Проблемы и перспективы развития кооперации в агропромышленном комплексе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось теоретическое и методологическое обоснование перспектив развития кооперации.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

уточнены в теоретическом аспекте сущность и содержание кооперации, проведена классификация ее форм и видов;

обоснованы значение и роль кооперации как реального сектора экономики страны;

выявлены основные тенденции развития сельскохозяйственной кооперации в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1.Теоретические основы развития кооперации в сельской местности…….......4

1.1. Место сельскохозяйственной кооперации в экономике России…………4

1.2. Правовая основа развития сельскохозяйственной кооперации………….6

1.3. Необходимость кооперирования…………………………………………..11

2. Современное состояние кооперации сельскохозяйственных производителей России…………………………………………………………………………...…14

3. Проблемы и перспективы развития кооперации в агропромышленном комплексе РФ…………………………………………………………………...…22

3.1. Потребительская кооперация, проблемы развития кооперации и кооперативных рынков………………………………………………………...….22

3.2. меры государственной поддержки по развитию кооперации…………………………..………………………………………...…..27

Заключение…………………………………………………………………..……32

Список литературы………………………………………………………….……

Работа содержит 1 файл

развитие кооперации.docx

— 59.06 Кб (Скачать)

В настоящее  время многие кооперативы начинают объединяться,создавая кооперативы  второго уровня .Несмотря на то, что  в общем объеме реализуемой сельскохозяйственной продукции доля потребительских  кооперативов  все еще невелика, ее значение по мере развития сбытовой сети будет постепенно возрастать.

В июне 2008 года Росстат ,ссылаясь на положения федерального закона от 24.07.2007 №20ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», отменил ежеквартальные наблюдения за хозяйственной деятельностью сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и теперь такая информация будет предоставляться один раз в год, что уменьшит оперативность в управлении этими процессами.

Эффективность деятельности создаваемых малых  форм хозяйствования напрямую зависит  от возможности сбыта ими производимой сельскохозяйственной продукции, в  том числе через розничные  рынки. Удельный вес рынков в секторе  розничной торговли снижается начиная  с 1999 года,когда был отмечен максимальный уровень – 27% от объема розничного товарооборота*. В то же время нынешний уровень существенно превышает показатель советского периода, когда доля продаж на рынках составила чуть более 2% от розничного товарооборота.*

По данным Росстата, в 1 полугодии 2008 года через рынки  прошло 38% от объема розничных продаж картофеля, более 31% плодоовощной продукции, 30% мяса и птицы, 17% яиц.*

30 декабря 2006 года был принят Федеральный  закон №271 – ФЗ « О розничных  рынках и о внесении изменений  в Трудовой кодекс Российской  Федерации». В соответствии с  этим законом сельскохозяйственные  потребительские кооперативы получили  возможность выступать в качестве  управляющей рынком компании  и при этом вести на рынке  торгово-закупочную деятельность.

Пока в стране насчитывается не много сельскохозяйственных, а тем более сельскохозяйственных кооперативных рынков, но намечается явная тенденция к их увеличению.

Основными причинами  сдерживания развития кооперативных  рынков являются следующие:

- неготовность  сельскохозяйственных товаропроизводителей  торговать на рынках в ежедневном  круглосуточном режиме. Более выгодны  ярмарки выходного дня, которые  пользуются большим спросом среди  населения.

- для организации  рынков требуются значительные  финансовые ресурсы, сравнительно  небольшие объемы кредитования  выделяются на строительство  и реконструкцию сельскохозяйственных  кооперативных рынков.

-  в уже  упоминавшемся законе установлен  целый ряд условий для получения  статуса сельскохозяйственного  кооперативного рынка.

- ограничения  объемов кредитов и займов  на строительство и реконструкцию  сельскохозяйственных потребительских  кооперативных рынков, а так же  на возмещение части затрат  на уплату процентов, которые  подлежат субсидированию – не  более 40 млн.руб.

  Основные  причины недостаточного уровня  развития сельскохозяйственной  потребительской  кооперации  заключается  в следующем:

  - общие неблагоприятные  условия  ведения аграрного  производства (слабая защита внутреннего  рынка  от субсидируемого импорта  продовольствия  и сельскохозяйственного  сырья, низкий уровень государственной  поддержки сельского хозяйства,  большой дисбаланс цен на сельскохозяйственную  продукцию и средства производства  для сельского хозяйства, неразвитость  материально-технической базы рыночной  инфраструктуры АПК и др.);

  - недооценка  в процессе экономических   реформ и политики приватизации 90-х гг. кооперативных форм хозяйственной   деятельности и, напротив, неоправданное   предпочтительное отношение к  развитию акционерного капитала, что обусловило переход предприятий  III сферы АПК (перерабатывающих, снабженческих,  торговых, обслуживающих) в руки  частных акционерных компаний  и слабое участие в их приватизации  сельскохозяйственных товаропроизводителей, что практически исключило создание  на их базе потребительских  кооперативов;

  - ускоренное  развитие за счет  иностранных  инвестиций (в результате  резкой  либерализации внешней торговали)  акционерных компаний, специализирующихся  на перевозках, хранении, переработке  и продаже импортной сельхозпродукции, ныне подминающих под себя  российских сельхозпроизводителей.  Они относятся к ним как  к сырьевому придатку и противодействуют формированию государственной политики поддержки потребительской кооперации.

  - слабый  уровень государственной  поддержки  малых форм хозяйствования  в  АПК и сельскохозяйственных  потребительских  кооперативов. Крестьянские (фермерские) хозяйства (за исключением периода  1990-1994 гг.) поддерживались из федерального  бюджета по остаточному принципу. Федеральная целевая программа  развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы (утв. Постановлением Правительства  РФ от 18.12.1996 г. N 1499) была выполнена  всего на 12,1%; процент исполнения  бюджетных обязательств перед  фермерами в этот период ниже, чем в целом по отрасли. Личные  подсобные хозяйства и сельскохозяйственные  потребительские кооперативы не  поддерживались из федерального  бюджета до 2005 г. За все годы рыночных преобразований не было принято ни одной специальной федеральной целевой программы по поддержке сельскохозяйственной кооперации5.

- несовершенство  законодательной и нормативно-правовой  базы развития малых форм хозяйствования  и кооперативного движения. Требуются  внесения изменения в ФЗ  «О  сельскохозяйственной кооперации»,  касающиеся:

укрепления  позиции потребительских кооперативов  как некоммерческих  организаций;

подготовки ревизоров- консультантов и ежегодного повышения  их

квалификации - разрешить допуск к квалификационному  экзамену на получение аттестата  ревизора-консультанта лиц, имеющих  непрофильное  высшее образование  и прошедших профессиональную переподготовку в  области экономики или юриспруденции (ст.32, п.3).

  - отсутствие  в России системы  кооперативного  образования, разветвленной  сети  информационно-консультационных  служб,  дефицит квалифицированных  кадров, способных содействовать развитию  сельскохозяйственных потребительских  кооперативов и работать в  них;

- недостаточный  уровень знаний  сельского населения  о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;

  - конкуренция  и противодействие  созданию  кооперативных структур  со стороны  акционерных предприятий  агробизнеса,  частных предпринимателей  и посредников. 

3.2 меры государственной  поддержки развития кооперации 

кооперация —  это процесс самоорганизации, самоуправления, полной ответственности за свою деятельность. Для самоорганизации необходим  дееспособный коллектив, обладающий достаточно высоким уровнем знаний, опыта, мотиваций, уверенный в. поддержке со стороны  государственной системы. На нынешнем этапе сельские жители психологически не фтовы к такой деятельности, не обладают названными качествами, не!надеются на помощь. Ускорение формирования требуемого психологического настроя и создание благоприятных условий для развития кооперации зависят прежде всего от государства.

Среди мер государственной  поддержки развития кооперации можно назвать несколько первоочередных.

  1. Повышение роли кооперативного развития в качестве направления государственной политики. Пока сельскохозяйственная кооперация как путь решения важной социальной задачи — содействия более полной занятости и повышению доходов сельского населения — не заняла достойного места в экономике страны. Исходя из роли кооперации в мировом экономическом процессе, положительного опыта ее развития на предыдущих этапах истории российского государства, из сути, возможностей и предназначения, кооперация должна быть заявлена в качестве приоритетного направления государственной политики в области сельского хозяйства. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включил в себя лишь частичку кооперативной системы.

2. Улучшение  общеэкономической ситуации для  агропродуцешпов, включая и кооперативы. Ныне она для кооперативных организаций неблагоприятна. Сохранение значительного диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, чрезмерной монополизации сфер, обеспечивающих продвижение сельхозпродукции на рынки, отсутствие заметных признаков формирования рыночной инфраструктуры, гарантирующей равноправный доступ мелких товаропроизводителей на рынок, сложность привлечения инвестиций, значительные поборы различных организаций, в том числе и государственных, за получение лицензий и прочие операции предопределяют низкую эффективность и привлекательность сельскохозяйственной деятельности, в особенности для малых форм хозяйствования, к которым относятся и кооперативы. Для предприимчивых людей имеется много других занятий, приносящих большие доходы при меньших риске и усилиях.

3. Содействие психологической подготовке сельских жителей к кооперации. Хорошо известно, что сельские жители более осторожны и менее авантюрны по сравнению с горожанами. Этот фактор трудно поддается оценке, но влияет, йа то, что сельские жители неактивно участвуют в кооперации, да и в различных преобразованиях. Чтобы стимулировать кооперативное движение, необходимы достаточно неординарные меры, в том числе пропагандистско-разъяснительная, информационная работа. Важно наладить издание специальной литературы и доведение ее до сельских жителей, в частности, выпуск газеты и журнала по кооперации.

4. Активное развитие рыночной инфраструктуры для мелких сельхозпроизводителей, в том числе кооперативов. Парадокс рыночного реформирования в России состоит в том, что рыночная инфраструктура трансформируется медленно. Доступ на продовольственный рынок для малых форм предпринимательства сопряжен с большими трудностями. В сфере реализации продукции господствуют монополисты и перекупщики, которые одинаково обирают мелких производителей. С ними сложно конкурировать и малым кооперативам.

5.Создание системы подготовки кадров для кооперативов. Ныне второй после финансирования проблемой организации кооперативов является обеспечение их менеджерами. Высшая школа их фактически не готовит, а имеющиеся в сельскохозяйственных предприятиях специалисты для этой работы не обучены. Выход видится такой: во-первых специализировать не менее пяти вузов страны и необходимое количество средних специальных учебных заведений для подготовки кадров по кооперации; программы обучения должны включать обязательную практику (стажировку) непосредственно в кооперативах, в том числе зарубежных; во-вторых, для обеспечения менеджерами уже действующих кооперативов и тех, которые будут создаваться в ближайшие год-два, важно незамедлительно подготовить и реализовать краткосрочную президентскую или правительственную программу их переподготовки для кооперативов по образцу, существовавшему ранее по обучению менеджеров для других отраслей экономики. Целесообразно также создать институт переподготовки менеджеров и специалистов другого профиля для работы в кооперативах. Обеспечение образовательной системы для кооперативов должно осуществляться за счет средств бюджета.

6. Стремление к комплексности формирования кооперативной сети организаций. Этот принцип предполагает наличие любых форм кооперации (производственных, обслуживающих, кредитных и пр.), их тесное взаимодействие, обусловленные экономическими интересами компактность и размеры, участие в создании и деятельности кооперативов любых местных хозяйствующих субъектов. Существенное ускорение развития кооперации могла бы обеспечить передача функций по закупкам продукции у населения действующим сельскохозяйственным производственным потребительским кооперативам или их соответствующим подразделениям. Это позволило бы сэкономить значительные средства, так как в производственных кооперативах имеются достаточные производственные мощности. Давно назревшим является вопрос о включении в состав сельских кооперативов потребительских кооперативов системы Центросоюза с их инфраструктурой.

7. Совершенствование управления кооперативным процессам. В настоящее время в этой сфере не существует единой системы. Во-первых, сложилось несколько кооперативных движений (систем): сельскохозяйственная кооперация, которая подразделяется на два направления — производственную и потребительскую (обслуживающую), развивающиеся достаточно автономно; потребительская для населения (Центросоюз) и кредитная. Имеются также производственные кооперативы несельскохозяйственного профиля. Хотя эти направления (системы) не ведут конкурентной борьбы непосредственно на земле, такое многообразие затрудняет кооперативное движение. При этом происходит достаточно серьезная терминологическая путаница, рассредоточиваются средства, возникают затруднения при международном сотрудничестве. Например, интересы России в Международном кооперативном альянсе, который координирует прежде всего сельскохозяйственные кооперативы, представляет Центросоюз, далекий от проблем сельскохозяйственной кооперации. Из-за такого деления существуют также три направления законодательства, что неизбежно приводит к разночтениям и путанице.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Информация о работе Проблемы и перспективы развития кооперации в агропромышленном комплексе РФ