Автор: g***************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 02:34, курсовая работа
Задача данной курсовой работы - обозначить значимость малого предпринимательства для экономики нашей республики, рассмотреть препятствия, мешающие успешному развитию малого бизнеса в Беларуси, и описать ряд правительственных мер, направленных на поддержку предпринимательства.
При написании курсовой работы были использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников, статистических сборников.
Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие предпринимательства………………………………………………...5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………
Малый бизнес в России имеет ряд проблем, для решения которых государством осуществляется ряд мероприятий, программ. [6,с.467]
Правовую основу системы поддержки малого и среднего предпринимательства составляют:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ средства предоставляются на:
Согласно
Приказу Минэкономразвития
Для поддержки предпринимательства в 2010 г. государство выделило из федерального бюджета 11 млрд. руб., что на 41% меньше чем в 2009 году. Но стоит отметить значительный рост выделяемых средств по сравнению с 2005(показан на рисунке 2.2).Данные средства идут на реализацию конкретных мероприятий на региональном уровне.
Рисунок 2.2 Распределение средств федерального бюджета
для поддержки предпринимательства, млрд. руб.
(конкурс Минэкономики)
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [16]
Таким
образом, малый бизнес в России пока
отстает от бизнеса промышленно
развитых стран, но в стране имеются
большие резервы для его
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ
Начать
данную главу нам бы хотелось с
рассмотрения вопроса о роли государства
в регулировании экономических
отношений. Может ли свободный рынок
эффективно функционировать или
вмешательство государства все-
В первом случае концепция А.Смита о свободном рынке, на котором свободно конкурируют между собой независимые друг от друга компании, а роль государства сводиться к функциям «ночного сторожа», доказала свою полную несостоятельность, когда привела к экономическому кризису 30-х годов ХХ в. Тогда стало очевидно, что свободный рынок не является саморегулирующейся системой и не способен решать важнейшие общественные проблемы.
Аналогично
несостоятельной оказалась и
марксистская экономическая теория,
которая отвергала частную
В
последующие годы роль государства
в регулировании экономики
Теперь
обратимся к нашей истории
и проследим влияние
Массовое возникновение малых предприятий началось в республике в начале 90-х годов. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, “челноки” и рынки на стадионах, коммерческие ларьки. Для поддержания частного предпринимательства образовались предпринимательские союзы. Общественное мнение также стало проявлять большую терпимость к предпринимателям.
Государство
не осталось в стороне от этого
процесса. Основными нормативными документами,
стимулировавшими развитие малых предприятий,
явились следующие: законы о собственности,
о предпринимательстве, принятые в
1990-1991 годах и открывшие дорогу
частному предпринимательству. Также
Закон “Об акционерных
Однако с 1994 года отношение к негосударственному сектору начало коренным образом меняться. Постепенно ужесточались налоговые условия, усиливались ограничительные меры. Наиболее значимыми явились проводимые перерегистрации, меры по безопасности, официальный отказ государства от поддержки посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором.
Но уже в 1996-1997годах наблюдалась значительная активность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в следующем:
Предприняты шаги и по поддержке малого бизнеса и на уровне местных органов власти.
По данным Министерства статистики, по итогам конца 2009 года в республике функционирует 77,402 тыс. малых предприятий, в том числе 73,532 тыс. негосударственной формы собственности. Отраслевая структура частного малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании - 42,0% (по сравнению с концом 2008 года (42,5%) отмечается снижение на 0,5%), промышленности - 19,9% (по итогам 2008-20,4%), в строительстве – 10,2% (по итогам 2008 года – 9,9%), в транспорте - 8,8% (по итогам 2008 года – 8,9%), в сельском и лесном хозяйстве -3,4% (по итогам 2008 года – 3,6%). Анализ показателей свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых в строительстве. [Приложение Б]
Всего
среднесписочная численность
По данным Министерства по налогам и сборам, сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 106,4 млрд. бел. руб. (или на 0,8%) и составила 750,8 млрд. бел. Руб.[11].
Однако анализ деятельности малых предприятий в республике, видов товаров и услуг, которые они производят, а также условий, обеспечивающих жизнеспособность этих субъектов, позволяет констатировать неутешительный факт: предпринимательство в Беларуси не стало активным элементом экономической системы. Одной из причин такого положения называют отсутствие целостной системы развития предпринимательства, которая охватывала бы республиканский и региональный уровни управления.
Вот уже в
течение нескольких лет основной
формой реализации малого бизнеса являются
посреднические операции, или так
называемое “челночное”
Такое
положение малого бизнеса в стране
объясняется наличием целого комплекса
причин, в том числе социально-
Основные административные барьеры и проблемы функционирования малых предприятий.
Нехватка высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности также является одной из проблем для функционирования малых предприятий. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого предпринимательства в целом, а также специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе.
Немаловажную
роль в развитии малого бизнеса играет
и отношение населения к
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ