Проблемы занятости и безработицы в экономике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение занятости населения и раскрытие сущности безработицы, ее особенности развития. Так же нашей задачей является показать роль государства на рынке труда.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по безработице.docx

— 64.13 Кб (Скачать)

      Итак, вопрос номер один регулирования  рынка труда в России – придание  этой проблеме статуса одной  из общенациональных политических  задач.

    Вопрос  номер два – формирование общегосударственной  системы регулирования рынка труда, главными субъектами которой были бы в целом Правительство Российской Федерации, Министерство экономики, Министерство финансов, Госкомимущество, Банк России и другие высшие хозяйственные структуры; освобождение Министерства труда и социального развития от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций с концентрацией усилий данного ведомства в части регулирования сферы труда на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными, вопросах соблюдения законодательства о труде и занятости, проблемах трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.

    Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в  виде трёх уровней: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

     1. Согласование финансово – кредитной,  структурной, инвестиционной, внешнеэкономических  политик с системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений  о государственных заказах и  закупках продукции, в первую  очередь оборонного, инфраструктурного,  экологического и социального  назначения, о государственных инвестиционных  программах, дотациях, субвенциях, кредитах  и налоговых льготах, направленных  на поддержание и развитие  производства  в приоритетных  отраслях. Особая задача - регулирование  внешнеэкономических связей в  интересах занятости.

     2.Согласование  социальной, демографической, миграционной  политик с целями и приоритетами  регулирования рынка труда. В  число задач этого блока входят  минимизация оттока квалифицированных  кадров за рубеж, ограничение  нежелательных и нелегальных  форм иммиграции, содействие занятости  зарегистрированных беженцев и  вынужденных переселенцев, регулирование  доходов, рассматриваемых в данном  контексте как цена труда.

     3. Политика трудоустройства и социальной  поддержки незанятого населения.  В число задач данного блока  входят организационное развитие  Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

    На  региональном уровне государственное  регулирование рынка труда в  основном должно осуществляться в тех  же направлениях. Субъектами регулирования  в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов  регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном  уровне. Часть названных выше направлений  регулирования осуществляется преимущественно  властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической  политики  регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово  – кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование  рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей  компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни  – уровень предложения рабочей  силы в регионе, регулировать демографическое  качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности трудоспособного  населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также  в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного  строительства, государственных  закупок  продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и  других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях  более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

    Политика  трудоустройства и социальной поддержки  незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.

    На  микроуровне регулирование рынка  труда включает законодательное  и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

    На  предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и  внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного  решения предприятиями задач  в сфере управления персоналом зависит  как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счёте именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление”  рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени  и отпусков по инициативе администрации.

    В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей  силы, от уровня благосостояния семей  зависит суммарное предложение  труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.

    Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных  рабочих мест в после кризисной  перспективе должно рассматриваться  как генеральное направление  регулирование рынка труда в  стране. Но финансирование соответствующих  программ должно в дальнейшем производиться  не из фондов занятости, а из собственных  средств предприятий, за счёт кредитных  ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней .

    Можно указать на следующие основные инструменты  государственного регулирования, так  или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во – первых, широкое распространение  общего государственного планирования с применением целевых установок  и ориентированных показателей. При этом общее государственное  планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая  деятельность и т.д., и создает  тем самым основу долгосрочной экономической  политики. Все это спасобствует более  динамичному и поступательному  развитию рыночного хозяйства. Следует  отметить, что современная система  национальных счетов, на которую переходит  Россия, основываются полностью на теоритических выводах неокийнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета  в качестве основного инстумента всей системы государственного регулирования  рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью  которой является достижение согласованности  интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы  с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных  расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время  была связана с государством как  крупнейшим заказчиком и работодателем. Целенаправленное воздействие на организационной  аспект функционирования рынка труда  требует гораздо меньше бюджетных  средств, чем непосредственное поддержание  спроса на  труд или связанные  с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из важнейших направлений организационной  деятельности государства выбрано  создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней  трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

В России государство выступало и будет  выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая  структура  государственного сектора дублирует  частный, она не заменяет, а дополняет  деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно  необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном  секторе не служит гарантией от безработицы.

     Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования  рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и  предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется  создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.

     Помимо  использования нормативов прямого  действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка  труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также  с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о  решающей роли государства в формировании рынка труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    По  вопросам безработицы и занятости  населения  можно  прийти к следующим  выводам:

    Безработица представляет собой сложное социально-экономическое  явление, при котором часть экономически активного населения не занята в  общественном производстве товаров  и услуг и не может реализовать  свои способности при помощи рынка  труда.

    Занятость как экономическая категория- совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности;

    Наличие различных видов безработицы  требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной  безработицы для поддержания  полной занятости населения и  достижения высокого уровня экономического развития.

    Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени  началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в  России, начиная с 1991 года по настоящий  момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько  лет, что достигается благодаря  государственной политике в области  социального регулирования, в сфере  занятости, макроэкономической политике.

    По  данным Федеральной службы по труду  и занятости, в конце мая 2007 г. численность зарегистрированных безработных  сократилась на 217 тыс. человек, или  на 12,1% по сравнению с маем 2006 г.

    Несмотря  на значительное сокращение численности  безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень.

    В целях снижения безработицы государство  располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

    Конечной  целью рынка труда является:

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в экономике современной России