь занимает лидирующие позиции  в СНГ по уровню заработной платы и пенсионного обеспечения, имеет самые высокие показатели занятости населения, одни из самых низких показателей бедности.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшие  годы – повышение уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики [3, c. 4].

Белорусская модель развития государства  предполагает не застывшее состояние, а постоянный кропотливый целенаправленный поиск решений и работу в области модернизации механизмов государственного управления. Главное — совершенствование стиля руководства экономическими процессами. Необходим постепенный уход от прямого управления хозяйственной деятельностью организаций, смещение акцентов на экономические инструменты государственного регулирования, расширение свобод для всех форм собственности, формирование благоприятного бизнес-климата.

Ориентация Беларуси на осуществление  политики массированного инвестирования требует креативных подходов и развития предпринимательской инициативы и активности. В ближайшее время национальную модель экономики необходимо обновить за счет встраивания в нее институтов частно-государственного партнерства и свободного от административных барьеров предпринимательства. В экономике следует создать все базовые условия для создания и развития собственного дела. Возрождение веры личности в себя, свои способности, перспективу на будущее и незыблемость проводимых государством мер по укреплению позиций частного бизнеса – основополагающее условие для проявления инициативы, реализации созидательных идей и решений, творческого труда. Инициатива на местах должна быть основой социально-экономического развития страны.

Развитие инициативы следует рассматривать в неразрывной  связи с фактором мотивации труда  руководителей всех уровней, стимулирования ответственного отношения к делу и творческую инициативу. Реализация потенциала перечисленных факторов роста позволит перенаправить вектор развития экономики в пользу производств с высокой добавленной стоимостью, увеличить производительность труда, обеспечить дальнейший рост благосостояния населения, динамичное развитие государства, укрепление его позиций на международной арене и решить амбициозную, но выполнимую задачу вхождения Беларуси в число наиболее конкурентоспособных государств мира. Альтернативного пути нет.

В современной высококонкурентной среде мирового экономического развития эффективная интеграция в нее Беларуси предполагает устойчивый экономический рост на основе прогрессивных структурных сдвигов.

Прежде всего, это развитие высокотехнологичного сектора, внедрение наукоемких и информационных технологий; существенный подъем уровня жизни населения, адекватный достижениям научно-технического прогресса; выравнивание качества жизни с постиндустриальными странами.

При этих условиях экономика  приобретает прогрессивное инновационное развитие.

На сегодняшний день решена главная задача – не допущен  спад в экономике в связи с  повышением цен на газ и нефть. Для поддержания высоких темпов развития экономики необходимо, чтобы белорусские предприятия были в состоянии эффективно конкурировать с зарубежными производителями на внутреннем и внешнем рынках. В свою очередь конкурентоспособность экономики требует своевременного решения проблем, вызванных неблагоприятным финансово-экономическим состоянием многих предприятий, высоким уровнем износа активной части производственного потенциала на фоне его недостаточной загруженности, значительным отставанием Беларуси от стран ЕС в области научно-конструкторской и инновационной деятельности. Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение прямых иностранных инвестиций в основной капитал белорусских предприятий является первостепенной задачей [21, c. 5].

Начиная с 1996 г. в республике наблюдается положительная динамика всех показателей, связанных с объемами ВВП и размерами денежных доходов и расходов населения.

Рост заработной платы  и приумножение доходов расширяют  потребительский спрос и, таким  образом, стимулируют развитие экономики. Однако, если этот процесс будет  происходить форсированными темпами, то он может привести к повышению стоимости белорусской продукции (особенно с учетом значительных налогов на заработную плату) и, соответственно, к снижению ее ценовой конкурентоспособности в условиях укрепления белорусского рубля, к сокращению доли других элементов добавленной стоимости (прибыли, амортизационных отчислений и, как следствие, инвестиций за счет собственных средств), к увеличению складских запасов готовой продукции, росту инфляции. Все это отрицательно может сказаться на финансовом состоянии экономики.

Основной финансовой проблемой экономики стал хронический дефицит финансовых средств у отечественных производителей, что подтверждается несвоевременным выполнением многими экономическими субъектами своих финансовых обязательств перед поставщиками, кредиторами и государством. Происходит общий рост долговых обязательств, накапливается просроченная задолженность, которая многократно превосходит финансовые ресурсы, имеющиеся у отечественных производителей.

Выходом из такой ситуации представляется модернизация и реструктуризация экономики, а также ориентация на прямые инвестиции как основной источник финансирования растущего внешнего дефицита. Такая экономическая политика позволяет сформировать потенциал для долгосрочного экономического развития страны [24, c. 10].

При определении направлений повышения эффективности использования ВВП в краткосрочной и среднесрочной перспективе следует учитывать сравнительные конкурентные преимущества белорусской экономики. На уровне основных факторов они определяются выгодным географическим положением страны, наличием соответствующих природных ресурсов и запасов отдельных видов полезных ископаемых.

В связи с этим перспективным  направлением для Республики Беларусь наряду с добычей и экспортом  калийных солей считается развитие отраслей и видов деятельности, связанных с транзитным положением страны, прежде всего транспортно-логистических услуг.

Однако наиболее важные конкурентные преимущества Республики Беларусь находятся в сфере не основных, а развитых (приобретенных) факторов, прежде всего унаследованного производственного потенциала и трудовых ресурсов. В соответствии со сложившейся специализацией в промышленности Беларуси можно выделить несколько групп отраслей. Проходящие через территорию страны газо- и нефтепроводы создали сырьевую базу для развития нефтепереработки, химической и нефтехимической промышленности, продукция которых в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры заняла ведущее место в белорусском экспорте. Одновременно выгодное транзитное расположение страны, наличие соответствующей инфраструктуры, научно-технического и производственного потенциала, квалифицированных трудовых ресурсов способствовали развитию сборочных машиностроительных предприятий, а также производства отдельных потребительских товаров длительного пользования. С другой стороны, преимущества в производстве продукции отдельных отраслей (деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая, частично легкая промышленность) связаны с наличием соответствующей сырьевой базы. В свою очередь, ведущие отрасли и представляющие их предприятия способствуют развитию смежных и дополняющих производств, формируя таким образом определенные кластеры и точки роста.

Видимо, сохранить в  полном объеме машиностроительную отрасль и удержать традиционные и потенциальные рынки сбыта не представляется возможным без создания сборочных производств в других странах, формирования финансово-промышленных групп и холдингов, привлечения стратегических иностранных инвесторов, заинтересованных в сокращении издержек в условиях обострения конкуренции. Таможенный союз для Беларуси важен не только с учетом создания в перспективе Единого экономического пространства и отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (наиболее вероятно с 2012 г.) и таким образом поддержания конкурентоспособности нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, но и расширения рынков сбыта при условии, если белорусские производители окажутся конкурентоспособными [25, c. 6].

Для этого необходимо ориентироваться на преимущественное сохранение и поддержание тех отраслей и предприятий, которые отличаются относительно высокой рентабельностью и добавленной стоимостью, более низкой материалоемкостью и энергоемкостью, соответствующим экспортным потенциалом и мультиплицирующие эффект от своего развития на другие отечественные отрасли и производства. Достаточно перспективными секторами для Республики Беларусь с учетом соответствия вышеперечисленным критериям являются сфера услуг, малое и среднее предпринимательство. Данные направления могли бы стать потенциальными точками роста в ближайшие годы и поглотить излишнюю численность в результате реструктуризации крупных и средних предприятий, а также активизировать экономическое развитие в регионах с избыточными трудовыми ресурсами. В частности, ставится цель уже в среднесрочной перспективе увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП с 11 до 30%. В связи с этим в последние годы в Республике Беларусь предпринят ряд конструктивных мер по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, что нашло отражение в оценках МБРР, в соответствии с которыми Беларусь существенно продвинулась по условиям ведения бизнеса. Среди важнейших результатов либерализации предпринимательской деятельности следует отметить снятие административных барьеров с максимальным упрощением системы регистрации и введением заявительного принципа, сокращение количества лицензируемых видов деятельности, упорядочение и сокращение контрольных процедур, упрощение налогового администрирования и сокращение уровня налогообложения, развитие микрокредитования и повышение доступности кредитных ресурсов, либерализацию ценового регулирования и др.

Наряду с продолжением улучшения предпринимательского климата  в стране и сохранением уже  действующих преференций в малых и средних городах, сельской местности основными направлениями дальнейшего стимулирования развития предпринимательства могут быть расширение доступа к финансовым ресурсам (через развитие венчурного финансирования, микрокредитование, государственное гарантирование по кредитам, страхование банковских рисков, увеличение господдержки), развитие субконтрактации с крупными предприятиями, упрощение условий доступа и увеличение доли малого предпринимательства при госзакупках товаров и услуг на республиканском и региональном уровнях, продолжение электронизации и упрощения налоговой системы (включая расширение возможностей использования упрощенной системы налогообложения), таможенно-тарифного регулирования и отчетности, дальнейшая либерализация рынка труда и заработной платы, обеспечение при внесении изменений и введении новых нормативных правовых актов определенной стабильности, преемственности и непротиворечивости законодательства.

Информация о работе Разработка направлений совершенствования развития экономической системы Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным отношениям