Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ

Автор: g***************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Задача данной курсовой работы - обозначить значимость малого предпринимательства для экономики нашей республики, рассмотреть препятствия, мешающие успешному развитию малого бизнеса в Беларуси, и описать ряд правительственных мер, направленных на поддержку предпринимательства.
При написании курсовой работы были использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников, статистических сборников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие предпринимательства………………………………………………...5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.docx

— 95.84 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Курсовая  работа: 30с., 2 рис., 4 табл., 16 источников, 4 прил. 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ТИПЫ, ФУНКЦИИ, МАЛЫЙ БИЗНЕС,

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 

     Объект  исследования - предпринимательство

     Предмет исследования - малый бизнес

     Цель  работы: изучение малого бизнеса в современной экономике, а также особенностей его функционирования в Республике Беларусь.

     Методы  исследования: экономико-математический, статистический, графический и др.

     Исследования  и разработки: рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся малого бизнеса, определены его функции, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных  и других источников теоретические, методологические и методический положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...4

  1. Понятие  предпринимательства………………………………………………...5
    1. Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
    2. Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
  2. Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
  3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16

Заключение………………………………………………………………………….23

Список  использованных источников……………………………………………...25

Приложение  А ……………………………………………………………………...27

Приложение  Б………………………………………………………………………28

Приложение  В ……………………………………………………………………...29

Приложение  Г………………………………………………………………………30  

ВВЕДЕНИЕ

        Тема данной курсовой работы – сущность малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь. В ней изложены точки зрения выдающихся ученых-экономистов  по определению понятия предпринимательство, также рассмотрены   актуальные проблемы развития предпринимательства  в нашей республике на современном  этапе, и особое внимание уделено  значению малого предпринимательства  для экономики.

       Данная  тема для курсовой работы была выбрана  не случайно, а в виду ее актуальности. Как показывает мировой опыт: малый  бизнес – важный элемент рыночной экономики, без которого не может  гармонично развиваться государство. В настоящее время необходимо помочь предпринимательству занять подобающее место в белорусской  экономике, поднять имидж малого бизнеса, показать людям привлекательность  этого вида деятельности, его значимость для страны и для каждого ее жителя.

       Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство  оказывает существенное влияние  на развитие народного хозяйства, решение  социальных проблем, увеличение численности  занятых работников. По численности  работающих, по объему производимых и  реализуемых товаров, выполняемых  работ и оказываемых услуг  субъекты малого предпринимательства  в отдельных странах занимают ведущую роль. Также по опыту высокоразвитых стран можно судить, что технический  прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений, быстрый  рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что  потребитель получает продукцию  и услуги высокого качества, возможность  для государства получать большие  средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад  малых предприятий в экономику  страны.

       Малые предприятия являются необходимым  элементом здоровой экономики и  выполняют в ней ряд жизненно важных функций. В условиях динамического  развития технологии крупные предприятия  не могут успешно функционировать  и адаптироваться к изменениям без  дополняющих их малых предприятий.

       Задача  данной курсовой работы - обозначить значимость малого предпринимательства для  экономики нашей республики, рассмотреть  препятствия, мешающие успешному развитию малого бизнеса в Беларуси, и описать  ряд правительственных мер, направленных на поддержку предпринимательства.

       При написании курсовой работы были использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников, статистических сборников.

 

      1.Понятие предпринимательства

     1.1.Подходы  к определению  термина предпринимательство;  его типы и функции  в современной  экономике 

     Понятие “предпринимательство” (англ. business) впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734) в 18 веке. По Кантильону предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск.

     Более глубокому анализу подверг предпринимательство  французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), усматривавший в нем  творческое соединение и координацию  двух факторов производства – труда  и капитала – в условиях риска. Сэй разграничивал функции предпринимателя  (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя  Сэй считал творческим, труд менеджера – монотонным и рутинным.

     Также особые точки зрения на предпринимательство  имели такие выдающиеся ученые –  экономисты, как Ф. Хайек и Й. Шумпеттер. Рассмотрим их более подробно.

     Так, по мнению Ф.Хайека, предприниматель, как  хозяйствующий субъект характеризуется  особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения  прибыли, еще не замеченные другими  хозяйствующими субъектами. Хайек особо  подчеркивает, что в современных  условиях предприниматели действуют  в рамках высокой рыночной конкуренции  и побеждает тот из них, кто  в этой конкуренции выживает. Достаточно интересна мысль Хайека о некоторых  условиях развития предпринимательства. По его мнению, “доля частных  лиц, готовых апробировать новые  возможности (если это, как им это  представляется, сулит улучшение  их положения и если им не мешает давление со стороны соплеменников), везде примерно одинакова.  Вызывающее столько нареканий отсутствие духа предпринимательства во многих “молодых”  странах является не прирожденным свойством  их жителей, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами. ” Эта мысль  имеет прямое отношение к деятельности белорусских предпринимателей. Следовательно, для развития предпринимательства  необходимо изменить менталитет общества, сформировать в стране соответствующую  предпринимательскую инфраструктуру.

     В трудах известного американского ученого  австрийского происхождения Й. Шумпеттера также изложены важнейшие проблемы теории и практики предпринимательства, изучение которых имеет немалое  значение для белорусского предпринимательства. Так, значительный интерес представляет учение о сущности предпринимателей, их личностных качествах, мотивах деятельности и т.д. “ Предпринимателями, - пишет Шумпеттер, - мы называем хозяйствующих субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент “. По его мнению, предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего–то нового, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное  и испытанное. При этом социальная среда оказывает противодействие попыткам каждого, кто намерен ввести новое, и в экономике в частности. Й. Шумпеттер разработал теорию предпринимательской прибыли. “Предпринимательская прибыль – это часть средств, остающаяся свободной после покрытия издержек, свободной прежде всего сточки зрения предпринимателя”, - писал в своей книге “Теория экономического развития” Й. Шумпеттер. Таким образом под затратами он  понимает все расходы предпринимателя, прямо или косвенно связанные с производством. В них входят и соответствующее вознаграждение за его труд, и рента с возможно принадлежащего ему земельного участка, и, наконец, премия за риск. Шумпеттер считал, что выручка от продажи нового продукта возрастает лишь вначале, а затем уменьшается под воздействием конкуренции, и этот фактор является важным аспектом предпринимательской прибыли. Особое значение для развития предпринимательства в любой стране имеет состояние хозяйственно-политической среды, которая предопределяет не только способы использования  “новых комбинаций”, но и основные типы мотивации предпринимательской деятельности.

     Как следует из выше изложенных теорий, выяснению  сущности предпринимательства  и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся ученые. И это  естественно так как с развитием  рыночной экономики роль предпринимательства  усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские  организации ( фирмы, компании и другие сложные предпринимательские организации). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители  различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и  др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с  поставленной целью исследования и  накопленными знаниями. На мой взгляд, можно предположить, что разномыслие  в толковании термина “предпринимательство”  свидетельствует не только о неоднозначности  экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы  хозяйствования.

     Под типологией предпринимательства понимается учение о различных типах, видах, сферах предпринимательской деятельности, определяемых по существенным признакам, позволяющим отнести данную конкретную экономическую деятельность к определенному  типу. При установлении типов предпринимательства определяющее значение имеют объекты предпринимательской деятельности, законность ее осуществления, конечные результаты, темпы роста, внедрение нововведений и др. В теории и практике сложилась классификация по следующим признакам: формам собственности, охвату территории, распространению на различных территориях, составу учредителей, численности персонала и объему оборота, темпам роста и уровню прибыльности, по уровню использования нововведений. 

     Что касается форм собственности, то в рыночной экономике предпринимательство  развивается на частной и государственной  формах собственности.

     В зависимости от распространения  деятельности на различных территориях  предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.

     В зависимости от состава учредителей (участников) собственного дела выделяют женское и молодежное предпринимательство. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся поддержкой их развития.

     С точки зрения темпов развития, уровня прибыльности и доходности предпринимательские  организации можно подразделить на: быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития компании; высокоприбыльные  и низкорентабельные организации, осуществляющие низкорисковые и  очень рисковые виды бизнеса.

     В зависимости от количества участников собственного дела предпринимательства  подразделяется на индивидуальное и  коллективное (партнерское).

     Если  в создании предпринимательской  организации наряду с национальными  участниками принимают участие  иностранные учредители (участники), такое предпринимательства является совместным. Однако выделяют и предприятия  с иностранными инвестициями. В зависимости  от механизма создания, числа учредителей, процессов функционирования и управления выделяют простые и  сложные предпринимательские  организации. Отдельно следует отметить функции предпринимательства:

    1. Общеэкономическая функция заключается в том, что предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государств.
    2. Ресурсная функция предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами стоит понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства.
    3. Предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая функция, связанная не только с использованием  в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но  и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Эта функция тесно связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем  экономической свободы  субъектов предпринимательской деятельности.
    4. В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.
    5. Важнейшая функция предпринимательства – организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в изменении стратегии предпринимательской деятельности фирмы и т.д. 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ