Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:57, курсовая работа
Целью работы является на основе анализа имеющегося материала разобраться в самом понятии банковской системы, принципах деятельности коммерческих банков, их функциях, а так же выяснить какие проблемы испытывают современные банки и как эти проблемы можно решить.
Я попыталась выполнить поставленную задачу путем изучения и анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике. Из литературы хочется выделить учебные пособия по экономике - О.И. Лаврушин «Банковское дело», где достаточно понятно представлена современная банковская система, а также приводится сравнительный опыт зарубежных стран. В качестве примера в этой курсовой работе рассматривается резервная система США. Наиболее подробно опыт зарубежных стран приводится в книге Садкова В.Г. «Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики Рссии». В книге Фетисова Г.Г «Устойчивость коммерческих банков и рейтинговые системы ее оценки» приводятся рейтинговые системы нашей страны и зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Роль коммерческих банков в современной кредитной системе России и эффективность его функционирования.
1.1 Коммерческие банки, их деятельность и функции…………..……....3
1.3 Взаимоотношения коммерческого банка с Банком России………..9
ГЛАВА 2. Проблемы функционирования коммерческих банков
2.1 Кризис 1998 года и его последствия……………………………….....14
2.2 Развитие коммерческих банков сегодня. КЭМЕЛ и перспективы ее применения в России …………………………………………………...............17
2.3 Сравнительный опыт Европейских стран в обеспечении эффективности работы коммерческих банков (Федеральная резервная система США)…………………………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39
Банковские
супервизоры рассматривают
Важный компонент рейтинговой системы CAMEL - это менеджмент.
Банки с хорошим менеджментом должны иметь достаточный капитал, хорошее качество активов, достаточную прибыль и удовлетворительную ликвидность. Поэтому, супервизоры, использующие систему CAMEL, не оценивают менеджмент до тех пор, пока не получат данные по остальным показателям.
Одинаково важно оценивать менеджмент на основе стратегии службы
рационализации
управления и управляющих органов,
взятых вместе. Стратегия создает
специфические рамки для
Менеджмент также должен оцениваться в зависимости от выполнения банком законов и регулятивных правил, включая своевременное и аккуратное предоставление отчетов в ЦБ. [8, 59]
В заключение супервизоры анализируют низшие слои управления на предмет
выявления потенциальных высших менеджеров банка.
После оценки всех компонентов, возможно оценить общий рейтинг банка,
называемый сводным рейтингом (COMPOSITE RATING)
Каждый показатель получает номер от «1» (хороший) до «5»
(неудовлетворительно). Пять показателей складываются и делятся на 5 для
получения сводной оценки.
Сводная оценка дает банковскому супервизору ясное представление о том,
Является ли банк в целом «хорошим», «удовлетворительным», «достаточным», «критическим» или «неудовлетворительным».
Самым важным является то, что сводная оценка является важным показателем степени необходимого вмешательства, которое должно быть предпринято по отношению к банку со стороны контролирующих органов.
Рейтинговая система CAMEL представляет собой стандартизированный метод оценки банков, но ее эффективность зависит от умения и объективности супервизоров, осуществляющих проверку и оценку банков на регулярной основе.[8, 61]
Рейтинговая система CAMEL
1 = Strong (Сильный)
2 = Satiafactory (Удовлетворительный)
3 = Fair (Посредственный)
4 = Marginal (Критический)
5 = Unsatisfactory (Неудовлетвориельный)
Сводный рейтинг = 1 (1-1,4)
- Полностью здоров во всех отношениях.
- Полученные данные не имеют существенного значения. Можно не менять систему управления;
- Устойчив
по отношению к внешним
- Нет
необходимости во
Сводный рейтинг = 2 (1.5-2.4)
- Практически полностью здоров.
- Полученные критические данные не имеют существенного значения. Можно не изменять стиль управления.
- Стабилен и может успешно преодолевать колебания в деловом мире.
- Вмешательство
органов банковского надзора
ограничено и осуществляется
лишь в том объеме, который
необходим для исправления
Сводный рейтинг = 3 (2,5-3,4)
- Наличие
финансовых, операционных или технических
слабостей, варьирующих от
- Уязвим
при неблагоприятных
- Может легко разориться, если принимаемые меры по преодолению слабостей оказываются неэффективными.
- Дополнительное
вмешательство органов
Сводный рейтинг = 4 (3,5-4,4)
- Серьезные финансовые проблемы.
- Сохранение
нездоровой ситуации при
финансовым проблемам.
- Без
проведения корректирующих мер
сложившаяся ситуация может
- Большая вероятность разорения
- Необходимы тщательный надзор и контроль, а также конкретный план
преодоления выявленных недостатков.
Сводный рейтинг 5 (4,5-5)
- Огромная
вероятность разорения в
- Выявленные недостатки настолько опасны, что требуется срочная поддержка со стороны акционеров или из других финансовых источников.
- Без
проведения корректирующих
ликвидирован,
объединен с другими или
Какова же перспектива применения системы КЭМЕL в России?[8, 64]
Учитывая, что она ориентируется, во-первых, на всесторонний глубокий анализ деятельности банка, проводимый опытными квалифицированными кадрами супервизоров, во-вторых, на наличие годами создаваемой и достоверной информационной базы относительно каждого банка и групп однородных банков, однозначно можно утверждать о нереальности ее применения в полном объеме в России в ближайшие несколько лет, даже при наличии соответствующей методики. Кроме того, необходимо иметь в виду особенности в стандартах учета и отчетности коммерческих банков России, а также факты составления недостоверной отчетности.
Наибольшую сложность составляет формирование правильных выводов в условиях нестабильной экономической конъюнктуры, а также отсутствие обоснованных критериальных уровней избранных показателей.
Вместе
с тем применение в России отдельных
блоков данной рейтинговой системы
возможно и целесообразно. К этим
блокам следует отнести выбор
критериев и некоторых основных
показателей оценки устойчивости коммерческих
банков. Так, было бы полезно в качестве
критериев оценки устойчивости использовать
анализ достаточности капитала, качества
активов, ликвидности, доходности и
менеджмента. Целесообразно также
применять и некоторые
Главная проблема в применении их на практике – отсутствие по многим из них стандартов (кроме показателя достаточности капитала). Другая проблема состоит в квалифицированном анализе и оценке качества активов. На сегодняшний день она лишь частично решена применительно к кредитному портфелю и портфелю ценных бумаг; по остальным видам активов методика отсутствует. Не разработана также методика определения стабильной части депозитов.
Практика Банка России по вопросу классификации кредитных учреждений по степени устойчивости несколько отлична. Как и в системе КЭМЕЛ, банки подразделяются на два типа: финансово стабильные и проблемные. Однако в первый тип банков включаются банки, уже имеющие отдельные проблемы, в частности, не выполняющие некоторые пруденциальные нормы деятельности и потому требующие адекватных действий со стороны надзорных органов.
Но главное отличие состоит в том, что классификация банков в России основывается на дистанционных методах анализа: на выявлении факторов невыполнения экономических нормативов; серьезного снижения абсолютной величины собственного капитала; возникновения и увеличения продолжительности неплатежей в связи с отсутствием у банков средств на корреспондентском счете; серьезных недостатков в бухучете отчетности. Указанные отличия обуславливаются, прежде всего, современным состоянием банковской системы. Однако в дальнейшем целесообразно сближение подходов к оценке банков за счет более глубокого анализа основополагающих факторов их устойчивости.[8,66]
2.3 Сравнительный
опыт Европейских стран в
Банковская система США сформировалась под воздействием многократно
уточняемого Закона о Федеральной резервной системе и принятого в 1980 году Закона о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле (DIDMCA). Это система схематично изображена в приложении на рисунке №1.
Стержнем денежной и банковской системы Соединенных Штатов Америки является Совет управляющих Федеральной резервной системы.
Семь
членов Cовета назначаются
устанавливаются длительные сроки полномочий -14 лет, но вместе с тем
каждые два года заменяется один член Совета. Это делается для того, чтобы
дать возможность Совету действовать последовательно, иметь компетентных членов, быть независимым и пользоваться автономией. Назначение, а не избрание состава Совета имеет целью отделить кредитно - денежную политику от политики партии.
Совет управляющих отвечает за общее руководство и контроль за работой
денежной и банковской системы страны. Широко признано, что председатель
Совета - самый влиятельный руководитель центрального банка в мире.
Эффективность мероприятий Совета, которые должны соответствовать общественным интересам и способствовать общему экономическому благосостоянию, достигается с помощью определенной техники управления денежным предложением.
В формировании основ банковской политики Совету управляющих помогают два важных органа. Первый - Комитет открытого рынка, состоящий из семи членов Совета и пяти президентов федеральных резервных банков, определяет политику Федеральной резервной системы в области закупок и продажи государственных облигации на открытом рынке. Эти операции представляют собой наиболее важный способ воздействия руководящих кредитно - денежных учреждений на предложение денег. Второй - Федеральный консультативный совет, который состоит из 12 видных руководителей коммерческих банков, избираемых ежегодно по
одному от каждого из 12 федеральных резервных банков. Периодически Совет проводит встречи с Советом управляющих и высказывает свои соображения о банковской политике. Однако Совет чисто консультативный орган, он не имеет полномочий для формирования политики.
Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочий членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.[3,378]
Другая важная составляющая часть американской банковской системы - это
двенадцать федеральных резервных банков, которые являются:
а) центральными банками;
б) квазиобщественными банками;
в) банками банкиров.
Таким образом, в США двенадцать центральных банков. Это отражает
географические масштабы, экономическое разнообразие и наличие
большого числа коммерческих банков в этой стране. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета
управляющих. Самый важный из них - Федеральный резервный банк города Нью-Йорка.
Двенадцать
федеральных резервных банков являются
квазиобщественными. Они отражают симбиоз
частной собственности и
Информация о работе Проблемы функционирования коммерческих банков России