Проблемы вхождения России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….2
Глава 1. ВТО
Структура и история создание ВТО………………………………………2
История создания……………………………………………………..2
Структура ВТО………………………………………………………..3
Основные соглашения и принципы ВТО…………………...……….8
Преимущества торговой системы ВТО………………………………….11
Выгоды ВТО для потребителей…………………………………….11
Выгоды ВТО для экономики страны в целом……………..………13
Политические выгоды……………………………………..……….15
Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами…..16
Глава 2. Россия и ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения……………………………………………18
2.2. Плюсы и минусы присоединения………………………………..………19
2.3. Проблемы и последствия присоединения……………………………….21
2.4. Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО…………28
Заключение ………………………………………………………………..……..31
Список использованной литературы………………………………..………….34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ВТО.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Конкретным  примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировым, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным по следующим причинам.

Энергоемкая структура и география расположения регионального производства определяют высокую степень влияния естественных монополий на экономику. Вместе РАО "ЕЭС России", Газпром и МПС  обеспечивают 13.5 % ВВП, в них занято 4 % от общего числа занятых в экономике.14 В тоже время, большая часть продукции и услуг естественных монополий формирует значительную часть промежуточного потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом оказывает влияние на издержки производителей. В структуре материальных затрат предприятий промышленности 10 % приходится на энергию, для отдельных отраслей (черная и цветная металлургия) этот показатель находится на уровне 15 %. Увеличение относительных цен на продукцию естественных монополий снизит инвестиционные возможности отраслей, обеспечивающих более 85% ВВП. Вместе с тем низкая прозрачность и отсутствие достаточных стимулов для снижения издержек ставят под сомнение эффективность использования средств внутри монополий.

Утверждение о заниженности цен (тарифов) на продукцию российских естественных монополий по сравнению с мировым уровнем стало общепринятым. Однако тезис этот не однозначен. Да, в отношении цен на газ можно говорить о том, что существующий уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая чистота.

Механизмы защиты внутренних производителей

ВТО позволяет  странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых рынках продукцию  и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности, со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.

Россия  существенно снизила уровень  таможенных тарифов и провела  их унификацию вне переговоров с  ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов - 10,92 %, действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым она  не только ослабила свою переговорную позицию, но и сократила возможности для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость унификации тарифов объяснялась, прежде всего, неэффективным таможенным администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путем использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки.

Другим  эффективным механизмом защиты рынка  являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые  расследования, расследования о  применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.

Ускорение процессов самоорганизации производителей - важнейшая предпосылка для эффективной  защиты экономики после присоединения  к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Создание ассоциаций - элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в рамках ВТО, а с другой - в России крайне слаба и неразвита. К "инфраструктурным" элементам относятся также наличие опытных юристов и юридических фирм, способных защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должны стать элементом политики по подготовке страны к вступлению. На все это явно потребуется не один год.

Неоднородность  развития российских регионов

Присоединение России к ВТО может, с одной  стороны, существенно обострить диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства.

Таким образом, присоединение России к  ВТО может привести к существенному  сокращению налоговой базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.

Региональные  торговые соглашения

Еще один аспект присоединения России к ВТО, о котором говорят мало и вскользь, но который с точки зрения национальных интересов страны может оказаться более серьезным, чем прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Несмотря  на то, что экономика России по своим  масштабам несопоставима с экономиками  стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для  развития российской экономики в долгосрочной перспективе. Такая зависимость прослеживается по нескольким направлениям.

Во-первых, Россия устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте  отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан  и Беларусь импортируют из России от 42 до 64 % от всего объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь экспортируют в Россию от 33 до 51 % своих товаров.

Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует  экономики стран СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год.

В-третьих, экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, входящие в  ЕврАзЭС, критически необходимы как  рынки сбыта российской продукции  высокой степени переработки  и как механизм для отработки стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран. Нельзя не учитывать, что уровень насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ - 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны, качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.

От кооперации со странами СНГ критически зависит  конкурентоспособность российского машиностроения вообще и выход его продукции на мировые рынки. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая продукция и др.

В случае присоединения России к ВТО вся система отмеченных выше факторов подвергнется значительным корректировкам в первую очередь потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции стран СНГ, но и не признаются ВТО в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может стать резкое понижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота.15

2.4. Современный этап  переговоров о  вступлении России  в ВТО

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению к ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

В течение 2001 - 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта,  доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.

На сегодняшний  момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России.  Из общего числа исследований можно выделить несколько работ: «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета РАН, 2002 г.; «Анализ и оценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации к  ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007г.16

Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

Однако  в июне 2009 года российский премьер-министр  Владимир Путин заявил о том, что страна резко изменила курс и намерена вместе с Белоруссией и Казахстаном начать переговоры о присоединении к ВТО в качестве единого таможенного союза. При этом индивидуальные переговоры стран о присоединении к ВТО прекратятся. По плану таможенный союз должен был заработать уже с 1 января 2010 года.

Информация о работе Проблемы вхождения России в ВТО