Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ

Автор: g***************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Задача данной курсовой работы - обозначить значимость малого предпринимательства для экономики нашей республики, рассмотреть препятствия, мешающие успешному развитию малого бизнеса в Беларуси, и описать ряд правительственных мер, направленных на поддержку предпринимательства.
При написании курсовой работы были использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников, статистических сборников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие предпринимательства………………………………………………...5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.docx

— 95.84 Кб (Скачать)

      Таким образом, государственная поддержка  малого бизнеса должна являться одним  из наиболее важных и приоритетных направлений государственной политики.

      Приоритеты  развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь следующие:

  • активизация производственной, инновационной и инвестиционной

деятельности  субъектов малого предпринимательства;

  • наращивание экспорта товаров и услуг субъектов малого

предпринимательства, производство импортозамещающей продукции;

  • стимулирование участия субъектов малого предпринимательства в

реформировании  агропромышленного комплекса;

  • привлечение субъектов малого предпринимательства для реализации

программ  жилищного строительства;

  • участие субъектов малого предпринимательства в формировании

эффективной системы здравоохранения.

      Сегодня государство осуществляет поддержку  предпринимательских структур через 38 центров поддержки предпринимательства, 10 бизнес – инкубаторов и 4 технопарка [2,с.63].

      Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается  на основе любой формы собственности  и предоставляет на определенных условиях и на определенное время  специально оборудованные под офисы  и производство помещения субъектам  малого предпринимательства, начинающим свою деятельность. Их целью является оказание помощи в постепенном налаживании  и развитии своего дела и приобретение малыми предприятиями финансовой независимости.

      Центром поддержки предпринимательства  является юридическое лицо, создаваемое  на основе любых форм собственности  в целях обеспечения экономической  и организационной поддержки  субъектов малого предпринимательства.

      Вместе  с тем не получили должного развития научно-инновационные предприятия, экспортно-ориентированные и импортозамещающие  производства. В силу ряда причин предприниматели  не в полной мере используют возможности  финансовых институтов, затруднен доступ на фондовый рынок и рынок ссудного капитала. Сдерживающим фактором развития предпринимательства по-прежнему является высокий уровень налогообложения, трудности в вопросах регистрации  и перерегистрации, множество лицензируемых  видов деятельности, излишний контроль со стороны налоговых органов. Субъектам  этого сектора в целом оказывается  меньшая финансовая поддержка со стороны государства по сравнению  с субъектами госсектора.

      Для улучшения положения предпринимательского сектора в первую очередь необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию: обеспечить упрощение  и облегчение системы налогообложения, контроля, лицензирования и регистрации  деятельности.

      В аспекте улучшения взаимодействия органов государственного управления и предпринимательских структур предусматривается организовать систему  мониторинга поддержки и развития предпринимательства в Республике Беларусь. Для улучшения управления предпринимательскими структурами  планируется создание интегрированных  корпоративных структур: корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп  с последовательным внедрением блоков современного корпоративного менеджмента.

      Повышению роли малого предпринимательства в  развитии белорусской экономики  должна способствовать и принятая Советом  Министров Республики Беларусь 11 июня 2002 года Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2005 годы(с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года). В соответствии с данной Концепцией основными направлениями по усовершенствованию государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства являются:

  • совершенствование нормативно-правовой базы;
  • развитие системы финансово – кредитной поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;
  • улучшение материально-технического снабжения малых предприятий;
  • обеспечение информационной поддержки малого предпринимательства;
  • содействие международному сотрудничеству в области малого предпринимательства;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства.

      Прогнозируемые  мероприятия по улучшению рыночной среды и устранению факторов, тормозящих развитие предпринимательства, будут  способствовать повышению темпов роста  и эффективности предпринимательской  деятельности. А ее социальную и  политическую функцию сложно переоценить: именно эта среда воспроизвела и  стала социально-экономической базой  современных «средних слоев» - этого  гаранта социальной стабильности, политической устойчивости развитых государств мира. 

      Таким образом, необходимость существования  и развития малого бизнеса в качестве инфраструктурной составляющей белорусской  экономики не подвергается сомнению ни на одном из уровней государственной  власти. Более того, частное производственное предпринимательство даже относится  к приоритетам государственной  экономической политики. Следует  отметить, что Беларусь является единственной страной из разряда государств с  трансформационной экономикой, где  число индивидуальных предпринимателей сокращается. Тем не менее, Беларусь – страна с открытой экономикой и находится в окружении государств, использующих либеральные рыночные модели. На наш взгляд, республика не может не учитывать положительные  тенденции развития их экономик, в  том числе первоочередное развитие малого бизнеса.

      К сожалению, в Беларуси малому бизнесу  принадлежит скромное место, хотя история  его развития начиналась еще в 1988 году через развитие кооперативного движения. Официальное же признание  малый бизнес получил лишь после  приобретения республикой суверенитета. Парадоксален и тот факт, что с  увеличением степени внимания правительства  страны и общественности к частному сектору экономики резко снижаются темпы его развития. Если до 1994 года число зарегистрированных предприятий ежегодно увеличивалось, то начиная с 1995 года этот рост замедляется. Ныне на долю малого бизнеса приходится чуть больше 7% активно занятого населения страны[11]. Также весьма неравномерно развивается предпринимательства по регионам страны.

     Следует отметить, что действующее ныне законодательство далеко от совершенства. Оно содержит мало норм прямого действия, значительно  отяжелено массой подзаконных актов, ведомственных нормативных  материалов, которые довольно часто меняются и, более того, противоречат друг другу. Очевидно, что в этих условиях законопослушная  деятельность практически невозможна, что в свою очередь и создает  широкое поле для деятельности контрольных  органов.

     Предвзятое  отношение к частному сектору  зачастую выражается и через дискриминационную  политику, проводимую государственными крупными предприятиями и объединениями  в отношении отпуска сырья  и материалов, отдельных видов  готовой продукции, выделении фондов и размещении заказов.

Серьезных изменений требует и действующая  налоговая система, для которой  характерно множество видов налогов  и сборов. В итоге несоблюдение принцип а умеренности налогообложения  подрывает стимул к увеличению дохода, а значит, снижает заинтересованность предпринимательских структур в  расширении производства и толкает  предпринимателя на уход в область  теневой экономики.

     Как следует из вышесказанного, занятие  предпринимательской деятельностью  в республике сопряжено со многими  проблемами. Среди них – сложность  и высокая стоимость процедуры  регистрации юридических лиц, большой  перечень лицензируемых видов деятельности, сложность проведения процедуры  сертификации стандартизации продукции, товаров и услуг и др.  Огромной проблемой, особенно для начинающих свою деятельность, является приобретение  в аренду нежилых помещений для  производств и офисов, высокие  арендные ставки. Не стимулирует развитие предпринимательства необоснованно  высокая процентная ставка налога с  выручки при реализации товаров (работ, услуг) по упрощенной схеме налогообложения (10%).

     Таким образом, предпринимательство еще  не стало альтернативным сектором экономики, способным должным образом решать задачи экономического роста государства, повышения уровня занятости и  соответственно – благосостояния населения  нашей страны. Так, на 1000 белорусов  приходится в среднем лишь 6 малых  предприятий, тогда как в странах- членах ЕС- не менее 30. [2,с.72].  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В настоящее время можно утверждать, что современное цивилизованное предпринимательство является важнейшим  стратегическим фактором устойчивого  экономического развития, достижения уровня жизни населения, удовлетворяющего его потребностям. Но придание предпринимательству  надлежащей ему роли возможно только в условиях рыночной экономики, внутренним механизмом которого является конкуренция.

     Экономика Республики Беларусь не располагает  значительными природными факторами. Чтобы быть равным партнером в  мировом хозяйстве и на мировом  рынке, необходимо сформировать в стране предпринимательскую экономику. Однако превращение предпринимательства  в реальный стратегический ресурс требует  правильного понимания экономической  сущности и содержания предпринимательства.

     В рыночной экономике большинства  развитых стран мира малое предпринимательство  определяет темпы их экономического роста, структуру и качество ВВП. На долю малых и средних предприятий  приходиться здесь 60-70% ВВП. В Республике Беларусь данный сектор представлен  лишь малыми предпринимательскими структурами и доля его в ВВП за 13 лет достигла лишь 8,8%

     На  низкие темпы его развития оказывают  воздействие многие неблагоприятные  социально – экономические, политические, правовые и психологические факторы.

     В течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являлось посредническое предприятие, или так называемое «челночное» предпринимательство  – мелкая торговля в виде купли  – продажи и перепродажи товаров. Но и этот вид бизнеса в последнее  время начинает сокращаться из-за возрастающих цен и пошлин на товары. В результате чего теряются рабочие  места.

     Сегодня государство оказывает помощь предпринимательским структурам через 38 центров поддержки предпринимательства, 10 бизнес – инкубаторов и 4 технопарка. Разработана законодательная база, направленная на поддержку малого бизнеса, предусмотрена система налоговых льгот.

      Развитие рассматриваемой  среды  сопровождается разработкой  и реализацией ежегодных программ государственной поддержки малого предпринимательства на республиканском  и региональном уровнях.

       На  современном этапе очень важно  критически осмыслить пройденный путь и оценить реальные ближайшие  и более отдаленные перспективы, а также имеющиеся ресурсы. В  области развития малого предпринимательства  на ближайший период особенно актуальными  становятся следующие задачи:

  • обеспечение субъектов хозяйствования нормативно-правовой

информацией и достоверной статистической отчетностью  о развитии малого бизнеса;

  • льготирование налогообложения для малых предприятий,

работающих  в приоритетных направлениях;

  • расширение сектора финансовых программ для кредитования

малых  предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более  продолжительный срок кредитования, бесплатное консультирование;

  • активизация государственной поддержки субъектов малого

предпринимательства, увеличение объемов финансирования, выделяемых на эти цели.

     Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  рыночной системы хозяйства, без  которого экономика и общество в  целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели  представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и  в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению  и условиям жизни они близки к  большей части населения и  составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ