Рациональное природопользование в концепциях становления рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Для решения этой проблемы необходимо введение некоторых управленческих рычагов, механизмов государственного регулирования, так как любая хозяйственная деятельность, при непременном условии удовлетворения индивидуальной или социальной потребности, связана с неким конечным продуктом, масштаб производства которого надо постоянно увеличивать. Однако пока нет автоматической связи между экологическим равновесием в природе (в данном месте, регионе, континенте, земном шаре в целом) и уровнем развития производительных сил, регулировать масштабы хозяйственной, культурной сфер жизни человека с охраной природы – пока весьма затруднительно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..………………3
1. Сущность экономических механизмов регулирования рационального природопользования...5

- Рациональное землепользование…………………………………...………………………...6

- Рациональное использование природных ресурсов…………………………...……………6

- Утилизация твердых бытовых отходов………………………………………………………7

- Автотранспорт………………………...……………………………………………………….9

- Энергетика, сжигание топлива…………………………………………………………..….10

2. Основы рационального природопользования……………………………………………………11

- Планирование природопользования………………………………………………………..12

- Платежи за природопользование……………………………………………………………13

- Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов………18

- Платежи за загрязнение окружающей среды………………………………………………19

- Зарубежный опыт в решении экологических проблем……………………………………20

Заключение……………………………………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономике.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

    Как показывает международная практика природопользования, экономические  методы экологического регулирования  являются наиболее эффективными.

    Внедрение экономических механизмов в практику отечественного природопользования по настоящему началось всего десять лет назад, поэтому в настоящее время регулирующие экономические механизмы находятся на стадии становления, внедрения и преодоления значительных трудностей.

    Наибольшие  трудности связаны с тем, что внедрение механизма платного природопользования совпало с тяжелыми социально-экономическими условиями переходного периода. Вследствие этого другая часть трудностей связана с тем, что экономические механизмы природопользования вместо функций регулирования природопользования вынуждены выполнять чисто фискальные функции.

    Те  виды экономических рычагов (платежей), которые призваны непосредственным образом опосредовать отношения  природопользователя с владельцем (распорядителем) ресурсов, могут быть представлены в следующем виде:

1.Плата  за природопользование.

    1.1.Плата  за право пользования;

    1.2.Плата  за воспроизводство;

2.Плата  за загрязнения. 

    2.1.Плата за нормативное загрязнение;

    2.2.Плата  за сверхнормативное загрязнение;

3.Плата за экологические нарушения.

    3.1.Штрафные  санкции;

    3.2.Штрафы;

4.Плата  (компенсации) за  ущербы.

    4.1.Компенсации при уничтожении ресурсов;

    4.2.Компенсации при повреждении ресурсов;

Перечисленные виды плат можно довольно условно  разбить на виды, которые несут:

- фискальные функции;

- регулирующие функции;

- смешанные фискально  - регулирующие функции.

    Следует особо отметить, что в настоящее  время наибольшее практическое значение имеет плата за право пользования, которая служит поступлению в  бюджеты наибольшего объема средств среди всех видов платежей за природопользование. Однако этот вид платы не для всех видов ресурсов и не на всех территориях действует одинаково успешно.

    Плата за загрязнения не функционирует  в меру тех возможностей, которые  на нее первоначально возлагались. В связи с так называемыми "временно согласованными" нормативами размеры платежей по этому виду платы могут согласовываться, уменьшаться или вовсе отменяться, поэтому эффективность ее гораздо ниже возможной и ожидаемой.

    Платы за экологические нарушения в виде штрафных санкций и исков несут в себе как предупреждающие, опережающие функции, так и функции экономического наказания за уже свершившиеся нарушения.

    Слабость  органов контроля, неудовлетворительное состояние и функционирование средств мониторинга, и несовершенство судебной и исполнительной властей делают этот экономический рычаг не настолько эффективным, каким бы он мог быть.

    Наиболее  эффективным и действенным предупреждающим  и регулирующим экономическим рычагом  экологического регулирования могла бы быть компенсация за ущерб природным ресурсам и объектам вследствие их уничтожения и повреждения.

    Поскольку этот экономический регулятор должен действовать в основном на предпроектной  и предплановой стадиях принятия хозяйственных решений, поэтому в его функции входит с одной стороны предупреждение каких-либо негативных экологических воздействий на природную среду и природные ресурсы, с другой стороны, дать сравнительное сопоставление экологической и экономической эффективности принимаемых решений и, наконец, в - третьих, осуществить экономические санкции (взыскать компенсации) за те или иные экологические нарушения.

    К сожалению, и этот экономический  рычаг либо бездействует, либо действует  недостаточно эффективно.

    Среди причин недостаточно эффективного его действия следует указать следующие:

  1. Недостаточно четкая и подробная нормативно-правовая база, регламентирующая отношения в данной сфере. Притом, что имеются правовые акты, определяющие общие принципы определения ущербов и компенсаций за них, недостает конкретных механизмов реализации этих принципов.
  2. По ряду природных ресурсов и объектов отсутствуют официально принятые на федеральном уровне методические приемы и способы подсчета ущербов и компенсационных сумм. Это относится, например, к рекреационным ресурсам, к лесным ресурсам, к минеральным ресурсам.
  3. Отсутствует четко определенный порядок взыскания компенсационных сумм, их целевого распределения и использования.
  4. Ни в каких нормативных актах не определено, например, когда и в какие сроки осуществляется компенсация за ущерб, нанесенный природным ресурсам, до утверждения или после утверждения проекта, до начала реализации проекта или при его осуществлении, если при его осуществлении, то в какие сроки, этапы и т.д.
  5. Не определены конкретные направления использования компенсационных сумм, а устанавливаются слишком общие рекомендации по этому поводу, например, "использование компенсационных сумм идет на воспроизводственные мероприятия и на социальные нужды".

    Перечисленные недостатки, а также стойко укоренившийся стереотип бесплатного, безвозмездного природопользования и нанесения ущербов вместе с неуважением к законам и к их соблюдению, все это приводит к тому, что такой мощный рычаг, как компенсация за ущерб природным ресурсам, действует либо недостаточно эффективно, либо совершенно не действует.

    В странах Запада экономический метод регулирования природопользования более действенен. Там применяются разнообразные средства стимулирования частного капитала, поощряющие его к выполнению новых законодательных норм. Это и прямая дотация очистных и других видов оборудования, и строительство городских и районных водоочистных сооружений, которые избавляют предприятия от соответствующих затрат, льготное целевое кредитование частного сектора, и система  налоговых льгот.

    Изложенные  в предыдущих разделах факты свидетельствуют  о том, что механизмы экологического регулирования действуют недостаточно эффективно. В особой степени это  касается экономических механизмов влияния на использование природных  ресурсов

    Одна  из основных причин рассматриваемых  проблем в том, что в государствах продолжает стойко сохраняться стереотип  безответственного, стороннего отношения  к природным ресурсам и объектам, к охране природы в целом.

    В ресурсоизбыточных районах бытует такое понятие - все от природы безгранично большое и неистощимое. Также к причинам относятся:

- недостаточно четкие и определенные положения федерального законодательства;

- хроническое несоблюдение законодательства и отсутствие ответственности за это;

- отсутствие механизмов реализации имеющихся законов или недостаточность и не действенность этих механизмов;

- слабый контроль и ответственность за несоблюдение нормативно-правовой базы;

- слабое развитие общественных экологических организаций;

- низкий уровень экологического образования.

    В целях совершенствования действия механизмов экологического регулирования  необходимо принятие следующих мер:

- выполнять существующие законы.

- разработать и внедрить механизмы реализации этих законов (в частности, по порядку определения размеров ущерба и компенсационных платежей, по порядку возмещения компенсационных платежей, по порядку учета компенсационных затрат в сметах расходов проектов, в показателях проектов);

- развивать активность общественных экологических организаций;

- возрождать экологическую активность на местах;

- развивать экологическое образование.

    Исследованные зависимости и тенденции показывают экологическую ущербность сложившихся  мировых экономических отношений. Хрупкая экологическая стабильность начала рушиться, когда глобализация экономики привела к увеличению потребления в странах, ранее бывших сырьевыми придатками развитого западного общества.

    Для предотвращения экологического кризиса  необходимо построение новой экономики, ориентированной на восстановление и поддержание экологического равновесия, и новой идеологии, снижающей значимость нематериальных ценностей.

    Основами  новой экономики должны стать:

    - платность пользования возобновляемыми  экологическими ресурсами, в том  числе ассимиляционным потенциалом окружающей среды;

    - высокая стоимость не возобновляемых  ресурсов;

    - выпуск продукции с учетом  ее последующей переработки;

    - повышенная ответственность за  нерадивое использование природных  ресурсов;

    - естественное снижение численности  человеческой популяции. 

      Из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия (хозяйственной деятельности человека), особенно в последнее столетие, нарушается равновесие в биосфере, что может привести к необратимым процессам и поставить вопрос о возможности жизни на планете. 

Список  литературы

  1. Браун Л.Р. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету - М.: Издательство Весь Мир, 2003.
  2. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., Макроэкономика: Учебник. Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  3. Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы: Хранение, утилизация, переработка. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  4. Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования. - М.: Международные отношения, 2004.
  5. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экология и экономика природопользования. - Ростов н./Д: Феникс, 2003.
  6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология Изд. 8-е. - Ростов н./Д: Феникс, 2005.
  7. Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

Информация о работе Рациональное природопользование в концепциях становления рыночной экономики