Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет кредитно-денежная и фискальная политика государства.
Введение
1. Денежно-кредитная и фискальная политика как неотъемлемая часть экономической политики
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства
1.2 Сущность, роль и значение фискальной политики
1.3 Механизм государственного регулирования экономики посредством денежно-кредитной и фискальной политики
2. Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
2.1 Основные направления денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
2.2 Достижение прогнозных экономических показателей денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
3. Пути совершенствования денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
3.1 Совершенствование денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь в условиях международной экономической интеграции
3.2 Повышение роли денежно-кредитной и фискальной политики как фактор устойчивого экономического развития
Заключение
Список использованных источников
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь»
МИНСК 2008
Содержание
Введение
1. Денежно-кредитная и
1.1 Понятие и сущность денежно-
1.2 Сущность, роль и значение фискальной политики
1.3 Механизм государственного
2. Проблемы реализации денежно-
2.1 Основные направления денежно-
2.2 Достижение прогнозных
3. Пути совершенствования
3.1 Совершенствование денежно-
3.2 Повышение роли денежно-
Заключение
Список использованных источников
Введение
С развитием государства
Значение денежно-кредитной и фискальной политики государства как регулятора экономической деятельности очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ.
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: раскрыть проблемы функционирования денежно-кредитной и фискальной политики и рассмотреть возможные пути их решения.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- раскрытие сущности понятий «денежно-кредитная политика» и «фискальная политика»;
- проведение анализа проблем, возникающих при реализации денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь на современном этапе развития;
- выбор наиболее оптимальных мероприятий, направленных на преодоление существующих в настоящее время проблем реализации денежно-кредитной и фискальной политики.
Поставленные вопросы
На основе трудов ученых, таких как Алехин Б.И., Квачук Л.П, Кравцова Г.И., Селищев А.С., Шипунов М.М., и ряда других были раскрыты теоретические вопросы.
В качестве методов исследования избраны анализ и синтез, сравнительный анализ, восхождения от общего к частному, метод анализа документов.
Следует отметить, что вопросы, связанные
с рассматриваемой темой освеще
1. Денежно-кредитная и
фискальная политика как
1.1 Понятие и сущность
денежно-кредитной политики
Инструментами экономической политики являются:
- фискальная политика, или бюджетно-налоговая политика, т.е. регулирование правительственных расходов и налогов;
- денежно-кредитная политика, т.е. регулирование количества денег в обращении через изменение ставки процента;
- политика регулирования доходов, т.е. регулирование заработной платы и цен;
- внешнеэкономическая политика [16, с. 4].
Дадим определение понятию «денежно-
Денежно-кредитная политика - это комбинация целей и средств (институтов), с помощью которых ее носитель (как правило центральный банк страны) посредством регулирования денег, а также косвенно спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики.
Различают стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.
Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства.
Текущая денежно-кредитная политика составляет комбинацию целей и средств, предназначенных для регулирования экономических процессов и является прерогативой центрального банка страны [1, с. 275].
Инструментами денежно-кредитной политики являются законы, распоряжения, предписания, указы и директивы, касающиеся денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики представлены на рис. 1. [1, с. 278].
Рис. 1. Дерево целей денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.
Разработка денежно-кредитной
Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.
Основные направления
В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.
Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
На втором этапе определяются промежуточные
цели денежно-кредитной политики в
форме конкретных количественных денежно-кредитных
показателей. К числу важнейших
денежно-кредитных показателей
На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др.).
На четвертом этапе
Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:
- в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);
- по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;
- по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);
- по форме воздействия - прямые и косвенные;
- по числу объектов воздействия - общие и селективные. Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.
С помощью косвенных инструментов
формируют условия для
Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.
Таким образом, денежно-кредитная политика государства представляет собой комбинацию целей и средств, с помощью которых ее носитель (как правило центральный банк страны) посредством регулирования денег, спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики. Различают стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.
1.2 Сущность, роль и значение фискальной политики
В условиях рыночной экономики государственное
воздействие осуществляется прежде
всего посредством денежно-
Слово «фиск» в переводе с латинского
языка - это корзина. В Древнем
Риме фиском называлась военная касса,
в которой хранились деньги. В
конце древнеримской эпохи
Фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. В настоящее время такими целями в развитых странах являются главным образом антикризисное регулирование, уменьшение безработицы и размеров инфляции.
Материальной основой
В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Они складываются при совершении платежей в виде налогов и сборов, направленных на формирование бюджетного фонда государства [12, c. 31].
Методы финансового регулирован
Косвенные методы являются наиболее тонкими и сложными инструментами экономического регулирования. Наиболее распространенными методами поощрения деловой активности и определенных видов деятельности являются налоговые льготы. К ним относят также механизм ускоренной амортизации, скидки на истощение недр и инвестиционный налоговый кредит.
Суть налогового механизма ускоренной
амортизации заключается в
Льгота в виде скидок на истощение
недр вводится для повышения