Разработка направлений совершенствования развития экономической системы Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным отношениям

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования выступает разработка направлений совершенствования развития экономической системы Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным отношениям.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы формирования и развития экономических систем;
- проанализировать зарубежный опыт создания и совершенствования экономических систем;
- исследовать специфику развития экономической системы Республики Беларусь в современных условиях.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы формирования экономических систем 5
2 Классификация экономических систем 11
3 Анализ экономической системы Беларуси в современных условиях 23
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

курсач печать.doc

— 433.00 Кб (Скачать)



 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

В сегодняшней  жизни уже нет примеров чисто  рыночной, полностью свобод-ной от государства экономики. Передовые  страны ищут наиболее рациона-льные, пути хозяйствования, стремятся сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединять все лучшее  образуют смешанную экономику. В ней, большая часть хозяйственных ресур-сов находится в частных руках, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка (свобода частной инициативы и гарантированное право на частную собственность, самостоятельность в хозяйственной деятельности, свободные цены, конкуренция, свобода торговли).

В то же время, с  другой стороны, ряд важных сфер (оборонный  и космический комплексы, общее  образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежат государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы. Как видно из таблицы 2.1 в передовых странах – США, Швеции, Германии сложилась смешаная современная система рыночной экономики со своими особенностями для каждой страны. Для США в меньшей степени характерна социальная наравленность по сравнению с другими страна-ми, и ставка на свободную рыночную конкуренцию, но все же государственное влияние хотя и минимальное,но очень эффективное. Для Швеции и Германии забота о развитии социальной сферы столь значительна , что хозяйство таких стран часто называют социально-рыночной экономикой.

Главная черта  белорусской экономической модели – переход к зрелой рыночной экономике, и сохранениесоциальной направленности. Государство даже после приватизации части собствен-ности по-прежнему располагает мощ-ным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

 

 

 

3 Анализ экономической системы Беларуси в современных условиях

 

Главная черта белорусской  модели – эволюционный путь развития, предполагающий постепенный переход от сверхцентрализованной системы управления экономикой и обществом к демократическому устройству общества и рыночным принципам регулирования экономики.

Важнейшей и принципиальной чертой белорусской модели является ее социальная направленность. Не люди для государства и для экономики, а государство и экономика для людей, для народа – вот основополагающий принцип. На практике это означает следующее. Например, возникает вопрос, следует ли ликвидировать те или иные недостаточно эффективные промышленные или сельскохозяйственные предприятия с тем, чтобы освободиться от непроизводительных затрат и тем самым повысить эффективность экономики. При его решении государство прежде всего думает, что будет с работающими там людьми. Если экономика выиграет, а люди проиграют, такой вариант неприемлем, поскольку рост экономики за счет ущемления интересов трудящихся противоречит нашей государственной политике [22, c. 4].

Другой чертой белорусской  модели является сдерживание чрезмерного  социального расслоения на богатых и бедных. Мы ушли от уравниловки, создали материальные стимулы для проявления экономической инициативы и поощрения качественного труда. Но при этом обеспечили наименьшее среди постсоветских стран соотношение между доходами наиболее и наименее состоятельных групп населения. И это один из важнейших факторов, определяющих стабильность нашего общества.

Столь же важным для социальной стабильности является равное отношение со стороны общества и государства к людям разных национальностей и разного вероисповедания.

В выступлении Президента Республики Беларусь на третьем Всебелорусском народном собрании тезис «Государство для народа» определен как новая ступень развития социального государства, действующего на благо народа. В современном понимании социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий жизни своих граждан, их социальной защищенности и благосостояния. Достигается это через направление значительной части валового внутреннего продукта на повышение доходов населения, обеспечение максимально высокой продуктивной занятости, доступного образования, здравоохранения, всей системы социальных гарантий.

Беларусь идет по пути развития социального государства, осуществляя последовательное совершенствование общественных отношений на принципах гуманизма, выполнение комплекса социально-защитных функций, создавая условия для всестороннего развития и самореализации личности. В нашей стране первостепенное значение придается обеспечению фундаментальных прав граждан: на труд и отдых, объединение в профессиональные союзы, образование, социальное обеспечение и социальное страхование, достойный уровень жизни.

 

 

 

Динамика экономического роста приведена в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - ВВП Беларуси

 

Год

ВВП, млрд р.

Темп роста в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

2000

9134

105,8

2001

17173

104,7

2002

26138

105,0

2003

36565

107,0

2004

49992

111,4

2005

65067

109,4

2006

79267

110,0

2007

97165

108,6

2008

128829

110,0

2009

136790

100,2


 

Примечание – Источник: [27].

 

Итак, максимальный темп экономического роста белорусской  экономики был достигнут в 2004 году и составил 111,4%. Минимальный  темп роста имел место в 2002 году и составил лишь 105%. В целом темпы экономического развития Республики Беларусь являются одними из наиболее высоких в СНГ и обеспечивают эффективное развитие национальной экономики в современных условиях.

Республика Беларусь всегда отличалась высокой степенью государственного регулирования экономики. За это многие годы нас критиковали многочисленные аналитики и эксперты международных финансовых организаций.

Однако в силу данной особенности белорусской экономической  модели мы оказались менее других стран вовлечены в мировой финансовый рынок, и это основная причина относительной стабильности и устойчивости нашего экономического роста.

По оценке Белстата, валовой внутренний продукт в Беларуси составил за 2009 г. 136,8 трлн. Br, превысив на 0,2% уровень 2008 г. Таким образом, отечественная экономика, хоть и не достигла запланированного роста на 10–12%, смогла, в отличие от большинства других стран мира, избежать спада.

Например, в Германии ВВП по итогам 2009 г. снизился на 5% к  уровню предыдущего года, а в России, по предварительным данным, — на 8,3–8,7%. И это несмотря на наращивание германского экспорта в IV квартале и повышение мировых цен на нефть, принесшее россиянам дополнительные доходы [29, c. 4].

В Беларуси же еще по итогам 10 месяцев 2008 года объем ВВП от уровня соответствующего периода 2008 г. составлял 99%, за 11 месяцев — 99,6%. Но в декабре объем промышленного производства внезапно вырос на 8,1% к уровню ноября, хотя в предыдущие месяцы прирост здесь не превышал 3,3%. Это главным образом и обеспечило в 2009 г. пусть небольшой, но рост ВВП, в котором удельный вес добавленной стоимости промышленности составил 25,3%, тогда как сельского хозяйства — 7,8%, строительства — 10,7%, транспорта и связи — 8,9%, торговли и общественного питания — 10,7%.

 Таким образом,  промышленность доказала, что является  главным локомотивом отечественной экономики, хотя объем ее производства по итогам года составил лишь 97,2% к уровню 2008 г. при прогнозе 110–112%.

В январе-ноябре 2010 г. объем  валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 146,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. в сопоставимых ценах на 7,2%. Прогнозом на 2010 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595 предусмотрен его рост на 11-13%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 27,7%, сельского хозяйства – 7,8%, строительства – 11,0%, транспорта и связи – 9,4%, торговли и общественного питания – 11,2%.

Динамика производства валового внутреннего продукта характеризуется следующими данными (таблица 3.2).

 

 

Таблица 3.2 - Динамика ВВП Беларуси в 2010 гг.

Период

В текущих ценах, млрд. руб.

В сопоставимых ценах, в % к пред. году

1 квартал 2010 г.

31527,8

104,0

2 квартал 2010 г.

38193,6

108,9

1 полугодие 2010 г.

69721,4

106,6

Январь-сентябрь 2010 г.

116641,1

106,6

Январь-ноябрь 2010 г.

146563,6

107,2


 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Таким образом, по итогам 11 месяцев 2010 г. объем ВВП Беларуси составил 146563,6 млрд. руб., темп роста  ВВП в сопоставимых ценах составил 107,2%.

В республике отмечается улучшение основных показателей экономики и результативности государственной инновационной политики, направленной на формирование условий, способствующих развитию научно-технического потенциала и ускоренному внедрению результатов научных исследований и разработок в реальный сектор экономики.

 

Рисунок 3.1 - Тенденции изменения номинального ВВП с прогнозом до 2020 г.

Примечание – Источник: [18, c. 6].

 

Iа, Iв – инновационно-прорывной сценарий;

IIа, IIв – инновационно-средний сценарий;

IIIа, IIIв – инновационно-экологический сценарий.

Тенденции изменения номинального ВВП с прогнозом до 2020 г. при различных темпах снижения энергоемкости ВВП (при выполнении условий достижения уровня развитых стран в 2004 г. в части потребления ТЭР на душу населения и энергоемкости ЙВП) приведены на рисунке 2.2 для инновационно-прорывного, инновационно-среднего и инновационно-экологического сценариев развития экономики Республики Беларусь.

Инновационно-прорывному сценарию (I а) максимального прироста ВВП соответствует максимальное снижение энергоемкости ВВП до уровня 0,25 кг у.тУдолл. США (0,175 кг н.эУдолл. США) при максимальном годовом потреблении ТЭР на душу населения к концу 2020 г. до уровня 7,28 т у.т./чел.

Другая вариация сценария (I в) первого варианта прогноза соответствует первой (I а) при условии достижения в стране к 2020 г. большего значения энергоемкости ВВП - 0,352 кг у.тУдолл. США (0,246 кг н.э.)

Второй вариант сценария (также в двух вариациях) развития экономики страны отличается от первого тем, что среднегодовое потребление ТЭР на душу населения к концу 2020 г. достигнег среднего уровня 6,5 т у.тУчел. при тех же двух уровнях снижения энергоемкости ВВП [18, c. 6].

Третий вариант в двух вариациях снижения энергоемкости ВВП соответствует минимальному среднегодовому потреблению ТЭР на душу населения в стране к 2020 г. в 5,8 т у.тУчел., т.е. минимальному выбросу вредных веществ в атмосферу, поэтому он назван инновационно-экологическим. Потребление ТЭР на душу населения в Республике Беларусь за 2006 г, составило 4,0 т у.тУчел.

Во всех вариациях трех сценариев развития экономики принят оптимистический прогноз снижения численности населения Республики Беларусь к 2020 г. (9027,1 тыс. чел) вместо минимального целевого варианта (8438,8 тыс. чел.).

Проведенные расчеты показали, что в зависимости от результатов выполнения Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., планов инновационного развития экономики до 2020 г. с учетом максимальной реализации заданий республиканских программ по энергосбережению номинальный ВВП страны к 2020 г. может достигнуто максимального уровня 262.9 млрд. долл. США по инновационно-прорывному сценарию развития или минимального - 148,9 млрд. долл. США по инновационно-экологическому сценарию. При этом удельное значение ВВП на душу населения по курсу Национального банка Республики Беларусь в долларах США будет находиться в пределах 29120 долл. США на человека (в сценарии I а) и 16500 долл. США на человека (в сценарии III в).

Таким образом, максимальный рост ВВП в республике требует решения трех основных проблем: демографической, инновационной и энергоэффективной.

Так, бюджет 2010 года имеет  ярко выраженную социальную направленность. На финансирование социально-культурной сферы, социальную политику и поддержку населения выделено 41 трлн. руб., что составляет почти 62% совокупных расходов консолидированного бюджета и Фонда социальной защиты населения.

Увеличение бюджетных  ассигнований проводится по всем базовым отраслям социальной сферы – здравоохранению, образованию, культуре, спорту и др.[3, c. 3].

Состояние занятости  и безработицы позволяет судить о национальном благополучии и эффективности выбранного пути экономического развития. По сравнению с рядом других стран, вступивших на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительного уровня безработицы.

Как в целом  по стране, так и по всем областям фактический уровень безработицы уже оказался значительно ниже значений, предусмотренных пятилетним заданием на 2010 год (1,5–2%): Брестская, Витебская и Гомельская области – по 1%, Могилевская область – 0,9, Минская – 0,8, г. Минск – 0,4%.

Информация о работе Разработка направлений совершенствования развития экономической системы Республики Беларусь в условиях перехода к рыночным отношениям