Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности страны;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности страны;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность, специфика и критерии экономической безопасности страны
1.1. Понятие, сущность, критерии и специфика экономической безопасности страны
1.2. Концепция национальной безопасности на примере Россиской федерации
Глава 2. Угрозы экономической безопасности. Методы оценки и механизмы реализации экономической безопасности страны.
2.1. Классификация угроз экономической безопасности страны.
2.2.Методы оценки экономической безопасности страны.
2.3. Механизмы реализации экономической безопасности.
Заключение
Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Ряд общих условий  и факторов выдвигает понятие  экономической безопасности в ряд  понятий, формирующих системный  взгляд на современную жизнь общества и государства:

    • Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.
    • Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.

Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере  финансово-банковских услуг. Умение создавать  условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии. [1]  

Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам. 

Сущность экономической  безопасности реализуется в системе  критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентноспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий

[1] В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность России. М., 2005. – 234 с.

предотвращения  и разрешения социальных конфликтов. [1]

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.

В системе показателей-индикаторов  необходимо выделять:

Уровень и качество жизни; Темпы инфляции; Норму безработицы; Экономический рост ВВП; Дефицит бюджета; Государственный долг, встроенность в мировую экономику; Золотовалютные резервы; Деятельность теневой экономики. 

Важны пороговые  значения – предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. 

Сущность экономической  безопасности можно определить как  такое состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Таким образом, экономическая безопасность – это не только защищённость национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

[1] Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности/ Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов. - М.: Наука, 2005. – С. 22 – 24.

В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». [1]

Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» был подписан 29 апреля 1996 г. В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности. [2]

Основными объектами  национальной безопасности законом  установлены: личность - ее права и  свободы; общество - материальные и  духовные ценности; государство - его  конституционный строй, суверенитет  и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения экономической безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти[3] 

[1]Распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р                               [2]Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»

[3] Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2 / М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 21

Таким образом, в структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так  или иначе не могут быть в достаточной  степени реализованы без экономического обеспечения[1].

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.  

Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь. 

Из этого можно  сделать два вывода: 

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции    

 Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. 

[1]Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. - 2008.- № 6.

1.2. Концепция  национальной безопасности на  примере Россиской федерации. 

Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства  начала складываться сразу после  распада СССР. В 1992 г. был принят закон  Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности. [1] 

В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом. 

В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом от 1992 г. определены:

      - законность; 

[1] Аганбегян А.Г. Социально – экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. – 2- е изд., испр. и доп. – 2005. – 125 с.

       - соблюдение баланса жизненно  важных интересов личности, общества, государства; взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;

      - интеграция с международными  системами безопасности. 

Необходимо отметить, что попытки сформировать новую  парадигму государственной безопасности в первые годы становления суверенной России базировались на романтических и в некоторой степени примитивных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире. Игнорировались факты ожесточенной международной экономической конкуренции, конфликтность и противоречивость современной мировой системы, где столкновение сил и интересов не затухает, но меняет свои конфигурации.  

Попытки выстроить  реальную политику на основе концепции  баланса интересов, моделей партнерства  и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека и безопасности личности при идеализации данных положений и отсутствии необходимых ресурсов и механизмов для защиты собственных национальных интересов привели к серьезной сдаче геополитических и геоэкономических позиций страны. 

В то же время  возник целый шлейф принципиально  новых и опасных угроз, как  в политической, так и в экономической  сферах. Поэтому работа над формированием  новой парадигмы национальной безопасности России не прекращалась. 

С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608. 

В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее  парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет. 

Руководствуясь  концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Новая Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300. [1]  

Концепция национальной безопасности Российской Федерации  исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий. 
 
 

[1] Концепция национальной безопасности РФ, Указ Президента РФ №1300 от 17.12.1997 .

В Концепции  учитывается, что в настоящее  время обостряется международная  конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике. 

Информация о работе Проблемы экономической безопасности страны и механизмы её регулирования