Введение
Важными
проблемами в экономике современной
России являются проблемы занятости
и безработицы. Безработица представляет
собой сложное социально-экономическое
явление, при котором часть экономически
активного населения не занята в
общественном производстве товаров
и услуг и не может реализовать
свои способности при помощи рынка
труда по тем или иным причинам.
Показатель
безработицы является одним из ключевых
показателей для определения
общего состояния экономики, уровня
жизни населения, для оценки эффективности
экономической деятельности государства.
При неполном использовании имеющихся
ресурсов рабочей силы экономическая
система работает, не достигая границ
своих производственных возможностей.
В
России проблема безработицы возникла
на переходе к капиталистическому пути
развития. Переход к рыночной экономике
неизбежно привел к большим переменам
в использовании трудовых ресурсов.
С перестройкой хозяйственной жизни
страны проявилось много факторов,
влияющих на качественные характеристики
рынка рабочей силы. Свертывание
деятельности большого числа организаций,
резкое ухудшение социально-экономического
положения негативно сказались
на эффективности использования
накопленного производственного потенциала,
став причиной резкого роста безработицы
населения. Возникшая возможность
миграции населения в страны дальнего
зарубежья привела к потере высококвалифицированные
кадров, специалистов, способных выдержать
конкуренцию на мировом рынке
рабочей силы, что привело к
снижению качества рабочей силы.
Наиболее
угрожающим фактором роста безработицы
и массового высвобождения людей
из производства стало разрушение связей
между отраслями и свертывание
по этой причине производства на крупных
и сверхкрупных предприятиях. Разрыв
горизонтальных экономических связей,
нарушение договорных обязательств по
поставкам продукции привели к снижению
объемов продукции, сокращением числа
рабочих мест и работающих.
Экономически
активное население не могло удовлетворить
требованиям новой экономики, которая
нуждалась в активных работниках,
способных самостоятельно обучаться,
активно действовать, не боясь брать на
себя ответственность.
Существующее
в то время негативное отношение к малому
предпринимательству препятствовало
созданию новых рабочих мест, тем самым,
способствуя безработице.
В
настоящее время безработица
становится неотъемлемым элементом
жизни России, оказывающим существенное
влияние не только на социально-экономическую,
но и на политическую ситуацию в
стране. Выбранная тема является актуальной
в наше время, поскольку занятость и безработица
представляют собой весьма важный сектор
социально-экономического развития общества,
соединяющий в себе экономические и социальные
результаты функционирования всей экономической
системы. Кроме того, занятость - своеобразный
индикатор, по которому можно судить о
национальном благополучии, об эффективности
выбранного курса реформ и их привлекательности
для населения.
Целью
курсовой работы является определение
занятости населения и раскрытие сущности
безработицы, ее особенности развития.
Так же нашей задачей является показать
роль государства на рынке труда.
Глава
1. Занятость и
ее экономическое
содержание
1.1
Занятость как
экономическая категория
Занятость
как социально-экономическое явление
можно определить как общественно-полезную
деятельность граждан, связанную с
удовлетворением личных и общественных
потребностей и приносящую трудовой доход
(заработок).
Занятость
является важнейшей характеристикой
экономики и благосостояния населения
страны, одновременно представляя собой
экономическую категорию и социальную
проблему.
Как
экономическая категория занятость
- это совокупность отношений на
рынке труда по поводу участия
населения в трудовой деятельности;
выражает меру его включения в
труд, степень удовлетворения общественных
потребностей в работниках и потребностей
в оплачиваемых рабочих местах, в
получении дохода.
Занятость
общественно-полезной деятельностью
охватывает широкий круг трудоспособного
населения.
По
роду (сфере) деятельности всех занятых
можно разбить на четыре большие
группы:
1)
занятые в экономике оплачиваемой
деятельностью;
2)
военнослужащие, занятые деятельностью,
не приносящей прямого денежном
дохода (по мере перехода на
контрактную форму службы военнослужащие
будут приближаться по статусу
к занятым в экономике);
3)
учащиеся с отрывом от производства;
4)
занятые воспитанием детей и
ведением домашнего хозяйства.
По
способу вовлечения в трудовую деятельность
занятых в экономике можно
разделить на три подгруппы:
1)
наемные работники, занятые на
основе продажи своей рабочей
силы;
2)
работодатели/предприниматели, реализующие
свои организаторские и предпринимательские
способности;
3)
самозанятые (лица, работающие за
смой счет; члены производственных
кооперативов, не использующих наемную
рабочую силу на постоянной
основе).
В
соответствии с Международным классификатором
статуса занятости выделяются шесть
групп занятого населения:
1)
наемные работники;
2)
работодатели;
3)
лица, работающие за свой счет;
4)
члены производственных кооперативов;
5)
помогающие члены семьи;
6)
работники, не классифицируемые
по статусу.
В
зависимости от целей анализа
используется различная классификация
видов занятости.
Как
социальная проблема занятость играет
определяющую роль в формировании и
развитии профессиональных возможностей
каждого человека, в становлении
и раскрытии его личности. Труд
в процессе занятости создает
основное богатство общества, обеспечивает
его прогрессивное развитие, вносит
вклад в социальный прогресс мирового
сообщества. В противовес занятости
- безработица негативно влияет на
жизненный уровень человека, его
семьи; является дестабилизирующим
фактором, ведущим к застою, деградации
отдельных регионов, социальным потрясениям
в обществе. Именно потому, что безработица
является серьезной социально-политической
проблемой, занятость должна находиться
в центре внимания общества и государства,
проводимой им социально-экономической
политики.
В
этом качестве государственная политика
занятости выступает как совокупность
мер, направленных на стимулирование вовлечения
и эффективного использования граждан
в сфере труда для достижения
целей личности и общества. Основой
для построения и реализации этой политики
является концепция занятости как система
взглядов, представлений, раскрывающих
характер занятости населения на определенном
этапе социально-экономического развития
общества. В России концепция занятости
прорабатывается в условиях формирования
рыночной экономики с социальной направленностью.
Ее основные положения изложены в Законе
«О занятости населения в Российской Федерации».
В этом законе, а также Конституции РФ
отражены основные принципы занятости.
Первый
принцип отражает исключительное право
граждан свободно распоряжаться
своими способностями к производительному
и творческому труду; принуждение
к труду в любой форме не
допускается (кроме особых случаев,
установленных законодательно). Тем
самым, добровольность труда как
общечеловеческая ценность закреплена
законом. Занятость в отраслях экономики
(народного хозяйства) уже не является
единственной сферой общественно-полезной
деятельности. Сфера труда становится
одной из равноправных и равнодоступных
сфер деятельности наряду с учебой,
ведением домашнего хозяйства, воспитанием
детей, общественной, религиозной и
иной деятельностью. Незанятость граждан
не является основанием для их привлечения
к административной ответственности.
Человек может свободно выбирать
вид деятельности, место и форму
приложения своих способностей. Этот
принцип предполагает право века
работать там и столько, где и
сколько это необходимо ему самому.
Вне зависимости от пола, возраста,
национальности всем доступны постоянная,
частичная, временная, эпизодическая
занятость, совместительство, гибкие графики
организации рабочего времени. Роль
общества и государства при реализации
человеком этого принципа заключается
в создании для всех равных правовых
условий занятости.
Второй
принцип отражает ответственность
государства за создание условий
для реализации прав граждан на труд
и свободно избранную занятость.
Ответственность государства связана
с принципом содействия занятости
граждан, раскрытием их интересов и способностей
при выборе вида общественно-полезной
деятельности. Государственное содействие
занятости и создание для нее условий
состоит в корректировке косвенными мерами
(экономическими, законодательными, социальными)
экономического поведения граждан, в приобретении
или соответствующей квалификации для
занятия тем или иным видом деятельности,
в подыскании подходящей работы или места
учебы. Принцип содействия занятости имеет
несколько аспектов - наряду с косвенным
регулированием желаемого направления
занятости, он заключается также в активном
и заинтересованном участии субъектов
социально-трудовых отношений (правительства,
работодателей, профсоюзов) в выработке
направлений развития занятости и ее регулирования.
Их тесное взаимодействие в развитии занятости
активно влияет на состояние всех ее качественных
характеристик - образовательного и профессионально-квалификационного
состава занятого населения, его отраслевой
и демографической структуры, социально-экономической
мобильности и конкурентоспособности.
Третий
принцип отражает комплексный подход
к решению проблем занятости,
он включает координацию усилий органов
власти всех уровней, взаимодействие механизмов
государственного регулирования и
рыночного саморегулирования, использование
финансовых возможностей внебюджетных
фондов, средств предприятий, общественных
объединений и граждан, достижение
экономической и социальной эффективности
от принимаемых программ содействия
занятости населения.
Учет
населения по видам занятости
позволяет различать следующие
виды занятости:
1)
продуктивная занятость - имеет
место в сферах общественного
материального производства; приносит
работникам трудовой доход; исключает
скрытую безработицу лиц, формально
занятых, но ничего не производящих
(такие лица формируют на производствах
излишнюю численность работников,
занимающих формальные, неэкономические
рабочие места и попадающие
под процедуру высвобождения в связи
с сокращением либо реструктуризацией
производства);
2)
полезная занятость, которая распространяется
на все социально-значимые виды
занятости, включая очную учебу,
службу в Армии, воспитание
детей, ведение домашнего и
личного подсобного хозяйства,
уход за больными членами семьи,
престарелыми гражданами, общественную
и религиозную деятельность трудоспособных
граждан;
3)
рациональная занятость, которая
отражает соотношение продуктивной
занятости с другими видами
полезной занятости или пропорции
распределения трудовых ресурсов
общества по сферам общественно-полезной
деятельности, включая пропорции
распределения трудового потенциала
по видам занятий, отраслям, секторам
экономики;
4)
полная занятость, при которой
все желающие работать при
сложившемся (доминирующем) уровне
реальной заработной платы имеют
работу; по другой оценке, полная
занятость имеет место, если
удовлетворение спроса всех желающих
на рабочие места происходит
при условии экономической целесообразности
предлагаемых рабочих мест. Применительно
к отдельному человеку полная
занятость - это работа в течение
нормальной продолжительности рабочего
дня (недели), установленной законодательно
(в РФ нормальная продолжительность
рабочего дня составляет 8 часов
в день или 40 часов в неделю).
Таким образом, если спрос на
экономически целесообразные рабочие
места будет удовлетворяться
соответствующим по профессионально-квалификационной
структуре предложением рабочей
силы, это и будет означать
полную занятость. Без постоянного
совершенствования рабочих мест,
создания новых, отвечающих современным
требованиям, и вывода из производственного
процесса старых, не отвечающих
экономической целесообразности
мест нельзя добиться социального
прогресса, реализации интересов
общества и каждой личности. Достижение
полной занятости невозможно
обеспечить с помощью одного
рыночного механизма, необходимо
постоянное регулирование этого
процесса со стороны государства
и общества, в первую очередь, в сфере
образования, науки, здравоохранения,
экологической и национальной безопасности,
функционирования так называемых естественных
монополий (железные дороги, энергетические
и трубопроводные сети);