Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:08, курсовая работа
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
Введение……………………………………………………………..…………….2
Глава 1. ВТО
Структура и история создание ВТО………………………………………2
История создания……………………………………………………..2
Структура ВТО………………………………………………………..3
Основные соглашения и принципы ВТО…………………...……….8
Преимущества торговой системы ВТО………………………………….11
Выгоды ВТО для потребителей…………………………………….11
Выгоды ВТО для экономики страны в целом……………..………13
Политические выгоды……………………………………..……….15
Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами…..16
Глава 2. Россия и ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения……………………………………………18
2.2. Плюсы и минусы присоединения………………………………..………19
2.3. Проблемы и последствия присоединения……………………………….21
2.4. Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО…………28
Заключение ………………………………………………………………..……..31
Список использованной литературы………………………………..………….34
Курсовая работа
на тему:
Проблемы
вхождения России
во Всемирную Торговую
Организацию (ВТО)
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ВТО
Глава 2. Россия и ВТО
2.1. Цели
и задачи присоединения……………………………………………
2.2. Плюсы
и минусы присоединения………………………………..………
2.3. Проблемы и последствия присоединения……………………………….21
2.4. Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО…………28
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………..………….
Введение
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию. Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса.
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 95% всей мировой торговли товарами и услугами.
Глава 1. ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.
В 1998 году
в Женеве отмечался золотой юбилей
ГАТТ. Эта система, призванная регулировать
мировую торговлю через механизм
сдерживания односторонних
Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, будучи международной организацией, формально таковой не являлась2.
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
"Главные
задачи ВТО - либерализация международной
торговли, обеспечение ее справедливости
и предсказуемости, способствование экономическому
росту и повышению экономического благосостояния
людей. Страны-члены ВТО, которых на июль
2008 г. насчитывалось 153, решают эти задачи
путем контроля за выполнением многосторонних
соглашений, проведения торговых переговоров,
урегулирования торговых в соответствии
с механизмом ВТО, а также оказания помощи
развивающимся странам и проведения обзора
национальной экономической политики
государств".
Решения принимаются всеми государствами-участниками
обычно методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО. Принятие решения
большинством голосов тоже возможно, но
в ВТО такой практики пока не было; в рамках
работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие
единичные случаи имели место.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.
Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА).
Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО, и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров.
Третья Министерская конференция состоялась в ноябре-декабре1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена анализу выполнения (имплементации) странами-членами соглашений Уругвайского раунда, а также открытию нового раунда МТП. В рамках очередного раунда планировалось начать переговоры, прежде всего по тем вопросам, которые не удалось решить в ходе Уругвайского раунда, и рассмотрение которых было отложено до следующих этапов МТП (т.н. «встроенная повестка» дня). Речь шла о таких вопросах, как сельское хозяйство, торговля услугами и др., Также в ходе нового раунда предстояло выработать рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций, в т.ч. возможному включению новых сфер в повестку будущих переговоров.
Формально
в Сиэтле не удалось достичь поставленных
целей, т.к. не были выработаны конкретная
повестка раунда и формат его проведения.
Это было обусловлено наличием серьезных
противоречий между промышленно развитыми
государствами и развивающимися странами
как по принципиальным проблемам в целом,
так и по новым сферам, в частности. Выявились
значительные разногласия и между ведущими
игроками ВТО - ЕС, США, Япония, Канада (так
называемая группа «квадро»), - стратегические
подходы которых к проведению нового раунда
оказались различными.
В итоге было принято решение продолжить
обсуждение данных проблем в Женеве под
эгидой Генерального совета ВТО, который
должен был представить свои предложения
по проведению нового раунда. В рамках
соответствующих Комитетов ВТО весной
2000 г. началось обсуждение некоторых вопросов
«встроенной повестки» Уругвайского раунда.
В 2000-2001гг. проходило также рассмотрение
предложений стран-членов относительно
эволюции некоторых Соглашений ВТО, а
также о других сферах деятельности организации.
С учётом остающихся противоречий между
различными группами государств и отдельными
странами-членами ВТО, работа строилась
на поиске компромиссных решений3.
9-13 ноября 2001 г. в г.Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция. В Дохе было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров – первый раунд в рамках ВТО. Он получил название «Раунд развития». В программу переговоров включены вопросы, связанные с развитием, уточнением и дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения торговых барьеров. Кроме того, в программу вошли и вопросы «встроенной повестки». Особое место в программе переговоров заняли вопросы снижения поддержки сельского хозяйства в развитых странах.
Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика). На ней предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Однако из-за наличия глубоких разногласий между различными группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и т.н. “сингапурским вопросам” (правила конкуренции, инвестирование, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговли) конференция закончилась практически безрезультатно. Неудача конференции в Канкуне нарушила первоначально установленные сроки окончания переговоров Доха раунда – 1 января 2005 г. В июле 2004 г. в Женеве между членами ВТО было достигнуто рамочное соглашение о продолжении переговоров Доха раунда, в частности, было зафиксировано общее согласие относительно ликвидации экспортных субсидий в сельском хозяйстве.
Шестая Министерская конференция стран-членов ВТО состоялась 13-18 декабря 2005 г. в Гонконге. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г. По итогам конференции были приняты следующие важные решения:
1. Экспортные субсидии в сельском хозяйстве подлежат отмене к 2013 г.,
2. Хлопковые субсидии подлежат отмене в 2006 г.,
3. К 2008 г. развитые страны (ОЭСР) обязаны обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран.
В подчинении
Министерской конференции находится
Генеральный совет, который отвечает за
выполнение текущей работы и собирается
несколько раз в год в штаб-квартире в
Женеве в составе представителей членов
ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц.
В ведении Генерального совета также находятся
два специальных органа: по анализу торговой
политики и по разрешению споров. Кроме
того, Генеральному совету подотчетны
комитеты по торговле и развитию; по ограничениям,
связанным с торговым балансом; по бюджету,
финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции
трем советам, находящимся на следующем
уровне иерархии ВТО: Совету по торговле
товарами, Совету по торговле услугами
и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности.