Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности страны;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности страны;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.
Введение
Глава 1. Понятие, сущность, специфика и критерии экономической безопасности страны
1.1. Понятие, сущность, критерии и специфика экономической безопасности страны
1.2. Концепция национальной безопасности на примере Россиской федерации
Глава 2. Угрозы экономической безопасности. Методы оценки и механизмы реализации экономической безопасности страны.
2.1. Классификация угроз экономической безопасности страны.
2.2.Методы оценки экономической безопасности страны.
2.3. Механизмы реализации экономической безопасности.
Заключение
Список использованной литературы:
5.
Имущественная дифференциация
Стремительный
раскол страны на узкий круг богатых
людей и огромную массу бедных,
не уверенных в своем будущем, создает
два поляризованных класса общества с
разным представлением о социальной справедливости.
Расстояние между ними увеличивается,
а социальная база реформ укрепляется.
Очевидно, что это приводит к тому, что
постоянно воспроизводится угроза социальных
конфликтов. Также предпосылки социальной
напряженности создает растущий уровень
безработицы. Пороговым уровнем принято
считать до 10% от числа трудоспособных.
По официальным данным, Россия приближается
к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы
(отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя
и т.д.) реальный ее уровень составляет
13-15%.
6.
Криминализация.
Как угрозу экономической
безопасности России необходимо выделить
криминализацию хозяйственной деятельности,
вызванную ростом безработицы, сращиванием
части чиновников государственных органов
с организованной преступностью, возможностью
доступа криминальных структур к управлению
определенной частью производства, ослаблением
системы государственного контроля.
Преступность
поразила практически все сферы
хозяйственной жизни: отношения собственности;
производство и распределение произведенного
продукта; финансовую и банковскую деятельность,
сферу государственного управления и
внешнеэкономическую деятельность. Уже
первый год так называемой «либерализации»
экономики стал годом свободы для криминального
сообщества.
К настоящему времени
рухнули последние
Проблема криминализации
экономики страны остается сегодня проблемой
номер один.
В основе процессов
криминализации хозяйственной жизни
в стране лежит теневая экономика,
то есть система экономических
Теневая экономика,
как и любое социальное явление,
имеет две стороны. С одной стороны, это
создание дополнительных рабочих мест,
производство продукции, оказание различного
рода услуг и, в конечном счете, повышение
благосостояния общества. С другой — уклонение
от уплаты налогов, отмывание капиталов,
перекачивание капиталов за границу, выведение
из оборота неучтенных доходов и валюты.
Кроме того, конкурируя с официальной
экономикой, теневая экономика, имея более
высокую прибыль, оказывается более эффективной
и тормозит развитие официальной экономики.
В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.
Результатом криминализации
экономической системы явилось подчинение
экономической политики государства специфическим
экономическим интересам криминальных
структур. Теневая экономика является
тем стержнем, на котором сформировалась
современная криминальная структура.
7.
Обострение дифференциации
Одной из острейших
проблем экономической безопасности является
обострение дифференциации экономического
и социального развития, входящих в его
состав территорий. Российские регионы,
и ранее далеко не одинаковые по своим
социально-экономическим характеристикам
в условиях спада производства стремительно
расслаиваются на богатые и бедные.
Без сомнения, это
порождает не только экономические,
но и политические последствия: нарастание
сепаратизма отдельных регионов
(Татарстан, Башкортостан, Якутия и
т.д.), популярность идеи выхода из состава
России (Северный Кавказ, «Уральская республика»)
и др. Экстраполяция этих тенденций
показывает, что они ведут к окончательному
развалу единого экономического пространства
России (учитывая уровень интегрированности
российской экономики и неконкурентоспособность
большинства ее производств на мировом
рынке, это неизбежно приведет к полной
экономической деградации и окончательно
придаст экономике «колониальную» структуру),
а затем - к распаду России на множество
отдельных государств.
Предотвращение
или смягчение последствий
2.2.Методы оценки
экономической безопасности страны.
Для определения
уровня экономической безопасности
используются различные методы. Укрупнено
их можно представить в виде 4 групп: [1]
1. Наблюдение основных
макроэкономических показателей и сравнение
их с пороговыми значениями (в частности,
данный метод использовался С.Глазьевым).
2. Метод экспертной
оценки для ранжирования
3. Оценка темпов
экономического роста страны по
основным макроэкономическим показателям
и динамика их изменений.
4. Методы прикладной
математики и, в частности,
многомерного статистического
Основной проблемой
при использовании метода наблюдения
основных макроэкономических показателей
является выделение тех показателей, сравнение
которых с пороговыми значениями позволит
дать комплексную оценку состояния экономики
страны, выявить объективные опасные тенденции
(например, С.Глазьев в своей методике
выделил 22 основных показателя. Среди
них: ВВП, доля обрабатывающей промышленности
в промышленном производстве, объемы инвестиций
в % к ВВП, расходы на научные исследования,
продолжительность жизни населения, уровень
безработицы, уровень инфляции, объем
внешнего и внутреннего долга и др.).
[1] Глазьев, С.Ю. Экономическая
теория технического развития/ С.Ю. Глазьев;
отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство,
2008. – 358 с.
Достаточно широко
используются методы экспертной оценки.
Так, на их основе проводится оценка интегрального
показателя надежности страны или оценка
стартового риска.
Следует отметить,
что пока нет общепризнанных методов
оценки экономической безопасности.
2.4. Механизмы
реализации экономической
Механизм обеспечения экономической безопасности страны – это система организационно-экономических и правовых мер воздействия на предотвращение экономических угроз. Он включает следующие элементы:
Охарактеризуем
каждый из этих элементов.
Мониторинг представляет
собой информационно-
Что касается оценки
пороговых и фактических
Возмещение ущербов,
связанных с превышением
ресурсов и
зоны критических ситуаций, резервных
мощностях в энергетических отраслях,
запасах потребительских
возможностях
международной поддержки и др.
Важным элементом
механизма обеспечения
Во-первых, выявление
случаев, когда фактические или прогнозируемые
параметры экономического развития отклоняются
от пороговых значений экономической
безопасности, и разработка комплексных
государственных мер по выходу страны
из зоны опасности.
Меры и механизмы,
обеспечивающие экономическую безопасность
Российской Федерации, разрабатываются
одновременно с государственными прогнозами
ее социально-экономического развития,
а реализуются в программе социально-экономического
развитие Российской Федерации.
Во-вторых, организация работы в целях реализации комплекс мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства, а правительство страны координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению [19Доценко Д.В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие / Д.В.Доценко // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 4.
или недопущению
угроз экономической
В-третьих, экспертиза
принимаемых решений по финансовым
и хозяйственным вопросам с позиции
экономической безопасности Российской
Федерации. Законодательные и иные
нормативные правовые акты при их подготовке
в обязательном порядке должны проходить
экспертизу на предмет экономической
безопасности РФ. Порядок проведения указаний
экспертизы определяет Президент Российской
Федерации. Реализация мер по устранению
угроз экономической безопасности Российской
Федерации требует организации системы
контроля за их исполнением.
Информация о работе Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования