Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет кредитно-денежная и фискальная политика государства.
Введение
1. Денежно-кредитная и фискальная политика как неотъемлемая часть экономической политики
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства
1.2 Сущность, роль и значение фискальной политики
1.3 Механизм государственного регулирования экономики посредством денежно-кредитной и фискальной политики
2. Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
2.1 Основные направления денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
2.2 Достижение прогнозных экономических показателей денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
3. Пути совершенствования денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
3.1 Совершенствование денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь в условиях международной экономической интеграции
3.2 Повышение роли денежно-кредитной и фискальной политики как фактор устойчивого экономического развития
Заключение
Список использованных источников
Основной целью денежно-
Также наблюдается укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство использует экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии.
В то же время проблемным остается развитие финансово-кредитной системы страны обеспечивается за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.
Особое внимание уделяется
созданию условий гарантирования вкладов
населения в банках. Оно обеспечивается
за счет совершенствования
Предусматривается в ближайший
период завершить компенсацию
Денежное предложение в национальной валюте в настоящее время формируется в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами.
Политика обменного курса белорусского рубля ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля учитываются условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся основными экономическими партнерами.
Основу процентной политики составляют меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь снижена с 16% в 2005 г. до 10% с 01 октября 2007 г. [18]
В 2006-2007 гг. проведение фискальной политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений.
1. Были реализованы мероприятия
по упрощению налоговой
2. В соответствии с
Соглашением о Таможенном
3. Произведено поэтапное снижение ставки единого платежа с выручки от реализации товаров (работ, услуг) с 4,15% в 2005 г. до 3,9% в 2006 г., 3% в 2007 г. и 2% в 2008 г., при этом согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» отменены обязательные отчисления в дорожные фонды [9].
В 2005-2007 гг. Национальным Банком продолжено соблюдение принципов денежно-кредитной политики, основу которых составляют:
- установление ее конечной цели и промежуточных целевых ориентиров;
- обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений о денежно-кредитной политике, результатов ее реализации;
- самостоятельное определение Национальным Банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей, а также своевременное разъяснение субъектам экономических отношений, общественности изменений параметров и структуры указанных инструментов.
Вместе с тем при реализации денежно-кредитной и фискальной политики в настоящее время существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:
- актуальным остается вопрос выявления уклонения от уплаты налогов. При этом следует выделить такие формы как сокрытие и неправильное определение налоговой базы для исчисления косвенных налогов, хозяйственная политика субъектов хозяйствования, направленная на снижение налогооблагаемой прибыли, а также выплата в ряде случаев заработной платы сотрудникам некоторых коммерческих предприятий заработной платы, не отраженной в данных бухгалтерского учета с целью снижения величины налоговых платежей, налоговой базой для определения которых является заработная плата;
- сложность и противоречивость значительной части норм налогового законодательства;
- наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования в размере 10%, не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;
- развитие новых форм ведения торговли и оказания услуг посредством сети Интернет. Подобная организация ведения бизнеса существенным образом затрудняет выявление хозяйственных операций и определение правильности исчисления налогов и неналоговых платежей;
- в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели фискальной и кредитно-денежной политики - обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.
Таким образом, фискальная и кредитно-денежная политика Республики Беларусь в настоящее время направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивого экономического развития государства в целом. При этом существует ряд проблем, связанных с реализацией фискальной и кредитно-денежной политики.
2.2 Достижение прогнозных
экономических показателей
На современном этапе рыночных преобразований в Республике Беларусь происходит изменение приоритетов фискальной политики. Основной целью деятельности государства по использованию бюджетных средств в дискреционной фискальной политике выступает финансирование народного хозяйства и осуществление социальной политики.
В Республике Беларусь в условиях
социально ориентированной
В этих условиях Республика Беларусь осуществляет курс на повышение эффективности производства на основе развития наукоемких отраслей, инвестиций капитала, создания свободы предпринимательства и конкуренции. Решение поставленных задач требует усиления финансирования государством развития науки и отраслей народного хозяйства.
Реализация научно-технического потенциала республики вызывает необходимость увеличения затрат на финансирование научных исследований.
Важнейшим условием подъема экономики, роста ВВП, занятости и благосостояния являются инвестиции капитала в производство. Правительство Республики Беларусь осуществляют целенаправленную политику увеличения инвестиций, стимулирования развития народного хозяйства. Государственные инвестиции направляются в приоритетные отрасли экономики, создание производственной инфраструктуры, ускорение научно-технического прогресса.
Важное значение в экономике
Республики Беларусь является достижение
прогнозных показателей социально-
Основными направлениями денежно-
Республиканский бюджет за 2007 г. исполнен с профицитом 295,2 млрд. руб. или 0,3% от ВВП, что позволило обеспечить стабильное финансирование всех заявленных расходов бюджетной сферы. В целом по итогам работы за 2007 г. удалось добиться выполнения основных показателей прогноза социально-экономического развития.
Основное влияние на развитие внешней торговли Республики Беларусь в 2005-2007 гг. оказывали динамика цен на нефть и нефтепродукты, экономическая конъюнктура в Российской Федерации и конкурентоспособность белорусской продукции на данном рынке [21].
В 2005-2007 гг. бюджетно-налоговая политика была направлена на повышение эффективности налоговой системы и оптимизацию налоговой нагрузки на экономику, совершенствование методологии планирования и исполнения бюджета, достижение его сбалансированности и реальности при снижении уровня дефицита по отношению к ВВП.
Государственные расходы за рассматриваемый период были сконцентрированы на приоритетных направлениях - повышении благосостояния населения, развитии социальной сферы, поддержке строительства жилья, а также финансировании мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
В 2007 г. для достижения конечной цели денежно-кредитной политики Национальным Банком применялась система промежуточных монетарных ориентиров. В качестве их использовались обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, показатель активной рублевой денежной массы.
Использование курса белорусского рубля к российскому рублю в качестве промежуточного монетарного ориентира обусловлено тем, что Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером Беларуси, доля которого во внешнеторговом обороте товаров и услуг составляет около 50 процентов.
Целесообразность
Установление ориентиров по изменению курса белорусского рубля к доллару США позволяет повысить информационную прозрачность курсовой политики для субъектов хозяйствования и населения, снизить инфляционные и девальвационные ожидания, а также стимулировать процесс дедолларизации экономики.
При установлении коридора возможных изменений номинального обменного курса Национальный банк исходит из необходимости достижения цели по снижению инфляции и предельно допустимого для экономики увеличения реального эффективного курса.
Использование показателя активной рублевой денежной массы, представленной высоколиквидными денежными средствами, в качестве промежуточного ориентира обусловлено его значительным влиянием на формирование совокупного спроса на товары и услуги в экономике.
Для достижения цели по снижению инфляции с учетом прогнозируемого роста спроса экономики на деньги, обеспечивающие проведение расчетов за товары и услуги, в 2007 г. было предусмотрено увеличение активной рублевой денежной массы в 20 - 25 процентов [21].
Достижение конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции в 2007 г. предполагало дальнейшую активизацию роли процентной ставки как инструмента денежно-кредитной политики. Это позволит постепенно перейти к управлению ценой денег в экономике и тем самым повысить роль ставки рефинансирования в качестве сигнала проводимой денежно-кредитной политики с точки зрения ужесточения либо смягчения условий заимствования на краткосрочном денежном рынке.
Общая динамика ставок по операциям Национального банка в 2007 г. определялась ставкой рефинансирования, а границы коридора формировались ставками постоянно доступных для банков инструментов - кредитов и депозитов в Национальном банке.
Основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы выступали аукционные операции на стандартные сроки, регулярно проводимые Национальным банком. Аукционные операции по предоставлению и изъятию ликвидности направлены на снижение колебаний межбанковских ставок в рамках коридора, повышение стабильности и ликвидности внутреннего рынка, формирование ориентиров доходности на различные сроки и на этой основе - на уменьшение рыночных рисков [17].
Важным элементом реализации денежно-кредитной политики останется информирование о совершаемых и планируемых операциях, обязательном резервировании, динамике и факторах ликвидности банковской системы, способствующее повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики, увеличению прозрачности деятельности Национального банка.