Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:08, курсовая работа
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
Введение……………………………………………………………..…………….2
Глава 1. ВТО
Структура и история создание ВТО………………………………………2
История создания……………………………………………………..2
Структура ВТО………………………………………………………..3
Основные соглашения и принципы ВТО…………………...……….8
Преимущества торговой системы ВТО………………………………….11
Выгоды ВТО для потребителей…………………………………….11
Выгоды ВТО для экономики страны в целом……………..………13
Политические выгоды……………………………………..……….15
Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами…..16
Глава 2. Россия и ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения……………………………………………18
2.2. Плюсы и минусы присоединения………………………………..………19
2.3. Проблемы и последствия присоединения……………………………….21
2.4. Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО…………28
Заключение ………………………………………………………………..……..31
Список использованной литературы………………………………..………….34
Совет
по торговле товарами, в свою очередь,
руководит деятельностью специализированных
комитетов, осуществляющих контроль за
соблюдением принципов ВТО и выполнением
соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет
контроль за выполнением соглашения ГАТС.
В его составе находятся Комитет по торговле
финансовыми услугами и Рабочая группа
по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности, помимо осуществления
контроля за выполнением соответствующего
соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами
предотвращения возникновения конфликтов,
связанных с международной торговлей
поддельными товарами.
Многочисленные
специализированные комитеты и рабочие
группы занимаются отдельными соглашениями
системы ВТО и решением вопросов
в таких областях, как защита окружающей
среды, проблемы развивающихся стран,
процедура присоединения к ВТО и региональные
торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в
Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников;
его возглавляет генеральный директор.
Секретариат ВТО, в отличие от подобных
органов других международных организаций,
не принимает решений, так как эта функция
возлагается на сами страны-члены. Основные
обязанности Секретариата – обеспечивать
техническую поддержку различным советам
и комитетам, а также Министерской конференции,
оказывать техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой торговли
и разъяснять положения ВТО общественности
и средствам массовой информации. Секретариат
также обеспечивает некоторые формы правовой
помощи в процессе разрешения споров и
консультирует правительства стран, желающих
стать членами ВТО. На сегодняшний день
таких стран насчитывается более двадцати4.
Страны-члены
ВТО взаимодействуют в рамках
недискриминационной торговой системы,
где каждая страна получает гарантии справедливого
и последовательного отношения к ее экспорту
на рынках других стран, обязуясь обеспечивать
такие же условия для импорта на свой собственный
рынок. В выполнении обязательств развивающимися
странами предусмотрены сравнительно
большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены
в многосторонних торговых соглашениях,
которые затрагивают торговлю товарами
и услугами, а также торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности, разрешение
споров и механизм обзора торговой политики.
Товары
Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы
в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял
собой форум для проведения переговоров
по снижению таможенных пошлин и других
торговых барьеров; текст Генерального
соглашения оговаривал важные правила,
в частности, недискриминацию. Впоследствии
в результате переговоров Уругвайского
раунда (1986-1994) основные принципы были
расширены и получили развитие и уточнение
в других соглашениях. Так, были созданы
новые правила по торговле услугами, по
важным аспектам интеллектуальной собственности,
по разрешению споров и обзорам торговой
политики.
ГАТТ в новой редакции 1994
года сейчас является основным сводом
правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют
соглашения, касающиеся специфических
секторов, таких как сельское хозяйство
и текстиль, а также отдельных тем, например,
государственной торговли, стандартов
на различную продукцию, субсидий и действий,
предпринимаемых против демпинга.
Два фундаментальных принципа ГАТТ –
это недискриминация и обеспечение доступа
на рынок.
Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.
Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц5.
Услуги
Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.
Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.
Интеллектуальная собственность
Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация,
например, торговые секреты.
Разрешение споров
Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)
Обзор политики
Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации.
1.2. Преимущества торговой системы ВТО
Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом6.
1.2.1. Выгоды ВТО для потребителей
Понижение стоимости жизни
Самая
очевидная выгода свободной торговли
для потребителя – это
В результате снижения торговых барьеров
дешевеют не только готовые импортируемые
товары и услуги, но и отечественная продукция,
в производстве которой используются
импортные компоненты.
Импортные
тарифы, государственные
Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершилась в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта7.
Более широкий выбор товаров и услуг
Более
широкий выбор товаров и услуг
– также несомненное преимущество свободной
торговой системы для потребителя. Помимо
готовой иностранной продукции, речь здесь
идет и об отечественных товарах и услугах,
ассортимент которых расширяется ввиду
снижения цен на импортные материалы,
компоновочные части и оборудование. Импортная
конкуренция стимулирует максимально
эффективное отечественное производство
и, следовательно, косвенно снижает цены
и повышает качество выпускаемой продукции.
Кроме того, в результате более активного
товарообмена развиваются новые технологии,
как это произошло, к примеру, с мобильной
связью.
Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.
1.2.2. Выгоды ВТО для экономики страны в целом
Экономические выгоды
Повышение доходов
Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.
Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.
Повышение занятости
Развитие
торговли ведет в долгосрочной перспективе
к повышению занятости, особенно в экспортных
отраслях экономики. Однако в краткосрочной
перспективе потери рабочих мест в результате
конкуренции отечественных предприятий
с импортными производителями практически
неизбежны.
Протекционизм не может решить эту проблему.
Напротив, повышение торговых барьеров
вызывает снижение эффективности производства
и качества отечественной продукции, что
при ограничении импорта приводит к повышению
цен на нее и негативно отражается на объемах
продаж, а в конечном итоге и на количестве
рабочих мест. Подобная ситуация сложилась,
к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены
жесткие ограничения на импорт японских
автомобилей. И наоборот, либерализация
рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч
новых рабочих мест в странах Сообществ.
В экспортных отраслях США заняты как
минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии
России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч
также работают на экспорт.
Разумное
использование защитных мер, и эффективная
схема перераспределения дополнительного
государственного дохода могут помочь
стране преодолеть трудности периода
адаптации к системе свободной торговли8.
Повышение эффективности
внешнеэкономической
деятельности
Применение
принципов ВТО позволяет повысить эффективность
внешнеэкономической деятельности государства
за счет, прежде всего, упрощения системы
таможенных пошлин и других торговых барьеров.
Как следствие, предсказуемость и прозрачность
экономики привлекают партнеров и повышают
товарооборот. Недискриминационный подход,
прозрачность, большая определенность
условий торговли и их упрощение – все
это способствует понижению расходов
компаний, оптимизации их деятельности
и созданию благоприятного климата для
торговли и инвестиций.
В свою очередь, приток капитала в страну,
в частности, в форме прямых иностранных
инвестиций, создает дополнительные рабочие
места и повышает благосостояние населения
в целом.