Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 12:34, курсовая работа
Целью исследования явилось теоретическое и методологическое обоснование перспектив развития кооперации.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
уточнены в теоретическом аспекте сущность и содержание кооперации, проведена классификация ее форм и видов;
обоснованы значение и роль кооперации как реального сектора экономики страны;
выявлены основные тенденции развития сельскохозяйственной кооперации в России
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы развития кооперации в сельской местности…….......4
1.1. Место сельскохозяйственной кооперации в экономике России…………4
1.2. Правовая основа развития сельскохозяйственной кооперации………….6
1.3. Необходимость кооперирования…………………………………………..11
2. Современное состояние кооперации сельскохозяйственных производителей России…………………………………………………………………………...…14
3. Проблемы и перспективы развития кооперации в агропромышленном комплексе РФ…………………………………………………………………...…22
3.1. Потребительская кооперация, проблемы развития кооперации и кооперативных рынков………………………………………………………...….22
3.2. меры государственной поддержки по развитию кооперации…………………………..………………………………………...…..27
Заключение…………………………………………………………………..……32
Список литературы………………………………………………………….……
В настоящее
время многие кооперативы начинают
объединяться,создавая кооперативы
второго уровня .Несмотря на то, что
в общем объеме реализуемой
В июне 2008 года Росстат ,ссылаясь на положения федерального закона от 24.07.2007 №20ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отменил ежеквартальные наблюдения за хозяйственной деятельностью сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и теперь такая информация будет предоставляться один раз в год, что уменьшит оперативность в управлении этими процессами.
Эффективность
деятельности создаваемых малых
форм хозяйствования напрямую зависит
от возможности сбыта ими
По данным Росстата, в 1 полугодии 2008 года через рынки прошло 38% от объема розничных продаж картофеля, более 31% плодоовощной продукции, 30% мяса и птицы, 17% яиц.*
30 декабря 2006
года был принят Федеральный
закон №271 – ФЗ « О розничных
рынках и о внесении изменений
в Трудовой кодекс Российской
Федерации». В соответствии с
этим законом
Пока в стране
насчитывается не много сельскохозяйственных,
а тем более
Основными причинами сдерживания развития кооперативных рынков являются следующие:
- неготовность
сельскохозяйственных
- для организации
рынков требуются значительные
финансовые ресурсы,
- в уже
упоминавшемся законе
- ограничения
объемов кредитов и займов
на строительство и
Основные причины недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации заключается в следующем:
- общие неблагоприятные
условия ведения аграрного
производства (слабая защита внутреннего
рынка от субсидируемого
- недооценка
в процессе экономических
реформ и политики приватизации
90-х гг. кооперативных форм
- ускоренное
развитие за счет иностранных
инвестиций (в результате резкой
либерализации внешней
- слабый
уровень государственной
- несовершенство
законодательной и нормативно-
укрепления
позиции потребительских
подготовки ревизоров- консультантов и ежегодного повышения их
квалификации -
разрешить допуск к квалификационному
экзамену на получение аттестата
ревизора-консультанта лиц, имеющих
непрофильное высшее образование
и прошедших профессиональную переподготовку
в области экономики или
- отсутствие
в России системы
- недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;
- конкуренция
и противодействие созданию
кооперативных структур со стороны
акционерных предприятий
3.2 меры государственной
поддержки развития кооперации
кооперация — это процесс самоорганизации, самоуправления, полной ответственности за свою деятельность. Для самоорганизации необходим дееспособный коллектив, обладающий достаточно высоким уровнем знаний, опыта, мотиваций, уверенный в. поддержке со стороны государственной системы. На нынешнем этапе сельские жители психологически не фтовы к такой деятельности, не обладают названными качествами, не!надеются на помощь. Ускорение формирования требуемого психологического настроя и создание благоприятных условий для развития кооперации зависят прежде всего от государства.
Среди мер государственной поддержки развития кооперации можно назвать несколько первоочередных.
2. Улучшение
общеэкономической ситуации
3. Содействие психологической
подготовке сельских жителей к кооперации.
Хорошо известно, что сельские жители
более осторожны и менее авантюрны по
сравнению с горожанами. Этот фактор трудно
поддается оценке, но влияет, йа то, что
сельские жители неактивно участвуют
в кооперации, да и в различных преобразованиях.
Чтобы стимулировать кооперативное движение,
необходимы достаточно неординарные меры,
в том числе пропагандистско-
4. Активное развитие рыночной инфраструктуры для мелких сельхозпроизводителей, в том числе кооперативов. Парадокс рыночного реформирования в России состоит в том, что рыночная инфраструктура трансформируется медленно. Доступ на продовольственный рынок для малых форм предпринимательства сопряжен с большими трудностями. В сфере реализации продукции господствуют монополисты и перекупщики, которые одинаково обирают мелких производителей. С ними сложно конкурировать и малым кооперативам.
5.Создание системы подготовки кадров для кооперативов. Ныне второй после финансирования проблемой организации кооперативов является обеспечение их менеджерами. Высшая школа их фактически не готовит, а имеющиеся в сельскохозяйственных предприятиях специалисты для этой работы не обучены. Выход видится такой: во-первых специализировать не менее пяти вузов страны и необходимое количество средних специальных учебных заведений для подготовки кадров по кооперации; программы обучения должны включать обязательную практику (стажировку) непосредственно в кооперативах, в том числе зарубежных; во-вторых, для обеспечения менеджерами уже действующих кооперативов и тех, которые будут создаваться в ближайшие год-два, важно незамедлительно подготовить и реализовать краткосрочную президентскую или правительственную программу их переподготовки для кооперативов по образцу, существовавшему ранее по обучению менеджеров для других отраслей экономики. Целесообразно также создать институт переподготовки менеджеров и специалистов другого профиля для работы в кооперативах. Обеспечение образовательной системы для кооперативов должно осуществляться за счет средств бюджета.
6. Стремление к комплексности формирования кооперативной сети организаций. Этот принцип предполагает наличие любых форм кооперации (производственных, обслуживающих, кредитных и пр.), их тесное взаимодействие, обусловленные экономическими интересами компактность и размеры, участие в создании и деятельности кооперативов любых местных хозяйствующих субъектов. Существенное ускорение развития кооперации могла бы обеспечить передача функций по закупкам продукции у населения действующим сельскохозяйственным производственным потребительским кооперативам или их соответствующим подразделениям. Это позволило бы сэкономить значительные средства, так как в производственных кооперативах имеются достаточные производственные мощности. Давно назревшим является вопрос о включении в состав сельских кооперативов потребительских кооперативов системы Центросоюза с их инфраструктурой.
7. Совершенствование
управления кооперативным процессам.
В настоящее время в этой сфере не существует
единой системы.
Во-первых, сложилось несколько кооперативных
движений (систем): сельскохозяйственная
кооперация, которая подразделяется на
два направления — производственную и
потребительскую (обслуживающую), развивающиеся
достаточно автономно; потребительская
для населения (Центросоюз) и кредитная.
Имеются также производственные кооперативы
несельскохозяйственного профиля. Хотя
эти направления (системы) не ведут конкурентной
борьбы непосредственно на земле, такое
многообразие затрудняет кооперативное
движение. При этом происходит достаточно
серьезная терминологическая путаница,
рассредоточиваются средства, возникают
затруднения при международном сотрудничестве.
Например, интересы России в Международном
кооперативном альянсе, который координирует
прежде всего сельскохозяйственные кооперативы,
представляет Центросоюз, далекий от проблем
сельскохозяйственной кооперации. Из-за
такого деления существуют также три направления
законодательства, что неизбежно приводит
к разночтениям и путанице.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития кооперации в агропромышленном комплексе РФ