Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Данный реферат посвящен общим вопросам функционирования рынка ценных бумаг, приведено понятие рынка ценных бумаг, его функции, краткая характеристика объектов и субъектов рынка. Отмечена важность регулирования рынка ценных бумаг. Один из пунктов посвящен становлению рынка ценных бумаг в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…3

Глава 1 Рынок ценных бумаг и его сущность………………………………………...…4

1.1 История развития рынка ценных бумаг……………………………………….....4

1.2 Функции рынка ценных бумаг………………………………….……………...…6

Глава 2 Виды ценных бумаг…………………………………………………….……..…9

2.1 Классические ценные бумаги…………………………………………….……...11

2.2.1 Акции………………………………………………………………………11

2.2.2 Облигации……………………………………………………………….....13

2.3 Государственные ценные бумаги………………………………………………..15

2.4 Полуценные бумаги……………………………………………………………...16

2.5 Международные бумаги…………………………………………………………18

Глава 3 Участники рынка ценных бумаг……………………………………………….20

3.1 Субъекты рынка ценных бумаг………………………………………………….20

3.2 Брокерская деятельность………………………………………………………...23

3.3 Дилеры…………………………………………………………………………….25

Глава 4 Структура рынка ценных бумаг……………………………………………….27

4.1 Первичный рынок………………………………………………………………28

4.2 Вторичный рынок………………………………………………………………30

4.2.1 Биржевой рынок…………………………………………………………...32

4.2.2 Внебиржевой рынок………………………………………………………34

Глава 5 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ……………..36

5.1 Состояние рынка ценных бумаг в РФ…………………………………………..36

5.2 Ключевые проблемы рынка ценных бумаг в РФ……………………………....39

5.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ……………………………..43

Заключение……………………………………………………………………………….47

Список используемой литературы……………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Рынок ценных бумаг.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

    Рынок ценных бумаг выступает инструментом привлечения свободных денежных средств, являясь альтернативной формой финансирования предприятий и компаний. У предприятия существуют два основных источника привлечения денежных средств для развития производства. 1. Собственные средства, которые предполагают процесс самофинансирования. 2. Заемные (привлеченные) средства которые подразделяют на банковские кредиты и эмиссию ценных бумаг.

    

     Глава 2 Виды ценных бумаг 

      Ценные  бумаги – это товар особого  рода, который выступает как титул  собственности или долговое обязательство, дающий право на получение дохода и имеющий хождение на рынке. Ценные бумаги обладают рядом свойств, среди которых – обращаемость, т.е. способность покупаться и продаваться на рынке; получение дохода; ликвидность, т.е. способность быть проданными и превращенными в денежные средства без существенных потерь для держателя при небольших колебаниях рыночной стоимости и издержках на реализацию; рискованность. Таким образом, ценной бумагой считается та, которая обладает всеми четырьмя свойствами.

      Ценные  бумаги могут быть классифицированы по нескольким различным признакам.

  1. По праву предъявления ценные бумаги могут быть трех видов:
    • Именные ценные бумаги, на которых указывается имя владельца и права владельца на такую бумагу, должны быть подтверждены внесением имени владельца в текст самой бумаги (или сертификат, ее заменяющего) и в реестр, ведущийся эмитентом.
    • На предъявителя – это ценные бумаги, на которых не указано имя владельца. Чаще всего они выпускаются маленьким номиналом и предназначены для инвестиции широких кругов населения. Их главной отличительной особенностью является свободный переход из рук в руки, что дает возможность иметь ничем не ограниченный вторичный рынок.
    • Ордерные ценные бумаги, на которых указаны реквизиты владельца, но их можно передавать другому лицу по индоссаменту (передаточной надписи). Примером является вексель.
  2. По принадлежности к долгу они подразделяются на:
    • Долговые ценные бумаги, представляющие из себя долговое обязательство эмитента (например, облигации). По истечению срока, выкупаются.
    • Не долговые (долевые) ценные бумаги, которые предполагают долю в капитале компании. Такие бумаги не выкупаются, и эмитент не обязан вернуть полученные по ним деньги.
  1. По срокам делятся на:
    • Краткосрочные. По общепринятой на западных рынках классификации к ним относятся ценные бумаги со сроком погашения или реализацией заложенных в них прав до 1 года.
    • Среднесрочные – от 1 года до 5 лет.
    • Долгосрочные – свыше 5 лет.
    • Бессрочные, которые не имеют срока погашения (например, акции).
    • Со сроком по предъявлению (например, ваучер).
  1. По статусу эмитента Ценные бумаги выделяют:
    • Государственные, выпускающие министерством финансов и казначейством.
    • Муниципальные, выпускающиеся местными органами власти.
    • Корпоративные, выпускающиеся юридическими лицами.
    • Иностранные, т.е. ценные бумаги иностранного государства, обращающиеся на территории данной страны.
    • Международные, предлагаемые международными финансовыми организациями.
    • Банковские, выпускающиеся исключительно банками.
    • Небанковские, эмитентами могут быть как банки, так и не банковские организации.

     Кроме того, ценные бумаги могут  быть подразделены на фондовые и коммерческие. Фондовые – те, которые обращаются на фондовой бирже. Коммерческие – связаны с выпуском товара либо имеют товарную основу(вексель). Выделяются также первичные и вторичные ценные бумаги. Первичные – это ценные бумаги дающие право на доход или долю капитала. Вторичные дают право на приобретение первичных бумаг и делятся на опционные. 

     2.1 Классические ценные  бумаги 

      2.2.1. Акции

      Акция – это ценная бумага, эмитированная  акционерным обществом, отражающая долю инвестора (покупателя) в уставном капитале, дающая право владельцу  на получение определенного дохода из прибыли в виде дивидендов и  формальное участие в управлении компанией.

      Акция – это долевая ценная бумага, которая показывает долю владельца  в уставном капитале и не является долговой ценной бумагой, она не предполагает выкуп ее акционерным обществом. Акция – это бессрочная ценная бумага, срок ее обращения не ограничивается, и она может быть погашена только по решению собрания акционеров акционерного общества или при его ликвидации. Таким образом, основная суть в том, что она является частью капитала, выражает долю в капитале. Однако для инвестора имеет значение и набор прав, которые регламентирует акция:

  • Право голоса на общем собрании акционеров
  • Право участия в прибыли
  • Право на первоочередное приобретение новых выпусков акций этой компании
  • Право на определенную часть имущества при ликвидации компании, если такое остается после выплаты долгов компании. 

   Практика  привлечения финансовых ресурсов и  акционерные общества выработала большое  количество разновидностей акции, которые  удовлетворяют самым различным  запросам инвесторов. Однако следует  отметить, что покупка любой акции есть внесение средств в капитал предприятия и связана с риском убытков в результате неэффективной деятельности акционерного общества или даже потери средств в результате его банкротства (акцию нельзя вернуть компании, ее можно только продать, поэтому инвестор должен серьезно подходить к покупке акций).

   В зависимости  от эмитента выделяют корпоративные  акции, выпускаемые предприятиями, и банковские, выпускаемые банками, при том доля банковских акций  достаточно мала по сравнению с корпоративными. По принадлежности могут быть именные, на предъявителя и ванкулированные именные акции. Для  передачи прав по именной акции требуется согласие сторон, передача сертификата, заявление по уступке прав (цессия) и регистрация нового владельца, доля таких акций в торговом обороте незначительна. Ванкулированные акции в отличие от именных требуют согласия акционерного общества на покупку-продажу данной ценной бумаги. По степени надежности различают акции высокого, среднего и низкого качества. По степени голосования выделяют одноголосые (одна акция – один голос), многоголосые (два и более голосов) и безголосые (привилегированные). По основному признаку получения дохода акции делятся на два вида.

   1. Обыкновенные (простые)  акции. Эти акции дают право участия в управлении капиталом, они имеют право голоса, но не имеют фиксированного дохода. Размеры дивиденда зависят от прибыли компании. Решение о выплате дивидендов принимаются на общем собрании акционеров. Таким образом, владение обыкновенной акцией дает возможность оказывать влияние на принятие управленческих решений, что является основой демократизма в рыночной экономике, так как решение принимается большинством голосов по принципу: одна акция – один голос. Это важнейшее свойство акционерного капитала порождает стремление завладеть контрольным пакетом акции предприятия, что позволяет установить полный контроль над принятием управленческих решений.

   2.  Привилегированные  акции. Обладатель таких акций не имеет право голоса, но получает фиксированный, гарантированный размер дивиденда, не зависящий от доходности предприятия. Размер этого дохода оговаривается при эмиссии и может быть только увеличен. По объему выпускаемых привилегированных акций имеются определенные ограничения. Доля этих акций, как правило, не превышает 25% общего выпуска акции, так как в противном случае при неблагоприятном финансовом положении предприятия его состояние может еще ухудшится и оно окажется банкротом.

         Акция является одним из основных способов привлечения денежных средств предприятием. Однако как показывает практика зарубежных стран, доля акций в привлечении денежных средств имеют тенденцию к снижению. Предприятия предпочитают привлекать не собственные средства при помощи акции, а заемные – при помощи долговых инструментов. Это в большей степени связано с опасностью при выпуске дополнительного пакета акции потерять контрольный пакет акции и лишиться права управления предприятием. Эмитенты и инвесторы не видят в акции особых преимуществ: инвесторы оценивают акцию как недостаточно информативную, рискованную и спекулятивную форму вклад, не дающих достаточных гарантий; а эмитенты, в силу наличия высокоразвитой банковской системы, предпочитают привлекать капитал за счет кредитов. Поэтому в настоящее время акции используются в основном перераспределения собственности и как спекулятивный инструмент, о чем говорит преобладающее значение акции на вторичном рынке. 

   2.2.2 Облигации  

   Облигация – это долговая, срочная ценная бумага. Эмитент обязан ее погасить, причем в указанный срок, называемой датой погашения. Эта ценная бумага не предоставляет прав на управление предприятием. Благодаря своему долговому характеру облигации предоставляют собой более надежные вложения, чем акции. Будучи аналогом кредита, они являются «старшими» бумагами по отношению к акциям, т.е. дают преимущественное право при выплате дохода или возврате денежных средств в случае банкротства или ликвидации эмитента.

   В зависимости  от эмитента облигации могут быть корпоративными, государственными и  иностранными.

   Корпоративные выпускаются юридическими лицами. Они наиболее разнообразны, так как дают возможность учета потребностей инвестора при их реализации. Особенностью корпоративных облигаций является то, что их курс обычно не снижается в условиях ухудшения конъюнктуры, и в ряде случаев они становятся более привлекательными, чем акции и другие ценные бумаги.

   Государственные выпускаются органами государственной власти. Государственные облигации, эмитированные федеральными органами власти, считаются наиболее надежными ценными бумагами, так как теоретически обеспеченны всем государственным имуществом.

   Иностранные выпускаются иностранными эмитентами, могут быть как частными, так и государственными.

   В зависимости  от целей выпуска облигации могут  быть целевыми и нецелевыми.

   Целевые облигации выпускаются для привлечения денежных средств на четко определенные цели, которые становятся известными инвесторам. Как правило, бывают государственные облигации. Например в России выпускались хлебные займы, товарные займы.

   Нецелевые  облигации, при выпуске которых не ставится четкая цель использования привлеченных денежных средств.

   В зависимости  от обеспечения облигации бывают обеспеченные и необеспеченные.

   Обеспеченные облигации могут быть обеспечены активами предприятия, имущественным залогом, залогом в форме будущих поступлений от хозяйственной деятельности или определенными гарантийными обязательствами.

   Необеспеченные облигации не имеют под собой никакого обеспечения и основаны на доверии к эмитенту

   В зависимости  от срока обращения можно выделить следующие облигации:

   Краткосрочные(со сроком погашения до 3 лет). При этом стоит отметить, что корпоративные облигации выпускаются на срок от 1 года, а государственные могут выпускаться сроком менее года.

   Среднесрочные (от 3 до10 лет)

   Долгосрочные  (от10 до30лет)

   Сверхдолгосрочные (более 30 лет)

   Эмиссия облигаций во всех странах растет и обеспечивает основную часть привлекаемых с рынка ценных бумаг денежных средств. Широко развивается рынок  корпоративных облигаций и в  нашей стране. 

   2.3 Государственные  ценные бумаги

   Государственные ценные бумаги, как отмечалось, имеют давнюю историю. На них приходится значительная часть финансирования государственного бюджета. Известны три основных канала финансирования бюджета – налоги, на которые в развитых странах приходится до 80-90% всех доходов бюджета, эмиссия банкнот, которая в последние годы потеряла свое значение, так как связана с ростом инфляции.  И эмиссия ценных бумаг, на которую приходится оставшаяся доля доходов бюджета. В этой связи значение и объем государственных ценных бумаг постоянно возрастают. Государство может выпускать только долговые ценные бумаги.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ