Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет кредитно-денежная и фискальная политика государства.

Содержание

Введение
1. Денежно-кредитная и фискальная политика как неотъемлемая часть экономической политики
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства
1.2 Сущность, роль и значение фискальной политики
1.3 Механизм государственного регулирования экономики посредством денежно-кредитной и фискальной политики
2. Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
2.1 Основные направления денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
2.2 Достижение прогнозных экономических показателей денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
3. Пути совершенствования денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
3.1 Совершенствование денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь в условиях международной экономической интеграции
3.2 Повышение роли денежно-кредитной и фискальной политики как фактор устойчивого экономического развития
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

- создание долгосрочных стимулов по поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующих экономическому росту региона и расширению налогооблагаемой базы.

Как указывается в «Основных  направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.», в Республике Беларусь будет проводиться активная долговая политика в рамках создания механизма мониторинга и управления государственного долга с целью минимизации рисков и ограничения прироста государственного долга параметрами экономической безопасности страны, в т.ч. сокращения рисков, связанных с обязательствами бюджета по гарантированному долгу. Эффективное управление государственным долгом с учетом достигнутого уровня стоимости государственного заимствования и структуры используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам будет обеспечиваться за счет государственных внешних займов [3].

Другим важным инструментом обеспечения  устойчивого экономического развития является развитие рынка ценных бумаг. Развитие рынка ценных бумаг в  Республике Беларусь должно способствовать активизации инвестиционных процессов в стране, повышению действенности инструмента процентных ставок и эффективности реализации денежно-кредитной политики. Должна повыситься роль финансового рынка в процессах перераспределения финансовых ресурсов, их аккумуляции для решения приоритетных задач социально-экономического развития, снижении рисков в банковском секторе.

Объем и другие параметры рынка  государственных ценных бумаг будут  определяться потребностью бюджета  в заемных средствах при соблюдении принципа обеспечения экономической безопасности государства.

Решение возрастающих задач по инвестированию в производственную и социальную сферы, увеличению жилищного строительства  требует развития рынка корпоративных  ценных бумаг. Учитывая роль банков в  финансовом обеспечении инвестиций и строительства жилья, важным является создание благоприятных условий для выпуска и обращения облигаций банков. Это позволит банкам расширить ресурсную базу за счет внутренних и внешних источников, оптимизировать структуру баланса, совершенствовать систему управления рисками.

В целях повышения эффективности  проводимой денежно-кредитной политики предполагается совершенствование  инфраструктуры финансового рынка. Национальный банк и другие банки  республики должны способствовать формированию финансовых институтов, аккумулирующих долгосрочные денежные ресурсы, созданию законодательной базы ипотечного кредитования, развитию рынка срочных финансовых инструментов и расширению их спектра. Для повышения качества управления ликвидностью и эффективности применения инструментов денежно-кредитной политики Правительство и Национальный банк должны усилить координацию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, в частности в области обмена информацией о проводимых операциях на финансовом рынке.

Следовательно, совершенствование таких составляющих системы государственного регулирования экономики Республики Беларусь как денежно-кредитная и фискальная политика должно производиться исходя из повышения их роли в регулировании экономики и необходимости обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития государства в целом.

Реализация денежно-кредитной и  фискальной политики в Республике Беларусь осуществляется в целом успешно; результатом реализации которой  является рост ВВП, снижение ставки рефинансирования и налоговой нагрузки на предприятия, а также сдерживание темпов инфляции.

Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать  следующие выводы:

1. Денежно-кредитная и фискальная  политика являются важнейшими  составляющими экономической политики  государства. Денежно-кредитная политика государства представляет собой комбинацию целей и средств, с помощью которых ее носитель посредством регулирования денег, спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики. Ее главная задача - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

2. Фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей, главной из которых является обеспечение устойчивого экономического развития. Фискальная политика представляет собой наиболее актуальную проблему для любого современного государства, поскольку в конечном итоге направлена на обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни, накопление и прямые инвестиции в экономику.

3. Разработка денежно-кредитной  и фискальной политики связана  с решением все более возрастающих  сложных задач не только экономического, но и социального развития. Одной из причин данного положения является интеграция национальных экономик и глобальная конкуренция за инвестиции, требующие достижения необходимых общемировых стандартов, достигнутых развитыми экономическими системами.

4. Государственные расходы и налоги активно используются для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

5. В качестве критериев эффективности  проведения денежно-кредитной и  фискальной политики можно рассматривать  стимулирование инвестиций не  только в физический, но и в  человеческий и природный капитал,  а также накопление всех компонентов национального богатства.

6. Реализация денежно-кредитной  и фискальной политики в Республике  Беларусь осуществляется в целом  успешно; результатом реализации  которой является рост ВВП,  снижение ставки рефинансирования  и налоговой нагрузки на предприятия, а также сдерживание темпов инфляции.

7. Совершенствование таких составляющих  системы государственного регулирования  экономики Республики Беларусь  как денежно-кредитная и фискальная  политика должно производиться  исходя из повышения их роли  в регулировании экономики и необходимости обеспечения дальнейшего устойчивого экономического национальной экономики.

Список использованных источников

1. Алехин Б.И. Денежно-кредитная политика. М.: Юнити-Дана, 2004. 135 с.

2. Булатова В.Б. Дискреционная финансовая политика Российской Федерации: ее сущность и проблемы развития на современном этапе. Иркутск: ИПО БГУЭП, 2007. 21 с.

3. Бюджетно-налоговая политика. Денежно-кредитная  и валютная политика Республики  Беларусь. http://www.invest.belarus.by/ru/advantages

4. Василевич Г.А. Комментарий к закону «О нормативно-правовых актах в Республике Беларусь». - Мн.: Право и экономика, 2006. 466 с.

5. Гурова С.Ю. Налоговая политика в современной экономической системе. Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский гос. тех. ун-т», 2007. 18 с.

6. Дадалко В.А. Налогообложение в системе международных экономических отношений. - Мн.: Артемида-Мир, 2000. 239 с.

7. Дрозд С.С., Загорская С.И., Павлов А.М. Налогообложение в Республике Беларусь. - Гомель, ГГТУ им. Сухого, 2003. 100 с.

8. Закон Республики Беларусь от 29.12.2006 г. №190-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн., 2007.

9. Закон Республики Беларусь от 26.12.2007 г. №303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн., 2007.

10. Закон Республики Беларусь «О  налогах на доходы и прибыль» // Вестник Министерства по налогам и сборам. - 2002. №5. с. 67-77.

11. Заяц И.Е. Налоги и налогообложение. - Мн.: Вш.шк., 2003. 303 с.

12. Квачук Л.П. Фискальная политика государства в условиях рыночных преобразований в Республике Беларусь. Мн.: БГАТУ, 2003. 53 с.

13. Кравцова Г.И. Кузьменко Г.С. Кравцов Е.И. Деньги, кредит, банки. Под ред. Г.И. Кравцовой Мн.: БГЭУ, 2003. 527 с.

14. Купцова Ю.В. Налоговая политика как инструмент интеграции в Европейском Союзе. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2004. 25 с.

15. Лоскутов В.И. Основы современной экономической теории. СПб.: Питер Пресс, 2006. 204 с.

16. Масич Н.М. Государственное регулирование экономики и экономическая политика. М.: МОУ «Современный гуманитарный институт», 2002. 88 с.

17. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь / http://www.invest.belarus.by/ru/advantages/data/data7.php#1

18. Постановление Национального Банка  Республики Беларусь от 21.09.2007 г. №180. «Об изменении ставки рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн., 2007.

19. Прядкина О.А. Фискальная политика как инструмент регулирования межбюджетных отношений. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2000. 26 с.

20. Селищев А.С. Деньги, кредит, банки. СПб.: Питер Пресс, 2007. 427 с.

21. Указ Президента Республики Беларусь  от 30.11.2006 г. №703. «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 год». http://www.nbrb.by/publications /ondkp/2007/ondkp-2007.pdf

22. Шипунов М.М. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. СПб.: СПб ТЭУ, 2007. 18 с.

23. Налоговый кодекс Республики  Беларусь. Общая часть. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн., 2007.


Информация о работе Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь