Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа
Целью данного исследования выступает разработка направлений совершенствования развития экономической системы Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным отношениям.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы формирования и развития экономических систем;
- проанализировать зарубежный опыт создания и совершенствования экономических систем;
- исследовать специфику развития экономической системы Республики Беларусь в современных условиях.
Введение 4
1 Теоретические основы формирования экономических систем 5
2 Классификация экономических систем 11
3 Анализ экономической системы Беларуси в современных условиях 23
Заключение 33
Список использованных источников 34
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
Вопросы построения немецкой модели социальной экономики имеют чрезвычайную актуальность в современных условиях рыночной трансформации белорусской экономики. Вопросом эффективности социальной экономики занимались ученые и специалисты, в частности Карл Бюхер, Лупо Брентано, Густав Шмоллер, Вальтер Ойкен, Людвиг Ерхард.
Немецкое экономическое чудо непосредственно связывают с именем первого канцлера нового немецкого государства Конрадом Аденауером, который прийдя к власти в 1949 г., открыл новую страницу в истории Германии, которая позже получила название эры Аденауера. Германия, которая в послевоенные годы очутилась в тяжелом состоянии, потеряв фактически институциональную систему государственной власти, испытав разделение на четыре оккупационных зоны и не имея единственного мировоззрения относительно последующего развития, смогла возродиться именно благодаря эффективной политике Аденауера.
Чтобы понять секрет такого экономического чуда, определим те идеи и ценности, которые были положены в ее основу и которые в дальнейшем образовали мощное ядро немецкой экономики.
Политика Аденауера базировалась на двух китах – социальной рыночной экономике и новой Германии в новой Европе. В отличие от советской модели экономики, при которой интересы государства доминировали над интересами личности, немецкая модель социальной экономики пыталась сбалансировать интересы государства и экономических субъектов, взяв за основу понятие хозяйственного порядка.
Порядок возможен только при условии, если поведению людей свойственна дисциплина, а дисциплина определяется именно рыночными отношениями. По высказыванию В. Ойкена, «такое поведение возможно только там, где из духа правильно осознанной свободы исходит подтверждение необходимости желаемого порядка».
Взяв за цель улучшение жизненного уровня населения, власть Германии провела ряд программ. Программа социального жилищного строительства предоставляла относительно дешевые дома и квартиры для рабочих и служащих за счет государственного бюджета ФРГ. Программа «динамическая» пенсия способствовала росту доходов пенсионеров, т.к. ее размер определялся не только пенсионными взносами, но и размером ВВП страны. Кроме того, правительство Германии предоставляло налоговые льготы вкладчикам сберкасс, повышало процентные ставки по вкладам, предоставляло специальные государственные премии на сбережение. Также поощрялось вкладывание работниками предприятий части заработной платы в инвестиционные фонды и компании.
Таким образом, Германия, руководствуясь в своей политике, прежде всего интересами своих граждан, смогла не только опровергнуть распространенную точку зрения о неминуемой для населения бедности и обнищании в переходный период, но и способствовать росту трудовых ресурсов страны и, что очень важно, их покупательной способности. Путем проведения последовательной политики стимулирования сбережений и вкладов, Германия незаметно для общества направляла часть дохода населения на инвестиционные проекты развития государства.
Такая политика способствовала созданию экономической свободы, свободному взаимодействию продавцов и покупателей, равноправному существованию разных форм собственности, которые являются главными признаками существования конкурентной среды, без которой не может существовать рыночная экономика.
При этом особенное внимание привлекает чрезвычайная последовательность экономической политики Аденауера, которая со времени своего возникновения лишь развивалась и уточнялась, не испытывая существенных изменений. По высказываниям экс-канцлера Германии Гельмута Коля «То, что создал Аденауер, мы хотим не только сохранить, но и развить дальше, в соответствии с принципами, которые он положил в основу христианско-демократической политики».
Таким образом, следуя основным ценностям «социальной рыночной экономики», Германии удалось стабилизировать экономические показатели и создать все условия для развития рыночной среды. Немецкое экономическое чудо является ярким доказательством действенности концепции социального рыночного хозяйства с целью построения конкурентной рыночной среды.
Охарактеризуем японскую экономическую систему.
Во второй половине ХIХ века японские правители и идеологи поставили задачу использовать западноевропейскую модель развития, прежде всего такие ее аспекты, которые бы способствовали повышению экономической и военной мощи Японии и позволили бы ей в кратчайший срок догнать западные державы.
С начала ХХ века копирование западной модели свелось, в первую очередь, к созданию сильной армии, колониальным захватам и, наконец, к развязыванию в 1941 г. агрессии на Тихом океане, приведшей к поражению японского милитаризма. Однако сама идея следования более передовой модели экономического и культурного развития продолжала рассматриваться японскими политическими и деловыми кругами как наиболее эффективный путь для возрождения Японии. После второй мировой войны была избрана американская экономическая модель развития. США пошли на предоставление Японии как своему союзнику на Дальнем Востоке новейшей техники и технологии, не предполагая, что тем самым способствуют быстрому возрождению и укреплению экономического соперника. Американская помощь сэкономила Японии огромные материальные и финансовые ресурсы, а самое главное – время, необходимое для проведения научных разработок и создания новой технологии. Фактически японские реформы разрабатывались ведущими американскими профессорами-экономистами, а практически на месте их проводил главнокомандующий американскими оккупационными войсками генерал Дуглас Макартур. Американский журнал «Managemen Review» (Vol. 87, No. 10. November 1998) поставил решение Макартура по восстановлению послевоенной японской экономики на 49 место среди 75 лучших управленческих решений, когда бы то ни было сделанных в истории человечества. При этом США ставили практические цели, отвечающие геополитическим интересам собственной страны. В первую очередь, это уничтожение военного потенциала агрессора в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В то же время проведенные реформы были системными, комплексными и своевременно корректировались в ходе исполнения. Реформы проводились по следующим направлениям:
– денежная реформа;
– демонополизация экономики;
– конверсия военных предприятий;
– бюджетная реформа;
– налоговая реформа;
– реформа трудовых отношений [16, c. 22].
Оккупационные власти обеспечили политическую стабильность в обществе, в их функции входили: полицейские обязанности; здравоохранение; образование; судебная система; защита конкуренции. Благодаря присутствию американской армии было сломлено сопротивление старой японской элиты, противившейся проведению реформ. Исполнительная роль отводилась самим японцам. Правительство Японии осуществляло бюджетное планирование, управление финансами, организацией денежного обращения. Таким образом, американцы определили направление, в котором следовало двигаться японской экономике, дали исходный толчок и проконтролировали первую стадию развития, а затем японцы сами стали пользоваться заданным алгоритмом.
Начало реформ связано с проведением финансовой стабилизации. На этом этапе оказывалась американская финансовая помощь, осуществлялись поставки продовольствия, горючего, медикаментов. За все поставки Япония смогла расплатиться уже через 10 лет.
Оккупационные власти провели
конверсию военной
Следующим шагом в японской экономике явилось преодоление хозяйственного кризиса, который проявился в закрытии военных предприятий, сокращении поставок сырья и материалов, высоком уровне инфляции, неплатежеспособности предприятий, репатриации иностранных рабочих. Американскими профессорами-экономистами для предотвращения кризиса были разработаны, а затем проведены следующие мероприятия: введена процедура банкротства; заморожены цены и заработная плата; восстановлен контроль над ключевыми отраслями экономики; осуществлен возврат к централизованному снабжению предприятий [16, c. 23].
В ходе реформ была также осуществлена демонополизация экономики, в ходе которой был создан массовый класс собственников путем продажи акций предприятий-монополистов населению. Более 70% акций перешло во владение японских граждан.
Была проведена также и земельная реформа, в ходе которой 80% всех земель были отобраны у бывших владельцев-помещиков, не занимающихся производственным использованием своих сельскохозяйственных ресурсов, и проданы крестьянам по доступным ценам. Эта мера помогла решить проблему голода в стране.
Завершила проведение реформ в Японии «шоковая терапия Доджа», названная так по имени автора – Джорджа Доджа, управляющего Детройтского банка. Она включала:
– бюджетную реформу;
– новую кредитную политику, направленную на предотвращение кредитной экспансии, выдачу ничем не обеспеченных кредитов;
– ценовую реформу;
– валютную реформу, установившую фиксированный курс японской йены по отношению к американскому доллару на уровне 360 йен за доллар.
Главным результатом «шоковой терапии» явилось то, что Япония смогла избежать инфляции после отмены фиксированных цен.
Была проведена также налоговая реформа, основные направления которой разработал профессор Колумбийского университета Шоуп. В стране был снижен до 35% максимальный уровень налогового бремени, были упорядочены амортизационные отчисления компаний, переоценена балансовая стоимость имущества предприятий и др.
После завершения реформ оккупационные власти полностью передали японскому правительству право проведения экономической политики. Послевоенные реформы в Японии стали примером одних из самых удачных реформ ХХ в. Их главными чертами стали комплексность и постепенность, а важнейшей особенностью явилось то, что они проводились насильственным путем. И несмотря на это реформы заложили основу современной процветающей Японии, позволили этой стране из отсталой, феодальной превратиться в процветающее капиталистическое государство.
Япония импортировала не только лицензии и технологию, но и американские концепции управления, маркетинга, контроля над качеством продукции, теории сотрудничества труда и капитала. Причем они не просто заимствовались, а приспосабливались к специфике традиционной японской культуры, характеру взаимоотношений в обществе и на производстве, отношениям японцев к труду и коллективу.
Важным аспектом традиционной японской культуры, который оказал значительное влияние на послевоенное развитие страны, является культивирование в японском народе специфического отношения к труду, знаниям. Огромное социальное неравенство между узкой группой господствующей элиты и малоимущими слоями привело к тому, что на протяжении многих веков богатство не стало основным критерием достоинства человека в японском обществе. В значительной степени его заменили такие ценности, как добросовестный труд и знания. Эти важные качества гибко использовались правительством и японскими предпринимателями в послевоенный период. Одновременно с этим они взяли на вооружение традиционное «групповое сознание» японского общества. Внедрявшиеся в течение долгого времени в Японии специфические моральные нормы предполагают, что общие задачи и действия группы всегда важнее личных интересов каждого из входящих в нее людей. В послевоенный период перед правительством и деловыми кругами страны стояла задача резкого увеличения национального дохода на основе развития экономики и повышения конкурентоспособности товаров. Для расширения производства необходима была стабильная и квалифицированная рабочая сила. И ставка была сделана на трудолюбие японцев и глубоко укоренившиеся принципы коллективизма. Однако для того чтобы в максимальной степени использовать эти факты, нужна была уверенность рабочих и служащих в том, что им будет гарантировано стабильное место на предприятии. Именно на этой базе зародились принципы «пожизненного найма» квалифицированных рабочих и «роста заработной платы в соответствии с увеличением стажа работы», которые стали социальной основой японского экономического «чуда» [16, c. 23].
Система «пожизненного найма», привязывая рабочего и служащего к компании, побуждает отдавать работе не только физические, но и моральные силы, ожидая, что процветание компании будет способствовать повышению его личного благосостояния. Эта система способствовала усилению реформистского духа, следствием чего явилось ослабление стачечной борьбы. В Японии удалось свести к минимуму невыход рабочих на службу.
Система «пожизненного найма» дала японским предпринимателям возможность добиться высокой производительности труда рабочих при заработной плате, значительно уступающей ее уровню не только в США, но и в странах Западной Европы. Именно этот фактор явился одной из основных причин конкурентоспособности японских товаров в период высоких темпов развития экономики Японии. Японские предприниматели получили также возможность тратить значительные средства на постоянное обучение технических специалистов, не опасаясь, что, получив новые знания, они уйдут к конкуренту.
Перечисленные факторы и специфические условия страны привели к тому, что послевоенное восстановление Японии сочетало в себе рекордный и устойчивый экономический рост с немалыми достижениями в развитии человека.
Беларусь находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления.
Обобщим вышесказанное в таблице 2.1
Таблица 2.1- Сравнительная характеристика экономических систем
Параметр для сравнения |
Америка |
Швеция |
Германия |
Беларусь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Форма собственности |
Частная. Доля гос. собственности миннимальна |
Преобладает частная |
Преобладает частная |
Переход от исключительно гос. собственности к частной |
Характеристика экономической деятельности и способов согласования хоз.д-ти |
Свобода предпринимательства, рыночное саморегулирование, наиболее ограниченное вмешательство гос. в экономику, низкий уровень пере-распределения ВВП |
Рыночные отношения и государственное регулирование на рынке труда, большой гос. сектор в сфере перераспределения прибыли |
Рыночные отношения и государственное регулирование социально-экономических процессов |
Переход от сверхцентрализо-ванной регламентации экономической д-ти к рыночным приципам. Высокая степень государственного регулирования
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Социальная сфера |
Резкая диспропорция между богатыми и бедными, снижение охвата работников профсоюзами. |
Высокое развитие социальной сферы, социальной защиты. Сильные профсоюзы |
Высокое развитие социальной сферы, социальной защиты. Сильные профсоюзы |
Преобладание социальных ин-тересов над ры-ночными. Ши-рокий охват ра-ботников проф-союзами, но низ-кая эффективно-сть деятельности |
Цель экономики |
Эффективное производство |
Полная занятость, вырав-нивание доходов |
Баланс между интересами государства и общества |
Повышение уровня и качества жизни населения. |
Особенности |
Ставка на личную экономическую активность хозяйствующего субъекта |
Налоговая система работает на перераспре-деление доходов с целью сниже-ния разницы в уровне жизни населения |
Акцент на развитие мелкого предприниматель-ства и экономи-ческую дисциплиниро-ванность |
Сильная социальная направленность, высокая степень государственного регулирования. |