Автор: g***************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 02:34, курсовая работа
Задача данной курсовой работы - обозначить значимость малого предпринимательства для экономики нашей республики, рассмотреть препятствия, мешающие успешному развитию малого бизнеса в Беларуси, и описать ряд правительственных мер, направленных на поддержку предпринимательства.
При написании курсовой работы были использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников, статистических сборников.
Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие предпринимательства………………………………………………...5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………
1.2. Роль малого бизнеса в экономике страны.
Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному. Но результат везде был получен один и тот же: массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере.
Для
экономики в целом деятельность
малых фирм является важным фактором
повышения её гибкости. По уровню развития
малого предпринимательства
Во-первых, развитие предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.
Во-вторых,
развитие малого бизнеса ведёт к
насыщению рынка товарами и услугами,
к повышению экспортного
В-третьих, в кризисные периоды уровень занятости на малых и средних предприятиях обычно остается прежним, тогда как на крупных он сокращается. Это объясняется стремлением крупных предприятий уменьшить расходы на оплату труда с целью сохранения конкурентоспособности своей продукции.
На малых предприятиях имеются большие возможности по организации работы по индивидуальному графику, для неполного рабочего дня. Следовательно, создаются рабочие места для женщин, учащихся, пенсионеров. Оплата их труда будет способствовать сокращению доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Таким образом, предпринимательство в различных формах имеет большие потенциальные возможности в деле решения проблем занятости населения, что в свою очередь предопределяет увеличение производства ВВП, повышение уровня жизни.
В-четвертых, малые предприятия формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы, обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения.
В-пятых, малый бизнес создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
Ко
всему вышеперечисленному, на мой
взгляд, необходимо добавить еще и
способность малого бизнеса к
нововведениям. В своей работе «Важнейшие
проблемы и особенности развития
малого предпринимательства» Потапова
Е.Ф. говорит о том, что из-за ограничений
финансовых средств малый бизнес
заинтересован в ускоренной разработке
технических проектов, а также
она приводит неполный перечень отличительных
черт научно-технической
Успех
малого бизнеса в этой области
можно объяснить следующими причинами.
Углубление специализации в научных
разработках привело к тому, что
во многих случаях небольшие фирмы
идут по более простому или рискованному
пути, работают в неперспективных
отраслях. Мелкие фирмы также охотно
берутся за освоение оригинальных нововведений,
поскольку при выпуске
Все эти и другие экономические и социальные функции ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Беларуси. Ибо, именно малые предприятия, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым благоприятно повлиять на формирование отечественного рынка.
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К
субъектам малого и среднего предпринимательства
относятся внесенные в единый
государственный реестр юридических
лиц потребительские
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
23
сентября 2009 года на заседании
форума «Опоры России» премьер-
[15]
По данным статистики, число малых предприятий, зарегистрированных в России за 1 полугодие 2010 года составило 219,607 тыс. единиц (в 2009 году по сравнению с 2008 отмечается снижение на 19,5%).
Всего
среднесписочная численность
В
соответствии с рисунком 2.1, оборот
малых предприятий по отраслям за данный
период имеет следующие значения. Наибольшее
значение данного показателя отмечается
в оптовой и розничной торговле(62,1%),-
в обрабатывающих производствах(11,6%),в
строительстве(9,3%)
Рисунок 2.1-Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в 1 полугодии 2010 г. (в % к итогу)
Примечание -Источник: [14]
Проблемы малого бизнеса в России были отмечены еще на 1-м Всероссийском съезде представителей малых предприятий:
Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.
Между тем об эффективности инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса свидетельствуют данные единовременного обследования по результатам их работы в 2010 г. [Приложение Г]
Следующая проблема - законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях отсутствует.
Можно выделить несколько причин, которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий малого бизнеса качеством кредитования:
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ