Рациональное природопользование в концепциях становления рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Для решения этой проблемы необходимо введение некоторых управленческих рычагов, механизмов государственного регулирования, так как любая хозяйственная деятельность, при непременном условии удовлетворения индивидуальной или социальной потребности, связана с неким конечным продуктом, масштаб производства которого надо постоянно увеличивать. Однако пока нет автоматической связи между экологическим равновесием в природе (в данном месте, регионе, континенте, земном шаре в целом) и уровнем развития производительных сил, регулировать масштабы хозяйственной, культурной сфер жизни человека с охраной природы – пока весьма затруднительно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..………………3
1. Сущность экономических механизмов регулирования рационального природопользования...5

- Рациональное землепользование…………………………………...………………………...6

- Рациональное использование природных ресурсов…………………………...……………6

- Утилизация твердых бытовых отходов………………………………………………………7

- Автотранспорт………………………...……………………………………………………….9

- Энергетика, сжигание топлива…………………………………………………………..….10

2. Основы рационального природопользования……………………………………………………11

- Планирование природопользования………………………………………………………..12

- Платежи за природопользование……………………………………………………………13

- Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов………18

- Платежи за загрязнение окружающей среды………………………………………………19

- Зарубежный опыт в решении экологических проблем……………………………………20

Заключение……………………………………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономике.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Исходя  из роли в обеспечении производственного  процесса предлагается разделить все  эксплуатируемые природные ресурсы  на две группы: природные ресурсы  универсального значения и специализированные природные ресурсы. Для промышленных предприятий к природным ресурсам универсального назначения относятся водные ресурсы и прилегающие территории, используемые для размещения в них отходов производства. Природные ресурсы специализированного назначения используются при получении конкретных видов продукции ограниченным кругом отраслей, специализированных на производстве соответствующей продукции. К ним относятся полезные ископаемые по их видам, служащие материальной основой промышленности, сельскохозяйственные земли, лесные ресурсы.

     Для природных ресурсов универсального назначения дифференциальную ренту и соответственно платежи за их использование целесообразно устанавливать в виде издержек замещения этих ресурсов. Они могут быть приняты равными нормам затрат на увеличение обеспеченности народного хозяйства соответствующими видами ресурсов.

     Установление  платежей за природные ресурсы универсального назначения должно предшествовать разработке прейскурантов новых цен, поскольку  плата за эти виды ресурсов учитывается  при формировании цен практически на все эти виды продукции и услуг и включается в себестоимость их производства.

     При разработке системы платежей за специализированные виды природных ресурсов сохраняются  платежи, обеспечивающие формирование фондов воспроизводства этих ресурсов в необходимых случаях вводятся рентные платежи из прибыли предприятий, эксплуатирующих специализированные природные источники.

     В основе формирования платежей за воспроизводство  природных ресурсов лежат следующие  принципиальные положения: следует  обеспечить максимально возможный полный возврат на воспроизводство важнейших видов природных ресурсов при определении сумм платежей по видам ресурсов, в том числе необходимо ввести также платежи при использовании сельскохозяйственных земель (исходя из различных бюджетных ассигнований на их качественное улучшение и охрану); источником возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов является приносимая ими дифференциальная рента.

     Рентные платежи по своей экономической  пользе представляют собой форму  изъятия у предприятий дифференциальной ренты, которая образуется в результате устойчивых и незначительных колебаний индивидуальных издержек, объясняемых различиями в природно-географических условиях производства. Они должны устанавливаться для предприятий и групп предприятий) природоэксплуатирующих отраслей в случаях, когда у соответствующих предприятий (групп) при установленном уровне оптовых (закупочных) платежей за универсальные природные ресурсы и платежей за воспроизводство специализированных природных ресурсов образуется избыточный доход за счет использования относительно более благоприятных природных источников.

     Таким образом, в систему платежей за использование  природных ресурсов включаются три  их вида: платежи за использование  природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных видов специализированных ресурсов.

     Эти виды платежей должны устанавливаться, как правило, из расчета на единицу  расходуемого (применяемого) природного ресурса и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.  
 

     Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов

     Эффективность экономического механизма комплексного использования природных ресурсов во многих отраслях сейчас снижается из-за отсутствия стройной системы стимулирования повышения комплексности освоения ресурсов.

     Дополнительная  прибыль от снижения против установленных  норм потерь полезных ископаемых при  переработке и обогащении определяется на основе оценки сэкономленного объема сырой руды по плановой себестоимости добычи.

     В развитие этого подхода разработана  методика стимулирования комплексного и рационального использования  полезных ископаемых, позволяющая в  большей степени экономически заинтересовывать трудовые коллективы предприятий в эффективном использовании сырья. При определении степени выполнения реализации товарной продукции с учетом обязательств по ставкам предлагается попутную продукцию учитывать по номенклатуре и в объемах, распределяемых в централизованном порядке.

     Затраты на мероприятия по экономии материальных ресурсов на производстве в целом  сводятся к ограничению добычи топлива, сырья и других материальных ресурсов. Причем эффективность таких затрат возрастает. К основным направлениям организации работы по ресурсосбережению в промышленности относятся экономическое стимулирование рационального использования материальных ресурсов, разработка прогрессивной нормативной базы, создание системы управления материальными ресурсами разработка и внедрение научно-технических мер регулирования.

     В современных условиях существенно  возрастает роль экономического стимулирования в обеспечении процесса ресурсосбережения. Расширение хозяйственной самостоятельности  основного звена промышленности (предприятия) открывает принципиально новые возможности для повышения действенности экономического стимулирования на снижение материальных затрат. В настоящее время конкретные виды материальных ресурсов, на экономию которых могут выплачиваться премии, определяются непосредственно на предприятиях и объединениях.

     В целях повышения заинтересованности рабочих, руководящих работников, специалистов и служащих предприятий и организаций  в эффективном использовании  ресурсов в промышленности применяется  система материального поощрения за экономичное и рациональное использование сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Рабочие, мастера, технологи, конструкторы и другие специалисты премируются за экономию конкретных видов материальных ресурсов против установленных технически обоснованных (среднепрогрессивных) норм расхода. Разрешается выплачивать премии в размере до суммы экономии материальных ресурсов в зависимости от вида и стоимости. Премии рабочим за экономию материальных ресурсов выплачиваются сверх предельных премий. При этом сохраняется действующий порядок премирования за экономию топлива, энергии и других ресурсов в случаях, когда установлены более высокие размеры поощрения.

     Экономия  материальных ресурсов конкретных видов  определяется по итогам работы за квартал по сравнению с теоретически обоснованными нормами расхода, утвержденными в установленном порядке. Сумма экономии, полученная в отмеченном периоде, уменьшается на сумму допущенного перерасхода в предыдущем периоде календарного года по тому же виду материальных ресурсов, но не более чем на 50 %.

     Важнейшее условие действенности системы экономического стимулирования - достоверная оценка трудового вклада каждого работника в обеспечение экономии материальных ресурсов. При организации премирования необходимо точно выделить круг лиц, от которых зависит снижение затрат материалов, топлива и энергии.

     Результативность  материального стимулирования зависит  от достоверности первичной информации. Одно из прогрессивных направлений решения этой задачи - внедрение на предприятиях нормативного метода учета затрат на производство.

     Наряду  с разработкой и внедрением системы  материального стимулирования экономии сырья, топлива, материалов и энергии  предусмотрены санкции за нерациональное их использование. Так введена имущественная ответственность предприятий за перерасход сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов и за использование их не по назначению.

     Под перерасходом материально-технических  ресурсов понимается потребление их в производственных целях и размерах, превышающих потребность по нормам, установленным отраслевыми министерствами или ведомствами, а также самими предприятиями. К перерасходу не относится повышенный расход материальных ресурсов, вызванный проведением мероприятий по повышению технических характеристик выпускаемой продукции.

     Платежи за загрязнение окружающей среды

     Платежи за загрязнения осуществляются предприятием, и при этом размеры платежей зависят  от объемов выбросов загрязняющих веществ  и размещаемых в окружающей природе твердых отходов. Очевидно, что выбросы предприятий и значительные объемы отходов не позволяют своевременно предотвратить загрязнение, а тем более улучшить состояние окружающей природной среды. Введение платежных пропорций соответствующих уровню загрязнений, поставит в тяжелое финансовое положение производственные предприятия. Поэтому для постепенного достижения нормативного уровня предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду необходимо устанавливать и утверждать для каждого предприятия лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объемов размещаемых твердых отходов.

     Объемы  выбросов (сбросов) загрязняющих веществ  в пределах лимитов определяются как допустимые на планируемый период. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий, утверждение лимитов выбросов осуществляется на основе заданий долгосрочных Государственных программ охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов.

     Конкретная  экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого  уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) - ПДВ (ПДС). Размеры платежей за загрязнение определяются на основе двух видов нормативов платы: за допустимые, в пределах установленных лимитов, объемы выбросов; за превышение допустимых объемов выбросов.

Зарубежный  опыт в решении  экологических проблем

    В связи со сложившейся критической  ситуаций из-за истощения природных  ресурсов во всех странах мира признана необходимость теоретических разработок и практических шагов в формировании экологической политики, предусматривающей заботу о сохранении природы, «качества» окружающей человека природной среды, о рациональном использовании существующих и потенциальных энергетических ресурсов, поддержания экологического равновесия в природе. Политика сохранения природной среды воплощается  в форме крупных национальных программ, в которых предусматривается взаимодействие органов государственного управления, частного сектора, науки, финансовых учреждений. Во всех странах приняты целые своды законов об охране природы и ее отдельных компонентов. В них закрепляется новая функция государства по регулированию природоохранной деятельности, а также определены права и обязанности природопользователей. Вереницу законодательной пирамиды обычно венчает единый генеральный закон об охране природы, устанавливающий общие основы и цели политики и призванный обеспечить концептуальную однородность и целостность всей законодательной практики в области природопользования. В некоторых странах два общих закона: о нарушениях природной среды (загрязнение, разрушение ландшафтов и т.п.) и об охране животного и растительного мира. Такими законами в США является закон о национальной политике в области окружающей среды 1970 г., в Японии - основной закон по борьбе с загрязнением окружающей среды 1967г. и дополненный в 1970 г., в Швеции – закон о защите окружающей среды 1969г. За генеральным законом следуют многочисленные законодательные акты, регулирующие отдельные аспекты природопользования: для отдельных регионов и зон, для определенных секторов экономики, в отношении отдельных компонентов окружающей среды (воздух, пресные воды, прибрежные воды), нарушение среды (шумовой фон, тепловое и радиационное загрязнение), носителей нарушения среды (нефтепродукты, пестициды, некоторые химические соединения).

    Государственное вмешательство в сферу природопользования в отдельных странах мира представляет собой сложную систему управления, в которой выделяются цели природоохранной  политики – общие, функциональные (т.е. по каждому объекту политики), региональные; объекты политики – воздушный бассейн, водные системы, почвы, лес, другие природные ресурсы, среда обитания людей, заповедники и т.д.; уровни осуществления политики – государственный сектор, местные органы власти, частный сектор; инструментарий политики – контроль и наблюдение за состоянием среды (мониторинг), оперативное управление и превентивные мероприятия, научные исследования, подготовка кадров, финансирование и экономическое принуждение, международное сотрудничество, которое рассматривается как средство решения не только проблем, связанных с защитой какого – либо международного объекта природной среды, но и некоторых важных внутренних экологических проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В ряду механизмов регулирования природопользования экономические механизмы занимают особое место и играют важную роль.

    Не  вызывает сомнения, что многие проблемы регулирования  природопользования наиболее эффективно и успешно решаются посредством экономических методов.

    Например, ограничение загрязняющих выбросов промышленного производства в атмосферу посредством взимания платежей, ограничение потребления сырьевых ресурсов посредством платежей, уменьшение или увеличение использования того или иного ресурса посредством стимулирования этого использования (увеличением или уменьшением платы за пользование), штрафные иски за сверхнормативное использование ресурсов, компенсационные платежи за ущербы (повреждение или уничтожение) природным ресурсам и т.д.

    Вообще  экономический механизм (регулирование) природопользования в идеале предназначен для правильного управления рациональным природопользованием и во многом - в целях экологического регулирования. Так, долговременное, безущербное природопользование (лесопользование, водопользование и др.) предполагает нормальное или расширенное воспроизводство ресурсов, нормативное (без ущерба для воспроизводства) изъятие ресурсов, их охрану и воспроизводство, используя для этого разнообразные инструменты, способы и методы (лимиты, квоты, временные ограничения использования, интенсивность использования, технологические приемы, нормы пользования и т.д.).

Информация о работе Рациональное природопользование в концепциях становления рыночной экономики