Пути снижения безработицы, государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение экономических и социальных издержек безработицы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение понятия и сущности безработицы;
- изучение экономических и социальных проблем безработицы;
- изучение экономических и социальных потерь безработицы;
- рассмотрение проблемы безработицы в Республике Беларусь;
- выявление путей снижения безработицы.

Содержание

Введение 3
1. Экономические и социальные издержки безработицы 5
1.1.Понятие и сущность безработицы 5
1.2. Экономические и социальные проблемы безработицы 10
1.3.Экономические и социальные потери. Закон Оукена. Кривая Филлипса 15
2. Безработица в Республике Беларусь 18
3. Пути снижения безработицы, государственная политика занятости 26
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Экономические и социальные издержки безработицы.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Сдерживание высвобождения излишних работников позволяет, с одной стороны, сохранить предприятиям кадровый потенциал и предотвратить опасность возникновения массовой и длительной безработицы, усиления социальной напряженности в обществе; с другой стороны, сохранение неполной занятости на предприятиях сопровождается крайне низкой производительностью труда, уменьшением заработной платы персонала предприятий и ухудшением использования рабочей силы. Все это тормозит структурные преобразования в экономике.

     В 2002 году в режиме неполного рабочего времени работали 176,6 тыс. человек, что на 34,5% меньше, чем в 2001 году. Доля лиц, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, в общей численности работников уменьшилась с 7,1% в 2000 до 4,6% в 2001 году [11, c. 321].

 

3. Пути снижения безработицы, государственная политика занятости

 

     Существуют  две базовых модели защиты населения  от безработицы - либеральная и социальная. Первая из них, характерная для североамериканских стран и частично Великобритании, ориентирована на минимизацию экономических и финансовых потерь общества, система материальной поддержки безработных строится исключительно на основе страховых принципов.

     Вторая  модель, характерная для большинства  стран Западной Европы, акцентирует  внимание на социальных издержках безработицы, отличается высоким уровнем государственных  затрат на социальную поддержку безработных  и направлена на плавную адаптацию  населения к переменам, происходящим на рынке труда. Материальная поддержка безработных осуществляется на основе тесного взаимодействия двух систем - страхования от безработицы и системы социальной помощи.

     Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

     1. Политика государства по стимулированию  роста занятости, увеличению числа  рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

     2. Стимулирование самозанятости населения,  особенно женщин;

     3. Расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

     4. Разрешение трудовой эмиграции;

     5. Активное применение в государственном  и негосударственном секторах  экономики гибких форм занятости  и др.

     В целях увеличения занятости населения  совершенствуется нормативная  база по содействию безработным  в организации предпринимательской деятельности.

     Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой  стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

     Уровень фрикционной безработицы может  быть снижен за счет:

     - улучшения информационного обеспечения  рынка труда. Во всех странах  эту функцию выполняют организации  по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей  информацию о существующих вакансиях  и сообщают ее безработным;

     - устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

     а) создание развитого рынка жилья;

     б) увеличение масштабов жилищного  строительства;

     в) отмена административных преград для  переезда из одного населенного пункта в другой [20, c.482].

     Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают обучение как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях  безработной молодежи, а также рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

     Труднее всего бороться с циклической  безработицей. Для решения такой  задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

     Создание  условий для роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда  – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

     Способами увеличения спроса являются:

     - стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту  объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;

     - поддержка и поощрение инвестиций  в реконструкцию предприятия  с целью повышения конкурентоспособности  продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

     Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит  в том, что людям помогают открыть  собственное дело, чтобы они могли  прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

     Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за снижающейся производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

     Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

     - экономическое стимулирование молодежной  занятости;

     - создание специальных фирм, предлагающих  работу именно молодежи;

     - создание центров обучения молодых  людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

     Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

     Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

     Задача  государственной политики занятости  заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной  занятости при минимальных социальных издержках. Список последних весьма разнообразен и, так или иначе, связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию – безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.

     Именно  государство обязано сформулировать общегосударственные приоритеты в  сфере занятости. Они должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг, а также учитывать уровень экономического развития каждой конкретной области, отраслевую структуру ее экономики, демографические особенности и т.д.

     Одним из важнейших элементов государственной  политики занятости должно стать  развитие законодательных и организационных  механизмов, обеспечивающих эффективное  взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиями.

     Важной  целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального образования  и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально - квалифицированных стандартов, тогда как учебным заведениям - в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, на сколько полно удовлетворяются эти потребности.

     На  проведенной в 2000 году в Санкт-Петербурге Межпарламентской Ассамблее государств-участников содружества независимых государств было принято постановление о направлении рекомендаций в парламенты государств - участников СНГ для использования в практической деятельности. В них, в частности, предусмотрено:

     Успешный  переход к рыночной экономике, от которого выигрывает все население, требует политической базы, объединяющей четкую макроэкономическую и активную социальную политику. Социальные задачи, такие, как рост занятости, ликвидация бедности и социальная интеграция, должны быть неотъемлемой частью экономической политики.

     Увеличение  возможностей для достойного трудоустройства  в официальной экономике обеспечивает рост доходов, уменьшение бедности и  сохранение качества рабочей силы, равно как и расширение налоговой  базы. Увеличение занятости требует не только соответствующей фискальной и бюджетной политики, но и активной политики трудоустройства, включая следующее:

      - Укрепление институтов, поощряющих  формирование эффективного и  справедливого рынка рабочей  силы, включая укрепление и финансирование  организаций наемных работников и работодателей с целью формирования эффективного социального партнерства и стимулирования их участия в разработке политики занятости.

      - Политика в отношении рынка  рабочей силы с акцентом на  подготовку и переподготовку  кадров.

      - Стимулирование создания и роста  возможностей самостоятельной занятости  путем разработки программ государственных  кредитных гарантий или прямого  кредитования (мини- и микрокредитов)  и совершенствования юридической  и нормативной базы для малых  и средних предприятий.

      - Разработка мер для устранения  любого рода дискриминации на  рынке труда на основании пола, расы, физических недостатков, возраста, этнической принадлежности или  вероисповедания. 

     Все методы и меры, с помощью  которых  государство воздействует  на  занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и  пассивные.

     Активные  меры нацелены на создание  дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская  макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых,  организационные законодательные и  финансовые меры государства,  которые  включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров  на  базе  служб  по  трудоустройству  и  предприятий; регулирование отраслевой  и  региональной мобильности  кадров;  расширение  производства товаров и услуг за счет роста   государственных субсидий; осуществление программ общественных работ  в  коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных  работах;  создание рабочих мест  для  молодежи; субсидии по занятости  лиц,  нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее  перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению   предложения  на  рынке  труда;  стимулирование самостоятельной  занятости  населения;  содействие в  развитии  мелкого  и  среднего  бизнеса.

     Пассивная политика занятости включает создание системы  социального страхования  и  материальной   помощи  безработным.  Система  социального страхования предусматривает выплату пособий  по безработице с учетом  прежних заработков, система материальной помощи направлена на  обеспечение безработному прожиточного минимума [10, c.304].

 

     Заключение 

    Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в Беларуси связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей республике безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.

Информация о работе Пути снижения безработицы, государственная политика занятости