Пути улучшения ситуации на рынке (машин и оборудования) России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:24, реферат

Описание работы

Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. Под ценой понимается денежная форма стоимости, или стоимость товара, выраженная в деньгах. Особенностью цены является её соответствие величине стоимости товара в среднем, в то время как фактические цены постоянно откланяются от стоимости базы. При превышении спроса над предложением цена оказывается выше стоимости, при превышении предложения над спросом - ниже.

Работа содержит 1 файл

копия сережа курсовая.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

           Важнейшим и определяющим фактором  здесь выступает цена. Под ценой понимается денежная форма стоимости, или стоимость товара, выраженная в деньгах. Особенностью цены является её соответствие величине стоимости товара в среднем, в то время как фактические цены постоянно откланяются от стоимости базы. При превышении спроса над предложением  цена оказывается выше стоимости, при превышении предложения над спросом - ниже. На основе вышесказанного величину спроса и предложения можно определить как количество товара, которое потребители готовы купить, а производители - продать при данной цене. Главный фактор, определяющий динамику рыночного спроса, - это движение потребления товара. Для предложения аналогичную роль играет производство товара. Таким образом, спрос и предложение представляют собой рыночное выражение соответственно потребления и производства.  От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм- производителей. Чем выше эти доходы, тем оперативное растет рыночное предложение товаров и наоборот. В этом смысле производства достаточно быстро реагирует на любые изменения, перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке. В это же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. Закон предложения характеризует прямую зависимость между количеством выпуска товаров и их ценами. Эту прямую зависимость между ценами и объемов товаров называют также функцией предложения.

Кривая  на графике действительно выражает обратную зависимость величины спроса от уровня цены. Воистину, этот закон можно назвать законом «благодарного» спроса, поскольку спрос всегда чутко отзывается на любое снижение цены.

Представим, что произошло увеличение спроса на товар. Уравновешивающую функцию  выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж. Эта ситуация представлена на рис.6а.

                Первоначальную ситуацию на рынке  отражают линии спроса D и предложения  S, точка равновесия E, равновесные  объем и цена, соответственно, QE и PE .

Теперь  представим, что повысилась цена на товар-заменитель. В этом случае спрос на наш товар увеличится, а линия спроса сдвинется из положения D в положение D2. При цене PE и новом спросе D2 . На рынке образуется дефицит в размере QE – Q3. Появление дефицита на рынке вызовет повышение цены. По мере того как цена будет расти, будет увеличиваться и объем предложения. Цена на рынке будет повышаться до тех пор, пока не установится новое рыночное равновесие (точка Е2), где QD2=QS.

Новый равновесный объем будет равен Q2, а новая равновесная цена P2.

Таким образом, при прочих равных условиях рост спроса вызовет увеличение равновесной  цены (P2>PE) и равновесного объема продаж (Q2>QE).

Теперь  представим, что наш товар сократился.

               Представим, что снизились доходы  населения. Новая линия спроса займет положение D1. При цене PE и новом спросе D1 на рынке появится избыток товаров, равный Q – QE . Цена и объем предложения будут снижаться до тех пор, пока QS = QD1 , то есть до установления нового равновесия (точка Е2), при котором Р1<PE и Q1<QE .

Как видим, уменьшение спроса на товар при прочих равных условиях вызовет снижение равновесной  цены и сокращение равновесного объема продаж.[3]

             Сдвиг рыночного равновесия, вызванный  изменением предложения.

             Рассмотрим, что произойдет на рынке, если изменится предложение товара.

При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться  иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую  точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара .

Такая ситуация представлена на рис. 6б, где  линии D и S – первоначальные линии спроса и предложения, точка E – точка равновесия, QE и PE – первоначальные равновесные объем и цена.

               Представим, что увеличилось предложение  товара. Тогда линия предложения  S сдвинется в положение S1.

По старой цене (PE) производители будут предлагать к продаже уже большее количество товара (Q3), а так как спрос остался неизменным при этой цене, на рынке образуется избыток товара, равный QE – Q3. В результате продавцы начнут снижать цену на свою продукцию; по мере того как цена на рынке будет снижаться, покупатели будут увеличивать объем спроса на товар. Снижение цены и увеличение объема спроса будет происходить до тех пор, пока на рынке не установится новое равновесие в точке E1, и равновесные цена и объем будут равны соответственно P1 и Q1.

Таким образом, при прочих равных условиях увеличение предложения вызовет  снижение равновесной цены и увеличения равновесного объема.

В результате уменьшения предложения линия предложения S сдвинется в положение S2. При первоначальной цене равновесия (PE) на рынке образуется дефицит, равный Q – QE . На рынке произойдет повышение цены и снижение объема спроса. Новое равновесие установится в точке E2 при цене P2>PE и объеме продаж Q2>QE . 
 
 

 
 

Равновесие по Маршаллу

 
 
                Таким образом, при прочих равных условиях уменьшение предложения вызовет повышение рыночной цены и сокращение равновесного объема продаж. На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Список используемой литературы

Объем спроса зависит от покупательной  способности населения, которая определяется уровнем реальных доходов, условиями получения кредитов, суммой сбережений, соотношением между расходами на приобретение товаров и услуг. Сумма средств населения, направляемая на приобретение товаров, составляет объем платежеспособного спроса.

         Емкость рынка конкретного товара, т.е. объем потребленного (приобретенного) за определенный период времени товара, определяется как объем производства с учетом изменения запасов товаров и сальдо экспорта и импорта. Когда спрос на товар не удовлетворяется полностью, возникает феномен неудовлетворенного платежеспособного спроса, который не характерен для рыночной экономики или проявляется на начальных стадиях появления на рынке нового товара.

          Емкость рынка можно также определить, используя данные о реализованном спросе или объеме розничного товарооборота данного товара. При проведении анализа необходимо помнить, что стоимостные показатели спроса включают в себя оптовые и розничные наценки на товары. В связи с этим стоимостной анализ рекомендуется дополнять анализом спроса в натуральных показателях (штуках, килограммах, литрах) с учетом структуры розничных и оптовых цен, а также их изменения.

          Объем производственного потребления товарного рынка определяется величиной закупок потребителей. Среди факторов можно отметить общеэкономические, отраслевые, внутрихозяйственные.

          Объем государственного потребления определяется государственным заказом на товар. Главными факторами развития этого сектора рынка являются потребности государства в данном товаре и его финансовые возможности.

          Объем экспорта товара уменьшает емкость рынка. Величины экспорта регистрируются государственными таможенными службами, и данные о них публикуются в статистических сборниках. Среди факторов, влияющих на экспортные поставки, необходимо отметить следующие:

*конкурентоспособность  товара на мировом рынке;

*внешнеэкономическая  политика стран экспортеров и  импортеров;

*экспортные  возможности страны-экспортера.

          Анализ предложения предусматривает: количественную оценку предложения в стоимостных и натуральных показателях; определение структуры предложения с точки зрения ассортиментных разновидностей товара по ценам, типам, моделям, качеству, дизайну, новизне и т.д.; исчисление доли отдельных поставщиков (производителей и продавцов) на рынке товара, в том числе доли импорта в общем объеме предложения; выявление мировых тенденций в развитии данного рынка и возможные последствия таких тенденций для рынка страны.

          Анализ тенденций развития спроса и предложения на исследуемом рынке служит логическим продолжением предшествующих этапов анализа. На данном этапе основная задача — выявить тенденции динамики стоимостных и натуральных измерителей спроса и предложения, определить количественные и качественные факторы, влияющие на объемные и структурные изменения спроса и предложения, сопоставить выявленные тенденции на рынке страны с тенденциями в других регионах и других странах; определить стадию жизненного цикла, на которой находится товар. Результаты этого анализа являются отражением процесса удовлетворения потребности, которую выражают покупатели товара.

          Изучение конъюнктуры товарного  рынка завершается анализом развития и удовлетворения потребностей, в процессе которого отслеживается развитие потребности, выраженной и удовлетворенной посредством товара, появление новых его разновидностей или, наоборот, уменьшение потребности или ее исчезновение. Кроме этого, изучается возможность удовлетворения потребности с помощью другого товара — заменителя, вероятно, пока не представленного на рынке.

          Задачи исследования потребностей  носят качественный характер  и решаются в основном путем  опросов потребителей и специалистов  — маркетологов, товароведов, социологов. Результаты анализа конъюнктуры рынка товара вместе с прогнозом общехозяйственной конъюнктуры становятся основой разработки конъюнктурного прогноза.

Информация о работе Пути улучшения ситуации на рынке (машин и оборудования) России