Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности страны;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности страны;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.
Введение
Глава 1. Понятие, сущность, специфика и критерии экономической безопасности страны
1.1. Понятие, сущность, критерии и специфика экономической безопасности страны
1.2. Концепция национальной безопасности на примере Россиской федерации
Глава 2. Угрозы экономической безопасности. Методы оценки и механизмы реализации экономической безопасности страны.
2.1. Классификация угроз экономической безопасности страны.
2.2.Методы оценки экономической безопасности страны.
2.3. Механизмы реализации экономической безопасности.
Заключение
Список использованной литературы:
В Концепции
признано, что, хотя в целом влияние
России на решение кардинальных вопросов
международной жизни за годы реформирования
снизилось, страна имеет все предпосылки
для того, чтобы поддержать и упрочить
свои позиции великой державы, занимающей
особое место на евроазиатском континенте
и способной обеспечить процветание своего
народа, играть важную роль в мировых процессах.
Об этом свидетельствует мощный ресурсный,
культурный и интеллектуальный потенциал
России, ее уникальное геостратегическое
положение в Евразии, усиление основ демократической
государственности и многоукладной экономики.
Несмотря на все политические и социально-экономические
потрясения последних 10 лет, Россия сохраняется
как многоукладное государство, имеющее
многовековую историю и культуру, четко
очерченные интересы и традиции.
Концепция впервые
ввела в лексикон официальных
документов понятие национальных интересов,
предложила их достаточно полное определение,
дала комплексную систематизацию возможных
и реальных угроз, определила основные
контуры, институты и механизмы защиты
национальной безопасности страны.
В Концепции
четко сформулировано, что национальные
интересы России в области экономики
являются ключевыми. В связи с
этим комплексное решение проблем,
связанных с реализацией
В новой редакции
Концепции национальной безопасности,
принятой Указом Президента Российской
Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены
последние веяния времени, определение
национальных интересов развернуто по
их основным направлениям, более современно
и подробно прописаны угрозы и механизмы
защиты национальной безопасности. [1]
В частности
отмечается, что в сфере экономики угрозы
носят комплексный характер и обусловлены
существенным сокращением внутреннего
валового продукта, снижением инвестиционной,
инновационной активности и научно-технического
потенциала, стагнацией аграрного сектора,
разбалансированием банковской системы,
ростом внешнего и внутреннего государственного
долга, тенденцией к преобладанию в экспортных
поставках топливно-сырьевой и энергетической
составляющих, а в импортных поставках
- продовольствия и предметов потребления,
включая предметы первой необходимости
и медикаменты.
Ослабление научно-технического
и технологического потенциалов
страны, сокращение исследований на стратегически
важных направлениях научно-технического
развития, отток за рубеж специалистов,
ученых и интеллектуальной собственности
угрожают России утратой передовых позиций
в мире, деградацией наукоемких производств,
усилением внешней технологической зависимости
и подрывом обороноспособности.
[1] Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 N 24)
Негативные процессы
в экономике в значительной степени
лежат в основе сепаратистских устремлений
ряда субъектов Российской Федерации,
что ведет к усилению политической нестабильности,
нарушению единого экономического пространства
и ослаблению его важнейших составляющих
- производственно-
Экономическая
дезинтеграция, социальная дифференциация
общества, девальвация духовных ценностей
способствует усилению напряженности
во взаимоотношениях регионов и федерального
центра, представляя собой угрозу федеративному
устройству и социально-экономическому
укладу Российской Федерации.
Особую остроту
приобретает угроза криминализации
общественных отношений. Росту преступности
и коррупции способствуют серьезные
просчеты, допущенные на начальном
этапе проведения реформ в экономической,
военной, правоохранительной и иных областях
государственной деятельности.
Последствия этих
просчетов проявляются в
Угрозу национальной
безопасности создают и глубокое
расслоение общества на узкий круг богатых
и преобладающую массу малообеспеченных
граждан, увеличение удельного веса населения,
живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Основными задачами
в области обеспечения
-
своевременное прогнозирование
и выявление внешних и
- реализация оперативных и
- обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
-
подъем экономики и уровня
жизни населения, проведение
-
преодоление научно-
-
обеспечение на всей
-
совершенствование системы
-
неукоснительное соблюдение
-
равноправное и взаимовыгодное
сотрудничество со всеми
-
подъем и поддержание на
[1] Л.Абалкин, Экономическая
безопасность России: угрозы и их отражение.
«Вопросы экономики» №12, 2009 г. – 30 с.
Важнейшими задачами
во внешнеэкономической
-
создание благоприятных
-
расширение рынков сбыта
В условиях либерализации
внешней торговли и обострения конкуренции
на мировом рынке товаров и
услуг необходимо усилить защиту
интересов от отечественных
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать:
-
правовую поддержку реформ и
создание эффективного
-
усиление государственного
-
принятие необходимых мер по
преодолению последствий
Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
На первый план
выдвигаются задачи, связанные с
устранением деформаций в структуре
российской экономики, с обеспечением
опережающего роста производства наукоемкой
продукции и продукции высокой
степени переработки, с поддержкой
отраслей, составляющих основу расширенного
воспроизводства, обеспечением полной
занятости населения. [2]
Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития
[1]В.Сенчагов, О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. «Вопросы экономики» №1, 2010 г. – 18 с.
[2] Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2005. – 200 с.
прогрессивных
технологий, повышающих конкурентоспособность
российских предприятий на мировом
рынке.
Важное значение
имеет концентрация финансовых и
материальных ресурсов на приоритетных
направлениях науки и техники, оказание
поддержки ведущим научным школам, ускоренное
формирование научно-технического задела
и национальной технологической базы,
привлечение для этих целей частного капитала,
в том числе путем организации фондов
и использования грантов, реализация программ
первоочередного развития территорий,
обладающих высоким научно-техническим
потенциалом, защита государством интеллектуальной
собственности внутри страны и за рубежом,
расширение общедоступной сети научно-технической
и коммерческой информации, создание равных
условий для роста и повышения конкурентоспособности
предприятий независимости от формы собственности,
в том числе поощрение частного предпринимательства
во всех сферах, где это способствует росту
общественного благосостояния, прогрессу
науки и образования, духовному и нравственному
развитию членов общества, защите прав
потребителя.
Таким образом,
обеспечение экономической
Глава 2. Угрозы экономической безопасности. Методы оценки и механизмы реализации экономической безопасности страны.
2.1. Классификация
угроз экономической
Наиболее вероятными
угрозами экономической безопасности
Российской Федерации, на локализацию
которых должна быть направлена
деятельность федеральных органов
государственной власти, являются: [1] [2]
1.Ослабление
научно-технического и
Доля ассигнований
на науку в индустриально развитых
странах составляет не менее 2% от
ВВП (это, по мнению Совета безопасности
и является пороговым значением). В России
эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что
если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки
не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают
необратимые процессы в разрушении научно-технического
потенциала.
Информация о работе Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования