Проблемы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть проблемы функционирования фискальной политики государства.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
раскрытие сущности проблем, возникающих при реализации фискальной политики в рыночной экономике;
провести анализ и динамику структуры финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь за последние 10 лет;

Работа содержит 1 файл

курсаааач.docx

— 78.77 Кб (Скачать)

2.2 Особенности фискальной  политики Республики  Беларусь 

           С 1997 г. Отличительной особенностью  бюджетно-налоговой политики правительства  нашей страны явилась ориентация  на аккумулирование в составе  консолидированного бюджета средств  различных внебюджетных фондов. Так, согласно ст.15 Закона «О  бюджете Республики Беларусь  на 1997 год», в местных бюджетах  начинают аккумулироваться внебюджетные  фонды местных Советов депутатов  для финансирования расходов  на содержание ведомственного  жилищного фонда. В соответствии  со ст. 3 Закона «О бюджете Республики  Беларусь на 1998 год» определено, что в составе местных бюджетов  аккумулируются средства всех  создаваемых внебюджетных фондов  местных Советов депутатов. А ст.4 того же Закона предлагала еще более радикальный подход в отношении централизации финансовых ресурсов – в доходы республиканского бюджета включаются средства пяти внебюджетных фондов, которые с этого момента называются государственными целевыми бюджетными фондами. Это следующие фонды:

  • Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • Государственный фонд содействия занятости;
  • Республиканский дорожный фонд;
  • Республиканский фонд охраны природы;
  • Республиканский фонд «Энергосбережение»

По этой причине  объем консолидированного бюджета  увеличился почти на 19% по сравнению  с предыдущим годом, а доходы целевых  бюджетных фондов составили около 15% общего объема доходов государственного бюджета.

В Республике Беларусь более 90% доходов госбюджета формируются  за счет налоговых поступлений .Остальная часть - за счет неналоговых платежей, под которыми подразумеваются поступления от продажи государственной собственности, доходы от приватизации, прибыль Национального банка, поступления от международных организаций, правительства и т.д. Рассмотрим это подробнее в таблицегде,показаны доходы государства в 2008,2009 и 2010 годах.

Итак, налоги являются основой формирования государственного бюджета нашей страны. Не имея закрепления  за конкретными видами расходов, они  обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий. Вероятно, в дальнейшем, с достижением доходной части бюджета, формирование фискальной политики правительства будет в  меньшей степени зависеть от целевых  фондов.

     Фискальная  политика в Республике Беларусь на современном этапе и непосредственно  работа по совершенствованию действующей  системы налогообложения в Республике Беларусь проводится в соответствии с целями и приоритетами, определенными  Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427. Согласно данному документу  основными задачами бюджетно–налоговой политики являются снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.

       Следует отметить, что такие налоги  как НДС, налог но прибыль  и доходы, акцизы, таможенные пошлины,  налог на недвижимость являются  основными доходными источниками  бюджета большинства стран мира  и доказали свою эффективность  как в фискальном плане, так  и в качестве стимулирующего  инструмента коммерческой и инвестиционной  деятельности. 
В связи с необходимостью государственной поддержки отдельных отраслей или видов деятельности (сельского хозяйства, жилищного строительства и др.) в Республике Беларусь введены платежи из выручки от реализации продукции, работ, услуг в нецелевые бюджетные фонды. Это, в частности, отчисления в местные целевые бюджетные жилищно–инвестиционные фонды; целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда. Наличие в налоговой системе указанных платежей в определенной степени увеличивает налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования и экономику в целом. В этой связи в последние годы в работе по совершенствованию действующей налоговой системы Республики Беларусь большое внимание уделяется вопросам снижения ставок налогов, сокращения количества налогов и других обязательных платежей, а также объединения ряда из них, имеющих сходную налогооблагаемую базу, при одновременном упрощении порядка их взимания.

       Для выполнения поставленных  задач на текущий год определены  следующие основные направления  совершенствования налоговой системы  республики;

  • повышение эффективности налоговой системы;
  • совершенствование структуры налоговой системы и отмена налоговых платежей, негативно сказывающихся на финансово–экономическом состоянии субъектов хозяйствования;
  • упорядочение вопросов взимания местных налогов и сборов, обеспечение единых подходов к применению таких налогов на всей территории республики;
  • осуществление комплексных мероприятий, по общему совершенствованию системы налогообложения и унификации налогового законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации;
  • ориентация структуры налогов на прямое налогообложение;
  • объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу;

     выравнивание  условий налогообложения для  всех налогоплательщиков. 
Указанные направления нашли отражение в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, которая вступил в силу с 1 января 2004 года. 
В настоящее время широкие права в проведении налоговой политики на местном уровне предоставлены местным Советам депутатов. На основании статьи 121 Конституции Республики Беларусь введение местных налогов и сборов отнесено к исключительной компетенции местных Советов депутатов. Ежегодно законом о бюджете на соответствующий год устанавливается перечень и общий порядок введения местных налогов и сборов, исходя из которых областными, Минским городским Советами депутатов, Советам депутатов базового территориального уровня формируется система местных налогов и сборов на своих административных территориях.

       Таким образом, в Республике  Беларусь большое внимание уделяется  дальнейшему совершенствованию  налогообложения, т.е. повышение  эффективности налоговой системы;  осуществление комплексных мероприятий  по общему совершенствованию  системы налогообложения и унификации  налогового законодательства Республики  Беларусь с законодательством  Российской Федерации; решаются  вопросы взимания местных налогов  и сборов, обеспечивается единый  подход к применению таких  налогов на всей территории  республики и как следствие  повышение эффективности налоговой  системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы: Курс лекций. М. «Центр», 2002.

2. Бобрицкий Н.Г. Финансовая система и фискальная политика: Курс лекций. Бобруйск, 2001.

3. Н. Грегори Мэнкью Принципы макроэкономики. 2-е издание/Пер. с англ. Изд. –Спб.:Питер, 2004. –576с

4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-ого англ. Изд. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 972 с;

5. Заико Л. Какой бюджет без компромисса, а бизнес - без риска? // Дело. 2002.   № 1.

6. Сорокина Т.В.  Бюджетный процесс в Республике  Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2000. с. 255

7. . Экономическая  теория: учебник / Н.И. Базылев,  С.П. Гурко и др.; под ред.  Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 3-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.

8. Ежегодный  статистический сборник Министерства  анализа и статистики 2001г

9. И.Н. Мысляева. Государственные и муниципальные финансы : учебник, М.: Инфра-М. 2003. 360с.

10.Законы «О  бюджете Республики Беларусь  » 

11. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник;  под ред. Сидоровича А.В. М.: «Дело и сервис»,2005.464 с.

12.Государственная  экономическая политика:опыт перехода к рынку:учебник; под ред. Сидоровича А.В. М.: «Дело и сервис» 1998. 320с.

13.Неверов Д.А.  Бюджетно-налоговая политика; М.:БГЭУ, 2009. 179с.

14. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003. 289с.  
 


Информация о работе Проблемы фискальной политики