Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности страны;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности страны;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность, специфика и критерии экономической безопасности страны
1.1. Понятие, сущность, критерии и специфика экономической безопасности страны
1.2. Концепция национальной безопасности на примере Россиской федерации
Глава 2. Угрозы экономической безопасности. Методы оценки и механизмы реализации экономической безопасности страны.
2.1. Классификация угроз экономической безопасности страны.
2.2.Методы оценки экономической безопасности страны.
2.3. Механизмы реализации экономической безопасности.
Заключение
Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

В Концепции  признано, что, хотя в целом влияние  России на решение кардинальных вопросов международной жизни за годы реформирования снизилось, страна имеет все предпосылки  для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 10 лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции. 

Концепция впервые  ввела в лексикон официальных  документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных  и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы защиты национальной безопасности страны. 

В Концепции  четко сформулировано, что национальные интересы России в области экономики  являются ключевыми. В связи с  этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю - конкурентоспособными товарами. 

В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности. [1] 

В частности  отмечается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты. 

Ослабление научно-технического и технологического потенциалов  страны, сокращение исследований на стратегически  важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности. 

[1] Концепция  национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 N 24)

Негативные процессы в экономике в значительной степени  лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства и ослаблению его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. 

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей  способствует усилению напряженности  во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. 

Особую остроту  приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные  просчеты, допущенные на начальном  этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности.  

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля над ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. 

Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. 

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

      - своевременное прогнозирование  и выявление внешних и внутренних  угроз национальной безопасности;

       - реализация оперативных и долгосрочных  мер по предупреждению нейтрализации  внутренних и внешних угроз;

      - обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

      - подъем экономики и уровня  жизни населения, проведение независимого  и социально ориентированного  экономического курса;

      - преодоление научно-технической  и технологической зависимости страны от внешних источников;

      - обеспечение на всей территории  государства личной безопасности  человека и гражданина, соблюдение  его конституционных прав и  свобод;

      - совершенствование системы государственной  власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;

      - неукоснительное соблюдение законодательства  всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

      - равноправное и взаимовыгодное  сотрудничество со всеми государствами  мира;

      - подъем и поддержание на достаточно  высоком уровне оборонного потенциала государства. [1] 

[1] Л.Абалкин, Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. «Вопросы экономики» №12, 2009 г. – 30 с. 

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

      - создание благоприятных условий  для международной интеграции  российской экономики;

      - расширение рынков сбыта российской  продукции; 

В условиях либерализации  внешней торговли и обострения конкуренции  на мировом рынке товаров и  услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. 

Основными направлениями  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической  деятельности следует считать:

      - правовую поддержку реформ и  создание эффективного механизма  контроля над соблюдением законодательства страны;

      - усиление государственного регулирования  в экономике;

      - принятие необходимых мер по  преодолению последствий экономического  кризиса, сохранение и развитие  научно-технического, технологического  и производственного потенциалов,  переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения. [1] 

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с  устранением деформаций в структуре  российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой  степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения. [2] 

Существенное  значение имеют усиление государственной  поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития

[1]В.Сенчагов, О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. «Вопросы экономики» №1, 2010 г. – 18 с.

 [2] Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2005. – 200 с.

прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность  российских предприятий на мировом  рынке. 

Важное значение имеет концентрация финансовых и  материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя. 

Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в  целях укрепления государства, реального  обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Угрозы экономической  безопасности. Методы оценки и механизмы  реализации экономической  безопасности страны.

2.1. Классификация  угроз экономической безопасности  страны. 

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию  которых должна быть направлена  деятельность федеральных органов  государственной власти, являются: [1] [2] 

      1.Ослабление  научно-технического и технологического  потенциала страны. 

Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет  не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала. 

Информация о работе Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования