Пути снижения безработицы, государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение экономических и социальных издержек безработицы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение понятия и сущности безработицы;
- изучение экономических и социальных проблем безработицы;
- изучение экономических и социальных потерь безработицы;
- рассмотрение проблемы безработицы в Республике Беларусь;
- выявление путей снижения безработицы.

Содержание

Введение 3
1. Экономические и социальные издержки безработицы 5
1.1.Понятие и сущность безработицы 5
1.2. Экономические и социальные проблемы безработицы 10
1.3.Экономические и социальные потери. Закон Оукена. Кривая Филлипса 15
2. Безработица в Республике Беларусь 18
3. Пути снижения безработицы, государственная политика занятости 26
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Экономические и социальные издержки безработицы.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Сейчас, для более длительных периодов времени, вместо кривой Филлипса используется теория естественного уровня безработицы, согласно которой поддерживать умеренные темпы инфляции в течение относительно длительного периода времени можно только при естественном уровне безработицы. Эта теория в последние годы успешно применялась правительствами США и Англии. Темпы инфляции в этих странах снизились [21, c. 411].

 

2. Безработица  в Республике Беларусь

 

    До  перехода к рыночным преобразованиям, в отечественной экономике официальной  безработицы не существовало. Тем не менее, в сфере производства товаров рабочая сила продуктивно использовалась только на 80%. Сфера оказания услуг была слаборазвитой.

    В централизованно управляемой экономике  не существовало стимулов, побуждающих  хозяйственных руководителей избавляться от лишних работников. Скорее наоборот, они нуждались в излишней рабочей силе. Она нужна была им на случай авральных работ и выполнения трудовой повинности в сельском хозяйстве.

    Обычно  развивающиеся страны, к которым  относится Беларусь, отличаются низким уровнем занятости и высокой безработицей. У нас же после 1996 г. все складывалось наоборот. Прежде всего, ограниченные возможности открытия новых рабочих мест в развивающихся странах связаны с низкой способностью этих стран к накоплению.

    Данные  по динамике безработицы в Беларуси представлены в таблице 2.

    Таблица 2. Численность безработных и потребность в работниках,  заявленная предприятиями и организациями в органы государственной службы занятости.

Наименование  показателя 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
1 2 3 4 5
Численность безработных, чел. 95768 102859 130542 136130
Из  общего числа:

 женщины

    человек

    процентов

 
 
58147

60,7

 
 
62043

60,3

 
 
82674

63,3

 
 
90033

66,1

  Лица, проживающие в сельской местности

    человек

    процентов

 
 
13223

13,8

 
 
14662

14,3

 
 
20681

15,8

 
 
23179

17,0

Уровень регистрируемой безработицы, в % к экономически активному населению 2,1 2,3 3,0 3,1
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
Потребность в работниках, заявленная предприятиями  и организациями в органы государственной  службы занятости, чел.  
 
32739
 
 
32290
 
 
24420
 
 
31709
Численность безработных на одну заявленную вакансию, чел. 2,9 3,2 5,3 4,3

     Примечание. Источник: [17, с.210]. 

     Наряду  с этим наблюдается тенденция  уменьшения контингента зарегистрированных безработных и увеличения незарегистрированных, что сопровождается выходом из–под контроля службы занятости значительной части безработицы. Одна из основных причин низкого регистрируемого уровня безработицы – крайне малые пособия по безработице (в 2003 г. средний размер пособия на одного безработного составил 18000 рублей), не стимулирующие обращаться в службы занятости, а также отсутствие подходящих вакансий. Материальное положение безработных ухудшается, что вызвано несовершенством системы назначения пособий и инфляционными процессами. Как свидетельствует опыт, в службах занятости регистрируется, как правило, от трети до четвертой части безработных. Основная масса людей, ищущих работу, стремится трудоустроится самостоятельно, не прибегая к услугам службы занятости.

    Средний возраст занятых в экономике республике составляет 39,2 года. У безработицы – женское лицо: на 1 января 2003 г. женщины составляли 66,1% безработных. Наименьшие шансы трудоустроиться у женщин, имеющих малолетних детей, предпенсионного возраста, имеющих специальности (строительные, например), по которым наниматель отдает предпочтение мужчинам. Типичный портрет безработной – женщина в возрасте 31 года со средним общим образованием. Среди безработных, состоящих более одного года на учете, 80% - такие женщины. Хотя очень медленно и происходит сокращение длительной безработицы, но сама по себе эта проблема не разрешена и является опасной. Ведь в государственной службе занятости каждый третий состоит на учете от шести месяцев до одного года, а это ведет к деградации личности, потере интереса к труду и к жизни в целом, к психическим расстройствам и так далее.

     Показатель  трудоустройства мужчин значительно  выше, чем женщин (66,1% против 33,9%), несмотря на то, что среди регистрируемых безработных мужчин больше (54%). Но они  быстрее и трудоустраиваются, потому что работодатели ориентированы в основном на мужскую рабочую силу.

     Сохраняется несоответствие спроса и предложения  рабочей силы в сельской местности (недостаток) и городах (избыток).

     Значительное  число рабочих мест не занято из-за низкой оплаты труда. 80% предлагаемых свободных рабочих мест не могут привлечь безработных, потому что имеют оплату ниже величины минимального потребительского бюджета.

     В Беларуси уровень безработицы официально регистрируется исходя из определения статуса безработного, закрепленного в Законе «О занятости населения». Согласно этому закону «безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие в Республике Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Регистрация безработных осуществляется... при личном обращении». Таким образом, показатель уровня безработицы в нашей стране базируется, как правило, на численности безработных, официально зарегистрированных в службе занятости.

     В Беларуси значительное число безработных  предпочитают не регистрироваться в службе занятости, т. к. последняя не в состоянии предложить им подходящую работу, а пособие по безработице крайне низкое и его получение ограничено рядом условий. Безработные самостоятельно трудоустраиваются, не прибегая к помощи Государственной службы занятости. Поэтому, для того чтобы представить реальную картину, которая сложилась на рынке труда, для вычисления уровня безработицы необходимо использовать методику, разработанную Международной организацией труда (МОТ). Также очень важно, что показатели, полученные с помощью данной методики, можно сравнивать с показателями других стран.

     Естественный  уровень безработицы определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие и последующие 10 лет, для чего используются прогнозные оценки с учетом вероятностной динамики ожидаемого уровня инфляции.

     В индустриальных странах (например, в  США) для получения соответствующего мониторинга статистическое управление министерства труда ежемесячно проводит выборочные опросы примерно 60 тысяч семей об их отношении к занятости. Однако статистические погрешности неизбежны, так как, например, лица, которые активно не ищут работу, могут указать в анкете, чтобы получить пособие по безработице, что они занимаются поисками рабочих мест. В результате и фактический, и естественный уровни безработицы окажутся завышенными. С другой стороны, безработными себя часто называют те, кто занят в «теневой» экономике - в результате уровень безработицы тем выше, чем больше доля «теневого» сектора. Последнее особенно актуально для экономик переходного периода, где значительная доля занятых в «теневом» бизнесе сочетается с отсутствием адекватного статистического мониторинга экономики, неразвитостью инфраструктуры рынка труда, поддержанием «скрытой» безработицы как фактора относительной стабилизации государственных расходов и снижения социального риска. Поэтому расчеты уровня безработицы в переходных экономиках нередко приобретают характер экспертных оценок.

     Оценивая  ситуацию на рынке труда в странах  с переходной экономикой, следует, безусловно, учитывать неточность и неполноту статистической информации. Например, число незанятых в постсоциалистическом секторе экономики может разительно отличаться от числа официально зарегистрированных безработных. Большую роль в ограничении роста безработицы играют социально-политические факторы, такие, как:

     желание властей избежать социального взрыва,

     показная  забота о работниках в коллективах  бывших крупных государственных  предприятий,

     стремление  их директоров сохранить наиболее квалифицированные кадры в ожидании будущего промышленного подъема.

     Существует  также мнение о том, что влияние  этих факторов преувеличено. Однако, даже учитывая все сказанное выше, необходимо признать существование механизмов формирования занятости и оплаты труда, специфичных для переходной экономики. Детальное изучение этих механизмов - задача сложная и многоаспектная, для ее решения требуется применение различных методов - качественных и количественных, включая математическое моделирование.

     Международная практика показала, что наиболее эффективный способ определения безработицы — это выборочные обследования населения (домашних хозяйств). Другими источниками данных об уровне безработицы могут быть перепись населения, картотеки службы занятости, страховых организаций, органов социального обеспечения и т. д. Но обследование домашних хозяйств все же обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами получения данных. Во-первых, обследования позволяют изучить разнообразные аспекты занятости и безработицы, их связь с уровнем образования, дохода и т. д. Во-вторых, обследования являются единственным источником, который при должной организации способен охватить практически все население страны, все сферы экономической деятельности, все отрасли экономики и категории трудящихся, временно не работающих. Но есть и негативная сторона — обследования требуют больших финансовых затрат. Именно по этой причине в нашей стране расчет численности безработных на основе социологических обследований домашних хозяйств по методике МОТ проводится всего один раз в год (в России — один раз в квартал).

     Сопоставив  два подхода к расчету безработицы, можно сделать вывод, что, как  и в других странах СНГ, официально принятый метод определения безработицы дает заниженные показатели и не отражает реального уровня безработицы. Рассчитанный по методике МОТ уровень безработицы на 1.01.2002 г. составил 7,2%, т. е. более чем в три раза превысил официальный показатель (см. Таблица 3). 

    Таблица 3. Уровень безработицы.

    Уровень безработицы Соотношение уровней безработицы
Официально  регистрируемый службой занятости, в %к экономически

активному населению

Рассчитанный  по методологии МОТ
1.01.2000г. 3,9 8,7 1:2,2
1.01.2001г. 2,8 7,6 1:2,7
1.01.2002г. 2,3 7,2 1:3,1

     Примечание. Источник: [18, с.298]. 

     Сопоставление уровней безработицы свидетельствует  о том, что официально регистрируемый уровень безработицы снижается более быстрыми темпами, чем уровень общей безработицы, рассчитанный по методике МОТ на основе обследования домашних хозяйств. Это приводит к выводу, что доля незарегистрированных безработных растет по отношению к официально регистрируемым. Если на начало 2000 года общий уровень безработицы превышал официально регистрируемый в 2,2 раза, то в начале 2002 года—в 3,1 раза.

     В 2001—2002 г. было проведено выборочное обследование домашних хозяйств г. Минска. В выборочную совокупность входило 1000 семей, включающих около 3000 человек в возрасте от 16 до 70 лет. Общий уровень безработицы в г. Минске, выявленный социологическими методами, в 2002 году составил 8,3% по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте. Этот показатель включает, во-первых, уровень зарегистрированной безработицы, составляющий 1,03%; во-вторых, уровень незарегистрированной безработицы (5,4%) и, в-третьих, уровень скрытой безработицы (1,87%), которая является одним из распространенных видов безработицы в Беларуси (о ней будет сказано позже). В 2001 году общий уровень безработицы составлял 9,1% (уровень зарегистрированной безработицы — 1,5%, уровень незарегистрированной безработицы — 5,5%, уровень скрытой безработицы — 2,1%).

     Обследование  подтверждает тенденцию уменьшения контингента зарегистрированных безработных и увеличения незарегистрированных.

     Необходимо  проводить регулярные, не менее двух раз в год, обследования безработицы по методике МОТ. Это позволило бы государственным органам управления иметь реальную картину о происходящих процессах на рынке труда страны. С этой же целью в статистических сборниках и материалах целесообразно публиковать наряду с данными об уровне официально регистрируемой безработицы и уровень общей безработицы, рассчитываемой по методике МОТ, — так, как это делается в России.

     Как показало исследование, наиболее широкое  развитие в Республике Беларусь получила вынужденная неполная занятость, нарастание которой обусловлено рядом факторов. Во-первых, кредитно-финансовой поддержкой государством отдельных убыточных отраслей и производств, сдерживанием процедуры банкротства и несостоятельности предприятий. Во-вторых, убежденностью руководителей предприятий, что спрос на их продукцию вскоре возрастет и рабочая сила будет востребована. Большинство работников не увольнялось в надежде, что предприятие выйдет из тяжелого положения, а также в связи с опасениями, что в условиях кризиса экономики не удастся найти более высокооплачиваемую работу. В-третьих, низкая доля оплаты труда в издержках производства делала малозначащей экономию на рабочей силе. В-четвертых, многие предприятия, оказавшиеся на грани банкротства, были неспособны выполнить требования, предусмотренные законодательством в области социальных гарантий при сокращении штатов, поскольку необходимые выплаты часто превосходили их финансовые возможности. В-пятых, некоторые предприятия имели свободные производственные площади и помещения, аренда которых позволяла выплачивать работникам зарплату, поддерживая тем самым занятость.

Информация о работе Пути снижения безработицы, государственная политика занятости