Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:12, курсовая работа
Для решения этой проблемы необходимо введение некоторых управленческих рычагов, механизмов государственного регулирования, так как любая хозяйственная деятельность, при непременном условии удовлетворения индивидуальной или социальной потребности, связана с неким конечным продуктом, масштаб производства которого надо постоянно увеличивать. Однако пока нет автоматической связи между экологическим равновесием в природе (в данном месте, регионе, континенте, земном шаре в целом) и уровнем развития производительных сил, регулировать масштабы хозяйственной, культурной сфер жизни человека с охраной природы – пока весьма затруднительно.
Введение………………………………………………………………………………..………………3
1. Сущность экономических механизмов регулирования рационального природопользования...5
- Рациональное землепользование…………………………………...………………………...6
- Рациональное использование природных ресурсов…………………………...……………6
- Утилизация твердых бытовых отходов………………………………………………………7
- Автотранспорт………………………...……………………………………………………….9
- Энергетика, сжигание топлива…………………………………………………………..….10
2. Основы рационального природопользования……………………………………………………11
- Планирование природопользования………………………………………………………..12
- Платежи за природопользование……………………………………………………………13
- Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов………18
- Платежи за загрязнение окружающей среды………………………………………………19
- Зарубежный опыт в решении экологических проблем……………………………………20
Заключение……………………………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………………………………...26
Как показывает международная практика природопользования, экономические методы экологического регулирования являются наиболее эффективными.
Внедрение экономических механизмов в практику отечественного природопользования по настоящему началось всего десять лет назад, поэтому в настоящее время регулирующие экономические механизмы находятся на стадии становления, внедрения и преодоления значительных трудностей.
Наибольшие трудности связаны с тем, что внедрение механизма платного природопользования совпало с тяжелыми социально-экономическими условиями переходного периода. Вследствие этого другая часть трудностей связана с тем, что экономические механизмы природопользования вместо функций регулирования природопользования вынуждены выполнять чисто фискальные функции.
Те
виды экономических рычагов (платежей),
которые призваны непосредственным
образом опосредовать отношения
природопользователя с
1.1.Плата за право пользования;
1.2.Плата за воспроизводство;
2.Плата за загрязнения.
2.1.Плата за нормативное загрязнение;
2.2.Плата за сверхнормативное загрязнение;
3.1.Штрафные санкции;
3.2.Штрафы;
4.1.Компенсации при уничтожении ресурсов;
4.2.Компенсации при повреждении ресурсов;
Перечисленные виды плат можно довольно условно разбить на виды, которые несут:
- фискальные функции;
- регулирующие функции;
- смешанные фискально - регулирующие функции.
Следует особо отметить, что в настоящее время наибольшее практическое значение имеет плата за право пользования, которая служит поступлению в бюджеты наибольшего объема средств среди всех видов платежей за природопользование. Однако этот вид платы не для всех видов ресурсов и не на всех территориях действует одинаково успешно.
Плата за загрязнения не функционирует в меру тех возможностей, которые на нее первоначально возлагались. В связи с так называемыми "временно согласованными" нормативами размеры платежей по этому виду платы могут согласовываться, уменьшаться или вовсе отменяться, поэтому эффективность ее гораздо ниже возможной и ожидаемой.
Платы за экологические нарушения в виде штрафных санкций и исков несут в себе как предупреждающие, опережающие функции, так и функции экономического наказания за уже свершившиеся нарушения.
Слабость органов контроля, неудовлетворительное состояние и функционирование средств мониторинга, и несовершенство судебной и исполнительной властей делают этот экономический рычаг не настолько эффективным, каким бы он мог быть.
Наиболее
эффективным и действенным
Поскольку этот экономический регулятор должен действовать в основном на предпроектной и предплановой стадиях принятия хозяйственных решений, поэтому в его функции входит с одной стороны предупреждение каких-либо негативных экологических воздействий на природную среду и природные ресурсы, с другой стороны, дать сравнительное сопоставление экологической и экономической эффективности принимаемых решений и, наконец, в - третьих, осуществить экономические санкции (взыскать компенсации) за те или иные экологические нарушения.
К сожалению, и этот экономический рычаг либо бездействует, либо действует недостаточно эффективно.
Среди причин недостаточно эффективного его действия следует указать следующие:
Перечисленные недостатки, а также стойко укоренившийся стереотип бесплатного, безвозмездного природопользования и нанесения ущербов вместе с неуважением к законам и к их соблюдению, все это приводит к тому, что такой мощный рычаг, как компенсация за ущерб природным ресурсам, действует либо недостаточно эффективно, либо совершенно не действует.
В странах Запада экономический метод регулирования природопользования более действенен. Там применяются разнообразные средства стимулирования частного капитала, поощряющие его к выполнению новых законодательных норм. Это и прямая дотация очистных и других видов оборудования, и строительство городских и районных водоочистных сооружений, которые избавляют предприятия от соответствующих затрат, льготное целевое кредитование частного сектора, и система налоговых льгот.
Изложенные
в предыдущих разделах факты свидетельствуют
о том, что механизмы экологического
регулирования действуют
Одна из основных причин рассматриваемых проблем в том, что в государствах продолжает стойко сохраняться стереотип безответственного, стороннего отношения к природным ресурсам и объектам, к охране природы в целом.
В ресурсоизбыточных районах бытует такое понятие - все от природы безгранично большое и неистощимое. Также к причинам относятся:
- недостаточно четкие и определенные положения федерального законодательства;
- хроническое несоблюдение законодательства и отсутствие ответственности за это;
- отсутствие механизмов реализации имеющихся законов или недостаточность и не действенность этих механизмов;
- слабый контроль и ответственность за несоблюдение нормативно-правовой базы;
- слабое развитие общественных экологических организаций;
- низкий уровень экологического образования.
В
целях совершенствования
- выполнять существующие законы.
- разработать и внедрить механизмы реализации этих законов (в частности, по порядку определения размеров ущерба и компенсационных платежей, по порядку возмещения компенсационных платежей, по порядку учета компенсационных затрат в сметах расходов проектов, в показателях проектов);
- развивать активность общественных экологических организаций;
- возрождать экологическую активность на местах;
- развивать экологическое образование.
Исследованные
зависимости и тенденции
Для предотвращения экологического кризиса необходимо построение новой экономики, ориентированной на восстановление и поддержание экологического равновесия, и новой идеологии, снижающей значимость нематериальных ценностей.
Основами новой экономики должны стать:
-
платность пользования
-
высокая стоимость не
- выпуск продукции с учетом ее последующей переработки;
-
повышенная ответственность за
нерадивое использование
-
естественное снижение
Из-за
увеличения масштабов антропогенного
воздействия (хозяйственной деятельности
человека), особенно в последнее столетие,
нарушается равновесие в биосфере, что
может привести к необратимым процессам
и поставить вопрос о возможности жизни
на планете.
Список литературы
Информация о работе Рациональное природопользование в концепциях становления рыночной экономики