Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ

Автор: g***************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Задача данной курсовой работы - обозначить значимость малого предпринимательства для экономики нашей республики, рассмотреть препятствия, мешающие успешному развитию малого бизнеса в Беларуси, и описать ряд правительственных мер, направленных на поддержку предпринимательства.
При написании курсовой работы были использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников, статистических сборников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие предпринимательства………………………………………………...5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.docx

— 95.84 Кб (Скачать)

      Малый бизнес в России  имеет ряд  проблем, для решения которых  государством осуществляется ряд мероприятий, программ. [6,с.467]

      Правовую  основу системы поддержки малого и среднего предпринимательства  составляют:

  • ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007г. № 209-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ «О распределении и предоставлении субсидий» от  27.02.2009г. №178
  • Приказ Минэкономразвития «О мерах по реализации в 2010 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 16.02.2010 №59

      В соответствии с Постановлением Правительства  РФ средства предоставляются на:

  • Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов);
  • Поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • Развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
  • Реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
  • Ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

      Согласно  Приказу Минэкономразвития средства предоставляются на:

  • Поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку, внедрение и реализацию инновационной продукции;
  • Содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства ;
  • Содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • Создание промышленных парков;
  • Создание технопарков;
  • Поддержку начинающих (гранты на создание собственного бизнеса);
  • Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
  • Содействие развитию микрофинансирования;
  • Создание гарантийных фондов (фондов поручительств);
  • Формирование закрытых паевых инвестиционных фондов акций и/или фондов смешанных инвестиций в малые компании;
  • Содействие развитию молодежного предпринимательства;
  • Поддержку деятельности бизнес - инкубаторов;
  • Реализацию массовых программ обучения и повышения квалификации.

      Для поддержки предпринимательства  в 2010 г. государство выделило из федерального бюджета 11 млрд. руб., что на 41% меньше чем в 2009 году. Но стоит отметить значительный рост выделяемых средств  по сравнению с 2005(показан на рисунке 2.2).Данные  средства идут на реализацию конкретных мероприятий  на региональном уровне.

      Рисунок 2.2 Распределение  средств федерального бюджета

для поддержки  предпринимательства, млрд. руб.

(конкурс  Минэкономики)

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [16]

     Таким образом, малый бизнес в России пока отстает от бизнеса промышленно  развитых стран, но в стране имеются  большие резервы для его дальнейшего  роста. Осуществляемая в настоящее  время в России система государственной  поддержки развития малого предпринимательства  недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать. В  развитии малого бизнеса России имеется  множество проблем. Решение этих проблем может быть найдено только на путях всесторонней государственной  и общественной поддержки. У малого бизнеса в России имеются широкие  перспективы дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности малых предприятий.

 

3. Проблемы и перспективы  развития малого  бизнеса в РБ

      Начать  данную главу нам бы хотелось с  рассмотрения вопроса о роли государства  в регулировании экономических  отношений. Может ли свободный рынок  эффективно функционировать или  вмешательство государства все-таки жизненно необходимо? Ответ на этот вопрос дает нам сама история, в ходе которой практикой были поставлены два глобальных эксперимента, которые  и опровергли основные классические теории.

      В первом случае  концепция А.Смита  о свободном рынке, на котором  свободно конкурируют между собой  независимые друг от друга компании, а роль государства сводиться  к функциям «ночного сторожа», доказала свою полную несостоятельность, когда  привела к экономическому кризису 30-х годов ХХ в. Тогда стало  очевидно, что свободный рынок  не является саморегулирующейся системой и не способен решать важнейшие общественные проблемы.

      Аналогично  несостоятельной оказалась и  марксистская экономическая теория, которая отвергала частную собственность  на средства производства как главную  причину социального неравенства  и обосновывала тотальное государственное  регулирование общественного производства. Развал советской экономики и  самого СССР показал, что экономика  без предпринимателя также не имеет внутренних источников развития.

      В последующие годы роль государства  в регулировании экономики различных  стран усиливалась или ослаблялась  в зависимости от внутри- и внешнеэкономических  факторов, в отдельных странах  оставаясь стабильно активной. Роль правительства в экономике стала  определяющей, так как само ее функционирование и жизнеобеспечение стали немыслимы  без активного вмешательства  государства.  

      Теперь  обратимся к нашей истории  и проследим влияние государства  на развитие частного предпринимательства  непосредственно в нашей стране.

       Массовое возникновение  малых предприятий началось в  республике в начале 90-х годов. Усиливающиеся  кризисные явления в экономике  вынуждали все более широкие  слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами  становления негосударственного сектора  экономики были кооперативы, малые  предприятия, “челноки” и рынки  на стадионах, коммерческие ларьки. Для  поддержания частного предпринимательства  образовались предпринимательские  союзы. Общественное мнение также стало  проявлять большую терпимость к  предпринимателям.

      Государство не осталось в стороне от этого  процесса. Основными нормативными документами,  стимулировавшими развитие малых предприятий, явились следующие: законы о собственности, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 годах и открывшие дорогу частному предпринимательству. Также  Закон “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью”(1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.91 о малых предприятиях. Экономическая либерализация способствовала довольно интенсивному росту числа малых предприятий.

      Однако  с 1994 года отношение к негосударственному сектору начало коренным образом  меняться. Постепенно ужесточались налоговые  условия, усиливались ограничительные  меры. Наиболее значимыми явились  проводимые перерегистрации, меры по безопасности, официальный отказ государства  от поддержки посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором.

      Но  уже в 1996-1997годах наблюдалась  значительная активность государственных  органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в следующем:

  1. Президентом подписаны указы 19.07.96 «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям». В соответствии с этими указами было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддерживать негосударственный сектор экономики.
  2. Верховным Советом Республики Беларусь принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996г.
  3. приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 4 июня 1992г.

      Предприняты шаги и по поддержке малого бизнеса  и на уровне местных органов власти.

      По  данным Министерства статистики, по итогам конца 2009 года в республике функционирует 77,402 тыс. малых предприятий, в том числе 73,532 тыс. негосударственной формы собственности. Отраслевая структура частного малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании - 42,0% (по сравнению с концом 2008 года (42,5%) отмечается снижение на 0,5%), промышленности - 19,9% (по итогам 2008-20,4%), в строительстве – 10,2% (по итогам 2008 года – 9,9%), в транспорте  - 8,8% (по итогам 2008 года – 8,9%), в сельском и лесном хозяйстве -3,4% (по итогам 2008 года – 3,6%). Анализ показателей свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых в строительстве. [Приложение Б]

      Всего среднесписочная численность работающих на малых предприятиях за 2009 год  составила 691 тыс. человек, в том числе на предприятиях негосударственной формы собственности 634 тыс. человек. [Приложение А]

       По данным Министерства по налогам  и сборам, сумма налоговых поступлений  от индивидуальных предпринимателей в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 106,4 млрд. бел. руб. (или на 0,8%) и  составила 750,8 млрд. бел. Руб.[11].

      Однако  анализ деятельности малых предприятий  в республике, видов товаров и  услуг, которые они производят, а  также условий, обеспечивающих жизнеспособность этих субъектов, позволяет констатировать неутешительный факт: предпринимательство  в Беларуси не стало активным элементом  экономической системы. Одной из причин такого положения называют отсутствие целостной системы развития предпринимательства, которая охватывала бы республиканский  и региональный уровни управления.

       Вот уже в  течение нескольких лет основной формой реализации малого бизнеса являются посреднические операции, или так  называемое “челночное” предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей. Перелома в сторону  производства еще не произошло. В  целом по республике только немногие из созданных малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объем производства, необходимый  для дальнейшего поддержания  своего бизнеса.

      Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса  причин, в том числе социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами.

      Основные  административные барьеры и проблемы функционирования малых предприятий.

  • Несовершенство и чрезвычайная усложненность законодательной базы предпринимательской деятельности. Неоднократно отмечалось, что белорусское законодательство в целом отличается запутанностью и алогичностью. В законодательной базе существуют серьезные недостатки и пробелы.
  • Недостатки действующей системы налогообложения предпринимателей, её ярко выраженный фискальный характер. Налоговая система РБ громоздка(по оценке специалистов Всемирного банка в рамках проекта «Doing Business», Беларусь входит в пятерку стран с наихудшей налоговой системой)[2,с.36]. 
  • Несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности. Лицензирование как  разновидность ограничения на занятия определенными видами деятельности уже само по себе является одним из основных административных барьеров предпринимательства. Действующие в Беларуси нормативные положения по вопросам лицензирования нестабильны, постоянно меняются в сторону расширения перечня лицензируемых видов деятельности.
  • Высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.
  • Сложность и высокая стоимость проведения сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.
  • Контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью. В настоящее время в РБ существует 26 государственных контролирующих или надзорных органов. Каждый из них действует по собственным нормативным и инструктивным документам.  

      Нехватка  высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской  деятельности также является одной  из проблем для функционирования малых предприятий. По мере становления  рыночной инфраструктуры стали требоваться  профессиональные менеджеры, знающие  особенности малого предпринимательства  в целом, а также специфические  условия его функционирования в  соответствующей стране или регионе.

      Немаловажную  роль в развитии малого бизнеса играет и отношение населения к предпринимательству, которое значительно изменилось за прошедшие несколько лет. Нет  уже такого резкого неприятия  предпринимателей и бизнесменов. Однако все еще существует проблема подхода  к оценке деятельности предпринимателей, непонимания того, что благодаря  их работе создаются рабочие места, товары и услуги, необходимые обществу, нет широкой общественной поддержки  предпринимательских структур.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ