Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет кредитно-денежная и фискальная политика государства.

Содержание

Введение
1. Денежно-кредитная и фискальная политика как неотъемлемая часть экономической политики
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства
1.2 Сущность, роль и значение фискальной политики
1.3 Механизм государственного регулирования экономики посредством денежно-кредитной и фискальной политики
2. Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
2.1 Основные направления денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
2.2 Достижение прогнозных экономических показателей денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
3. Пути совершенствования денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
3.1 Совершенствование денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь в условиях международной экономической интеграции
3.2 Повышение роли денежно-кредитной и фискальной политики как фактор устойчивого экономического развития
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь»

МИНСК 2008

Содержание

Введение

1. Денежно-кредитная и фискальная  политика как неотъемлемая часть  экономической политики

1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства

1.2 Сущность, роль и значение  фискальной политики

1.3 Механизм государственного регулирования  экономики посредством денежно-кредитной  и фискальной политики

2. Проблемы реализации денежно-кредитной  и фискальной политики Республики Беларусь

2.1 Основные направления денежно-кредитной  и фискальной политики Республики  Беларусь

2.2 Достижение прогнозных экономических  показателей денежно-кредитной и  фискальной политики Республики  Беларусь

3. Пути совершенствования денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь

3.1 Совершенствование денежно-кредитной  и фискальной политики Республики  Беларусь в условиях международной  экономической интеграции

3.2 Повышение роли денежно-кредитной  и фискальной политики как  фактор устойчивого экономического развития

Заключение

Список использованных источников

Введение

С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется  коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет кредитно-денежная и фискальная политика государства.

Значение денежно-кредитной и  фискальной политики государства как  регулятора экономической деятельности очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической  политики государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ.

Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.

Исходя из актуальности темы и степени  ее разработанности в настоящем  исследовании была поставлена следующая  цель: раскрыть проблемы функционирования денежно-кредитной и фискальной политики и рассмотреть возможные пути их решения.

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:

- раскрытие сущности понятий «денежно-кредитная политика» и «фискальная политика»;

- проведение анализа проблем, возникающих при реализации денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе развития;

- выбор наиболее оптимальных мероприятий, направленных на преодоление существующих в настоящее время проблем реализации денежно-кредитной и фискальной политики.

Поставленные вопросы определили структуру курсовой работы, которая  включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.

На основе трудов ученых, таких  как Алехин Б.И., Квачук Л.П, Кравцова Г.И., Селищев А.С., Шипунов М.М., и ряда других были раскрыты теоретические вопросы.

В качестве методов исследования избраны  анализ и синтез, сравнительный анализ, восхождения от общего к частному, метод анализа документов.

Следует отметить, что вопросы, связанные  с рассматриваемой темой освещены в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.

1. Денежно-кредитная и  фискальная политика как неотъемлемая  часть экономической политики

1.1 Понятие и сущность  денежно-кредитной политики государства

Инструментами экономической политики являются:

- фискальная политика, или бюджетно-налоговая политика, т.е. регулирование правительственных расходов и налогов;

- денежно-кредитная политика, т.е. регулирование количества денег в обращении через изменение ставки процента;

- политика регулирования доходов, т.е. регулирование заработной платы и цен;

- внешнеэкономическая политика [16, с. 4].

Дадим определение понятию «денежно-кредитная  политика».

Денежно-кредитная политика - это  комбинация целей и средств (институтов), с помощью которых ее носитель (как правило центральный банк страны) посредством регулирования денег, а также косвенно спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики.

Различают стратегическую и текущую  денежно-кредитную политику.

Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства.

Текущая денежно-кредитная политика составляет комбинацию целей и средств, предназначенных для регулирования экономических процессов и является прерогативой центрального банка страны [1, с. 275].

Инструментами денежно-кредитной  политики являются законы, распоряжения, предписания, указы и директивы, касающиеся денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики представлены на рис. 1. [1, с. 278].

 

Рис. 1. Дерево целей денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической  политики. Ее главная задача - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры  экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной  политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др. [13, с. 361].

Юридическую базу денежно-кредитной  политики составляют Основные направления  денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются  с макроэкономической государственной  политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным  бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной  политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются  конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные  цели денежно-кредитной политики в  форме конкретных количественных денежно-кредитных  показателей. К числу важнейших  денежно-кредитных показателей в  Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной  политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от объекта  и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования  выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредством которых центральный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта центральный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:

- в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

- по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;

- по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

- по форме воздействия - прямые и косвенные;

- по числу объектов воздействия - общие и селективные. Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного  изменения основных параметров финансового  рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве.

Общие методы влияют на весь кредитный  рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

Таким образом, денежно-кредитная  политика государства представляет собой комбинацию целей и средств, с помощью которых ее носитель (как правило центральный банк страны) посредством регулирования денег, спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики. Различают стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.

1.2 Сущность, роль и  значение фискальной политики

В условиях рыночной экономики государственное  воздействие осуществляется прежде всего посредством денежно-кредитной, налоговой и фискальной политики. Фискальная политика является одним  из важнейших инструментов государственного регулирования экономики и применяется достаточно давно. Между тем, роль и значение фискальной политики в преодолении последствий экономического кризиса, достижения экономического роста, решения других макроэкономических проблем долгое время недооценивалось [19, с. 15].

Слово «фиск» в переводе с латинского языка - это корзина. В Древнем  Риме фиском называлась военная касса, в которой хранились деньги. В  конце древнеримской эпохи фиском стала называться государственная  казна.

Фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. В настоящее время такими целями в развитых странах являются главным образом антикризисное регулирование, уменьшение безработицы и размеров инфляции.

Материальной основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими  лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Они складываются при совершении платежей в виде налогов и сборов, направленных на формирование бюджетного фонда государства [12, c. 31].

Методы финансового регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюджетного регулирования: субсидии (что означает помощь, поддержка), дотации (дар, пожертвование), трансферты (перенесение, перевод). Косвенными являются методы использования элементов налоговой системы.

Косвенные методы являются наиболее тонкими и сложными инструментами  экономического регулирования. Наиболее распространенными методами поощрения  деловой активности и определенных видов деятельности являются налоговые  льготы. К ним относят также механизм ускоренной амортизации, скидки на истощение недр и инвестиционный налоговый кредит.

Суть налогового механизма ускоренной амортизации заключается в законодательном  разрешении предприятиям списывать  на амортизацию часть прибыли, значительно  превышающей действительный износ основного капитала. В результате сокращается размер налогооблагаемой прибыли и, следовательно, налоговые отчисления. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капитала в предпринимательском секторе экономики. Его применение способствует интенсификации научно-технического прогресса, техническому совершенствованию производства и развитию наукоемких отраслей.

Льгота в виде скидок на истощение  недр вводится для повышения конкурентоспособности  предприятий добывающей промышленности путем создания благоприятных условий для накопления капитала и привлечения инвестиций. На этом основании предприятия имеют возможность значительно сокращать размер налоговых выплат или не производить их вовсе под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых. Данный метод оказывает существенное влияние на размещение производительных сил и создание объектов инфраструктуры.

Информация о работе Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь