Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности страны;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности страны;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.
Введение
Глава 1. Понятие, сущность, специфика и критерии экономической безопасности страны
1.1. Понятие, сущность, критерии и специфика экономической безопасности страны
1.2. Концепция национальной безопасности на примере Россиской федерации
Глава 2. Угрозы экономической безопасности. Методы оценки и механизмы реализации экономической безопасности страны.
2.1. Классификация угроз экономической безопасности страны.
2.2.Методы оценки экономической безопасности страны.
2.3. Механизмы реализации экономической безопасности.
Заключение
Список использованной литературы:
Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. Практически полностью прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, озабочены поисками денег на оплату коммунальных услуг.
[1]Л.Абалкин, Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. «Вопросы экономики» №12, 2009 г. – 30 с.
[2]Ойкен, В. Основы национальной экономики/ В. Ойкен; пер. с нем. – М.: Экономика, 2006. – 235 с.
Однако, несмотря
на катастрофическое разрушение отечественного
научного потенциала, Правительство не
увеличивает ассигнований на НИОКР даже
до предусмотренных законом 4 процентов
от уровня расходной части бюджета, отказывается
ввести расходы на НИОКР в себестоимость
продукции, предоставить налоговые льготы
для стимулирования инновационной активности.
2.
Дезинтеграция экономики и
спад производства.
В результате макроэкономической политики, проводимой правительством РФ в разные годы, экономическое пространство страны распалось на две слабо связанные друг с другом сферы.
Сфера обращения
капитала (операции на рынке ценных бумаг,
валютном рынке, а также в торговле) характеризуется
высокими (а то и сверхвысокими) прибылями
и скоростью обращения денег.
Производственная
же сфера («реальный сектор экономики»,
охватывающий материальное производство,
бытовые услуги, медицинское обслуживание,
образование, транспортные перевозки
и другие сферы, связанные с производством
материальных и духовных благ) низкими
прибыльностью и скоростью обращения
денег, а также значительными рисками
(все это обусловлено хаотическим разрывом
хозяйственных связей, неопределенностью
отношений собственности, неустойчивостью
спроса, недобросовестной конкуренцией
и общей неблагоприятной коньюктурой
рынка).
В сбалансированной
экономической системе, находящейся
в состоянии равновесия, сфера обращения
капитала и производственная сфера выполняют
взаимодополняющие с воспроизводственной
точки зрения функции. Через сферу обращения
осуществляется постоянный обмен товаров
и переток капитала из менее эффективных
в более эффективные направления инвестиций,
что и обеспечивает непрерывность общественного
воспроизводственного процесса, основу
которого образует сфера производства.
Эти сферы связаны банками, сбытовыми
организациями, государственным бюджетом
в единое целое и функционируют в неразрывном
единстве.
В неравновесном
и разбалансированном состоянии
нынешней российской экономики сфера
обращения капитала и производственная
сфера оказались
Дезинтеграция
прогрессирует и в
Первая группа
отличается устойчивым платежеспособным
спросом и нормой прибыли, достаточной
для удержания собственных оборотных
средств и мобилизации внешних кредитов
для их пополнения. Это, как правило, предприятия
нефтегазовой, химической и металлургической
промышленности, поставляющие значительную
часть своей продукции на экспорт. Последнее
и позволяет им придерживать относительно
высокую норму прибыли, обеспечивать своевременный
возврат средств и привлекать относительно
дешевые кредитные ресурсы из-за рубежа
для финансирования оборотных средств.
При благоприятном стечении обстоятельств
они в состоянии задействовать кредитные
и накопленные собственные средства в
объемах, необходимых для финансирования
инвестиций.
Вторая группа
предприятий характеризуется
В третью группу
входят платежеспособные предприятия,
отличающиеся низкой или отрицательной
рентабельностью, неконкурентоспособностью
выпускаемой продукции или отсутствием
платежеспособных потребителей. Это наиболее
многочисленная группа, охватывающая
предприятия сельского хозяйства, легкой
промышленности, строительства и связанных
с ними отраслей машиностроения, а также
производства с длительными циклами изготовления
продукции (которым особенно трудно выживать
в условиях кризиса ликвидности).
3.
Потеря экономической
В настоящее
время степень экономической
зависимости страны от внешнего мира
является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия,
потребляемого населением крупных городов,
поступает из-за рубежа. Государство не
в состоянии пресечь незаконный массированный
вывоз капитала. Размеры выплат по внешним
долгам превышают возможности российской
экономики. Страна вынуждена подстраивать
свою экономическую политику под универсалистские
требования международных экономических
организаций, нередко не учитывающие в
должной мере российскую специфику, а
иногда и действующие прямо во вред российской
экономике.
Экономика оказалась
в структурном отношении еще
более искаженной - увеличился удельный
вес добывающих отраслей и сократилась
доля перерабатывающей промышленности,
особенно выпускающей конечную продукцию
с высокой степенью обработки.
С точки зрения специализации нашей страны
на мировом рынке, и с точки зрения структуры
капитальных вложений, определяющей будущую
структуру экономики, Россия приобрела
типичные черты сырьевой колонии.
Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта за последние годы составил более половины, всего сырьевых товаров — 3/4, а машин и оборудования — лишь 8—9%. В обмен на природную ренту Россия приобретает товары народного потребления, машины и оборудование, финансируя научно-технический прогресс и создание рабочих мест за рубежом.
Однако подобная
деформированность экономики (в
частности отсталость обрабатывающей
промышленности и свертывание разработки
новых месторождений), а также
нестабильность мировых цен предопределили
то, что эффективность российского экспорта
неуклонно падает, лишая российское правительство
основного источника пополнения бюджета
страны.
В Концепции
национальной безопасности от 10 января
2000 года к числу наиболее серьезных
угроз экономической безопасности
России относится низкий уровень инвестиций.
Действительно, привлечение иностранных
инвестиций в экономику России (в особенности
ее нефтегазовую отрасль) способно замедлить
отставание развития запасов полезных
ископаемых от их добычи, свертывание
в жизненно важных отраслях обрабатывающей
промышленности, а также, в дальнейшем,
возможно, смогут воздействовать на решение
таких острых проблем российской безопасности,
как низкая конкурентоспособность отечественной
продукции или задержки в выплатах зарплаты.
Однако, возможно,
что под влиянием притока иностранных
инвестиций ускоренное развитие нефтегазового
комплекса приведет к дальнейшему
увеличению доли топливо-сырьевого
сектора в экономике страны и
усилению ее топливно-сырьевой ориентации.
Другим важным ориентиром может считаться
положение о том, что нельзя допустить
установления контроля со стороны иностранных
компаний над стратегически важными отраслями
экономики.
Существует реальная
угроза утраты национального контроля
над цветной металлургией, приборостроением,
химической промышленностью, электроэнергетикой.
В условиях острого бюджетного кризиса
администрация субъектов федерации, стремясь
закрыть зияющие бюджетные дыры, готовы
передать иностранным компаниям последнее
– участки недр с месторождениями ценных
природных ресурсов.
Необходимо остановится
на еще одном способе утраты национальной
безопасности России. Дело в том, что
низкая экономическая активность не
только не позволяет поддерживать хотя
бы простое воспроизводство, обороноспособность
и достигнутые параметры благосостояния.
Она исключает обеспечение минимально
необходимого уровня хозяйственного освоения
территории страны и содержания наличной
инфраструктуры. Это выражается в массовом
оттоке населения из районов Севера
и Дальнего Востока в резком учащении
катастроф и аварий в базовых отраслях:
на транспорте, в энергетике, химической
промышленности. При сохранении сложившихся
тенденций «разреживаемое» экономическое
пространство России будет неизбежно
заполняться иностранным капиталом. Это
уже сейчас явственно ощущается в нарастающем
давлении на органы власти различных сил,
лоббирующих интересы зарубежных компаний.
Последние стремятся захватить наиболее
ценные и богатые ископаемыми участки
земли, усилить свой контроль над информационным
пространством и транспортными коммуникациями
России.
Особого рассмотрения
заслуживает потеря Россией продовольственной
независимости. Сельскохозяйственное
производство всегда более консервативно
по сравнению с промышленным. Зависимость
первого от почвенно-климатических условий,
технико-технологическая отсталость,
более низкая фондовооруженность производства
и труда, а также слабая энерговооруженность
замедляли темпы развития в аграрной сфере
хозяйственной деятельности.
Из всех бед,
навалившихся на экономику России, самой
обременительной является снижение объемов
производства сельскохозяйственной продукции
и ухудшение питания населения страны.
Еще в годы Советской власти сложилось
устойчивое отставание земледелия от
промышленности и от уровня его развития
в индустриально развитых странах. Проведение
реформ усугубило положение в аграрном
секторе экономики. Сельское хозяйство
при природных и общественных катаклизмах
страдает более, нежели другие отрасли
производства.
Подрыв сельского
хозяйства в своей основе вызвал
ухудшение питания населения России.
Ухудшение питания
вызвано не только снижением объемов
производства основных пищевых продуктов,
свертыванием работы пищевой промышленности,
но и падением покупательной способности
населения, увеличением численности людей,
живущих за чертой бедности, в особенности
на селе. В наши дни среднемесячная заработная
плата в деревне составляет 42% от средней
по стране.
4.
Обнищание населения.
По данным Госкомстата,
бедность в России увеличилась по
сравнению с 1990 годом в 15 раз. Заработная
плата половины занятых не превышает прожиточный
минимум и в 5-7 раз ниже пособия по безработице,
выплачиваемого в передовых странах Запада.
А заработная плата научного работника
в России в 20-30 раз ниже, чем в США. Мировое
сообщество в лице соответствующих организаций
ООН давно признало, что часовая заработная
плата ниже трех долларов является предельной.
Она выталкивает работника за пороговую
черту его жизнедеятельности, за которой
идет разрушение трудового потенциала
экономики. Наша средняя заработная плата
в три раза ниже этого порогового значения.
Проблема обнищания
населения признается, но совершенно
игнорируется при проведении социально-экономической
политики. Хотя и официально декларировалась
«неприемлемость чрезмерной социальной
цены реформ», недопустимость еще большего
снижения жизненного уровня населения.
Однако, правительство не раз отказывалось
от соблюдения социальных гарантий, произвольно
секвестрировало установленные законом
социальные расходы, допускало резкое
ухудшение качества образования и здравоохранения,
бросало на произвол судьбы нетрудоспособное
население, включая миллионы детей из
необеспеченных семей.
В этих социально-экономических условиях естественной реакцией населения стало снижение рождаемости. Свыше 40% семей с двумя и более детей живут в бедности, а вероятность для многодетной семьи оказаться в нищете составляет 50%.
Из всех статей
расходов федерального бюджета неуклонный
и быстрый рост наблюдается лишь
по одной - расходам на обслуживание
государственного долга.
Как видим, сохранение
сверхприбылей олигархических кланов,
контролирующих часть банков и сырьевых
монополий, доходов алкогольной
мафии представляется для правительства
делом более важным, чем обеспечение
национальной безопасности, минимальных
социальных гарантий, спасение от голода
и деградации детей, защита здоровье население
и образование молодежи.
Информация о работе Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования