Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности страны;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности страны;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.
Введение
Глава 1. Понятие, сущность, специфика и критерии экономической безопасности страны
1.1. Понятие, сущность, критерии и специфика экономической безопасности страны
1.2. Концепция национальной безопасности на примере Россиской федерации
Глава 2. Угрозы экономической безопасности. Методы оценки и механизмы реализации экономической безопасности страны.
2.1. Классификация угроз экономической безопасности страны.
2.2.Методы оценки экономической безопасности страны.
2.3. Механизмы реализации экономической безопасности.
Заключение
Список использованной литературы:
Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:
Возрастает значение
фактора конкуренции в
Вот почему возрастание
конкурентоспособности одних стран другими
рассматривается как предмет реальной
опасности, угрозы их национальным интересам.
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентноспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий
[1] В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность России. М., 2005. – 234 с.
предотвращения и разрешения социальных конфликтов. [1]
Система показателей-индикаторов,
получивших количественное выражение,
позволяет заблаговременно
В системе показателей-
Уровень и качество
жизни; Темпы инфляции; Норму безработицы;
Экономический рост ВВП; Дефицит бюджета;
Государственный долг, встроенность в
мировую экономику; Золотовалютные резервы;
Деятельность теневой экономики.
Важны пороговые
значения – предельные величины, несоблюдение
значений которых препятствует нормальному
ходу развития различных элементов воспроизводства,
приводит к формированию негативных, разрушительных
тенденций в области экономической безопасности.
Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Таким образом, экономическая безопасность – это не только защищённость национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
[1] Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности/ Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов. - М.: Наука, 2005. – С. 22 – 24.
В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». [1]
Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» был подписан 29 апреля 1996 г. В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности. [2]
Основными объектами национальной безопасности законом установлены: личность - ее права и свободы; общество - материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом
обеспечения экономической безопасности
является государство, осуществляющее
функции в этой области через органы законодательной,
исполнительной и судебной власти[3]
[1]Распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р [2]Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»
[3] Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2 / М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 21
Таким образом,
в структуре национальной безопасности
экономическая безопасность занимает
особое место. Это обусловлено тем,
что все виды безопасности так
или иначе не могут быть в достаточной
степени реализованы без
Обобщая выше сказанное,
можно сказать, что экономическая
безопасность - это способность экономики
обеспечивать эффективное удовлетворение
общественных потребностей на национальном
и международном уровнях.
Иными словами,
экономическая безопасность представляет
собой совокупность внутренних и внешних
условий, благоприятствующих эффективному
динамическому росту национальной экономики,
её способности удовлетворять потребности
общества, государства, индивида, обеспечивать
конкурентоспособность на внешних и внутренних
рынках, гарантирующую от различного рода
угроз и потерь.
Из этого можно
сделать два вывода:
Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции
Второй. Обеспечение
экономической безопасности страны не
является прерогативой какого-либо одного
государственного ведомства, службы. Она
должна поддерживаться всей системой
государственных органов, всеми звеньями
и структурами экономики.
[1]Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. - 2008.- № 6.
1.2. Концепция
национальной безопасности на
примере Россиской федерации.
Концепция национальной
безопасности нового демократического
суверенного великого государства
начала складываться сразу после
распада СССР. В 1992 г. был принят закон
Российской Федерации «О безопасности»,
определивший ее базовые понятия и элементы.
В нем были сформулированы понятия безопасности,
жизненно важных интересов, выявлена триада
основных объектов безопасности (личность,
общество, государство). В качестве основного
субъекта обеспечения безопасности названо
государство, действующее в этой области
через органы законодательной, исполнительной
и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности
определены как совокупность условий
и факторов, создающих опасность жизненно
важным интересам личности, общества,
государства. Разделены реальные и потенциальные
угрозы объектам безопасности, исходящие
от внутренних и внешних источников опасности. [1]
В законе определено,
что безопасность обеспечивается проведением
единой государственной политики в этой
области, системой мер экономического,
политического, организационного и иного
характера, адекватно отражающих угрозы
жизненно важным интересам личности, общества,
государства в целом.
В качестве основных
принципов обеспечения
-
законность;
[1] Аганбегян А.Г. Социально – экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. – 2- е изд., испр. и доп. – 2005. – 125 с.
- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;
-
интеграция с международными
системами безопасности.
Необходимо отметить,
что попытки сформировать новую
парадигму государственной
Попытки выстроить
реальную политику на основе концепции
баланса интересов, моделей партнерства
и международного сотрудничества, принципов
защиты прав человека и безопасности личности
при идеализации данных положений и отсутствии
необходимых ресурсов и механизмов для
защиты собственных национальных интересов
привели к серьезной сдаче геополитических
и геоэкономических позиций страны.
В то же время
возник целый шлейф принципиально
новых и опасных угроз, как
в политической, так и в экономической
сферах. Поэтому работа над формированием
новой парадигмы национальной безопасности
России не прекращалась.
С середины 1994 г.
под эгидой созданного и набравшего
необходимый государственный авторитет
Совета безопасности начинается разработка
концепции экономической безопасности,
которая была обнародована в начале 1995
г. как Государственная стратегия экономической
безопасности Российской Федерации (Основные
положения) и введена в действие Указом
Президента Российской Федерации от 29.04.96
г. № 608.
В период 1995-1997 гг.
был уточнен ряд принципиальных
положений объявленной ранее
парадигмы национальной безопасности.
Разработанная система включает
определение концепции национальной безопасности
как опорной конструкции, непосредственно
связанной с национальной идеей, национальными
ценностями и традициями, вековыми интересами
населения и государства. На базе этой
концепции и сформировалась стратегия
национальной безопасности, в которой
отражаются фундаментальные цели, приоритеты,
весь комплекс жизненно важных интересов
страны. Временные горизонты, охватываемые
стратегией, простираются на период до
50 лет.
Руководствуясь
концепцией и стратегией, государство
и его соответствующие органы получили
возможность разрабатывать долгосрочные
прогнозы и программы обеспечения национальной
безопасности по основным направлениям
их реализации через проведение политики
национальной безопасности. Новая Концепция
национальной безопасности утверждена
Указом Президента Российской Федерации
от 17 декабря 1997 г. № 1300. [1]
Концепция национальной
безопасности Российской Федерации
исходит из перспектив многополярного
мира, в котором наряду с военно-силовыми
факторами возрастает роль экономических,
политических, научно-технических, экологических
и информационных условий.
[1] Концепция национальной безопасности РФ, Указ Президента РФ №1300 от 17.12.1997 .
В Концепции
учитывается, что в настоящее
время обостряется
Информация о работе Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования