Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа
Цель: раскрыть проблемы функционирования фискальной политики государства.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
раскрытие сущности проблем, возникающих при реализации фискальной политики в рыночной экономике;
провести анализ и динамику структуры финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь за последние 10 лет;
В Республике Беларусь источники финансирования дефицита республиканского бюджета, как уже упоминалось, утверждаются законом о бюджете на очередной финансовый год.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.
Структура
источников покрытия бюджетного дефицита
в Республике Беларусь за 1993-1999 представлена
в таблице 2. Это делается для того,
чтобы более детально изучить
к каким мерам прибегало
Динамика и структура источников покрытия бюджетного дефицита, млрд. руб.
Показатель | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
Дефицит республиканского бюджета-всего | 393,4 | 709,1 | 3250,5 | 3655,1 | 9253,7 | 12452 | 44249 |
В том числе в % к ВВП | -5,5 | -3,5 | -2,7 | -1,9 | -2,2 | -1,4 | -2,9 |
Финансирование дефицита, всего | 393,4 | 709,1 | 3250,5 | 3655,1 | 9253,7 | 12452 | 44249 |
Внутреннее
финансирование
В том числе: |
11,2 | 57,4 | 2819,3 | 3877,6 | 7780,8 | 14200 | 64959 |
небанковское | 318,9 | -519,4 | 635,8 | 2150,0 | 800 | ||
государственные казначейские обязательства | 9,6 | 485 | 1310,4 | 4615 | 10940 | 20145 | |
Органы денежно кредитного регулирования | 248,8 | 2015,4 | 3986,7 | 2530,0 | 1110 | 44014 | |
Внешнее финансирование | 382,1 | 451,7 | 431,2 | -222,5 | 1472,9 | -1748 | - 20710 |
Как видно из таблицы 2, в 1993 – 1994 годах основным источником покрытия дефицита были внешние займы. В 1993 году за счет займов было профинансировано 97,1% дефицита, в 1994 г. – 63,7%. Однако в 1995 г. размер внешнего финансирования бюджетного дефицита снизился до 13,3%. В 1996г. было значительно увеличено внутреннее финансирование в связи с отсутствием дополнительных внешних источников. По этой причине, а так же в связи с недостаточно развитым рынком ценных бумаг, правительство было вынуждено использовать эмиссионные кредиты Национального банка. Они составили в источниках финансирования в 1996 году 84,5 %.
В 1997 году были вновь привлечены внешние займы для финансирования бюджетного дефицита, при этом доля эмиссионных кредитов в источниках финансирования бюджетного дефицита резко снизилась и составила 27,3%, одновременно выросла доля государственных казначейских обязательств.[6;с.242]
Так с 1993 года с целью привлечения новых источников финансирования дефицита бюджета правительством Республики Беларусь разрабатывались условия тиражирования государственных ценных бумаг, первый выпуск которых состоялся в феврале 1994 года. В 1995 г. посредством размещения ГКО в бюджет привлечено около 15% его дефицита, в 1996 г - уже 35,9%.
В 1998 – 1999 гг. на покрытие дефицита бюджета направлялись только внутренние источники, которые обеспечили не только финансирование дефицита текущего года, а также погашение внешнего долга прошлых лет.
Следует отметить, что при слабой заинтересованности субъектов хозяйствования – участников финансового рынка к инвестированию свободных денежных средств в государственные ценные бумаги, Национальный банк ( в соответствие с предложениями Министерства финансов) вынужден приобретать у эмитента, правительства Республики Беларусь, эти ценные бумаги на первичном рынке.
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2000 год", покрытие дефицита планировалось произвести с помощью:
Таким
образом, главным источником покрытия
дефицита бюджета являлись внутренние
ресурсы государства, в первую очередь
это кредиты национального
Рассмотрим структуру источников покрытия бюджетного дефицита в Республике Беларусь за 2000-2010 гг.Это делается для того, чтобы более детально изучить к каким мерам прибегало государство для покрытия бюджетного дефицита. В данный период времени просматривается определенная тенденция в выборе источников финансирования. Разберемся какие.
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2000 год":
Общее дефицитное финансирование составило: 118 495 357,0 (тыс.р)
В том числе:
Таким образом, главным источником покрытия дефицита бюджета являлись внутренние ресурсы государства, в первую очередь это кредиты национального банка Республики Беларусь (75875887,5), государственные краткосрочные облигации (60474355,0), а также привлечение средств (10000000,0). Из важнейших факторов, уменьшающих покрытие дефицита государственного бюджета, можно выделить следующие: погашение основной суммы внутренней задолженности (-39500000,0) и погашение основной суммы внешнего долга (-34810097,9).
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год":
Общее дефицитное финансирование составило: 247829163,0 (тыс.р)
В том числе:
По-прежнему главным источником покрытия дефицита остались долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (160506000,0). Также одним из источников явились ГКО (60000000,0), а также привлечение средств (140000000,0). В 2001 году часть средств на погашение дефицита бюджета было привлечено с помощью векселей Правительства Республики Беларусь (165000000,0). Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему оставался главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно превышало общую сумму дефицита, то в 2001 оно меньше, что потребовало привлечение внешнего финансирования в размере 15% от суммы дефицита.
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год":
Общее дефицитное финансирование составило: 344750000,0 (тыс.р)
В том числе:
Как видим,
внутреннее финансирование по-прежнему
остается главным источником обеспечения
покрытия дефицита бюджета. Однако если
в 2000 году оно еще превышало общую
сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего
финансирования сократился, что потребовало
привлечения внешнего финансирования
в размере почти третьей части
от суммы дефицита. Намечается отрицательная
тенденция: с каждым годом растут
белорусские внешние
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год":
Общее дефицитное финансирование составило: 494000000,0 (тыс.р)
В том числе:
Причем, 31% дефицита
был покрыт за счет долгосрочных кредитов
Национального Банка РБ и 20% посредством
выпуска государственных
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год":
Общее дефицитное финансирование составило: 690200000,0 (тыс.р)
В том числе:
И вот можно заметить, в 2004 году преобладает внешнее финансирование, причем кредиты международных финансовых организаций составили 34656000,0(тыс.р); погашение основного долга -109511090,4(тыс.р);и прочие источники внешнего финансирования составили 592811598,0(тыс.р).
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год":
Общее дефицитное финансирование составило: 910000000,0 (тыс.р)
В том числе:
Преобладает внешнее финансирование, которое заключалось в финансировании дефицита путем кредитов международных финансовых организаций, которые составили 20384000,0(тыс.р); погашение основного долга -157509699,0 (тыс.р);и прочие источники внешнего финансирования составили 776879379,0 (тыс.р).
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2006 год": Общее дефицитное
финансирование составило:1 130 000 000,0(тыс. |
В том числе:
Преобладает внешнее финансирование, которое заключалось в финансировании дефицита путем кредитов международных финансовых организаций, которые составили 31 174 000,0 (тыс.р); погашение основного долга–195 977 640,0 (тыс.р);и прочие источники внешнего финансирования составили 920 492 141,0 (тыс.р).
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2007 год":1 400 000 000,0 (тыс.р)
В том числе:
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год": 2 190 000 000,0 (тыс.р) |
В том числе:
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2009 год": 2 800 000 000,0 (тыс.р)
В том числе:
Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2010 год": 2 700 000 000,0 (тыс.р)
В том числе:
Эти данные свидетельствуют о том, что
в Беларуси применяется в основном неинфляционный
источник покрытия дефицита. Данные лишний
раз подтверждают неразвитость рынка
государственных ценных бумаг, что обусловлено,
прежде всего, низкой активностью первичных
инвесторов, явившейся следствием отсутствия
свободных средств, как у банков, так и
субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью
прямых инвестиций в производственную
сферу, ухудшением ликвидности банковской
системы, что обусловило резкое снижение
спроса на государственные ценные бумаги
в основном со стороны банков республики.
Это означает необходимость
в дальнейшем развития инфраструктуры
фондового рынка, главным образом за счет
активизации работы таких финансовых
институтов, как центральный депозитарий
и фондовая биржа.
Необходимо также отметить, что ряд проблем
остается и в сфере внешнего долга страны.
Существует также проблема с погашением
и обслуживанием кредитов предприятий.
Очевидно, что переложение платежей по
долгам предприятий на Правительство
формирует не что иное, как скрытый внешний
государственный долг и увеличивает дефицит
бюджета.
Таким образом, для преодоления
отрицательных последствий бюджетного
дисбаланса - инфляция, государственный
долг, истощение валютных резервов, снижение
инвестиционной активности, сокращение
экспорта, сопровождаемое увеличением
импорта, снижение жизненного уровня населения,
- необходимо разрабатывать специальную
программу и проводить мероприятия по
сокращению бюджетного дефицита. Такая
программа должна предусматривать наиболее
существенные и качественные меры:
1. Повышение эффективности общественного
воспроизводства, которое будет способствовать
росту финансовых ресурсов – основного
источника увеличения доходов бюджета.
2. Дальнейшее развитие и укрепление рыночных
отношений, проведения рыночных реформ;
разгосударствление и приватизация собственности.
3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое
одновременно с улучшением налогового
законодательства.
4. Развитие территориально-регионального
хозрасчета.
5. Оптимизацию объема и реструктуризацию
расходов государственного бюджета в
целом, и в первую очередь – направляемых
в реальный сектор экономики. Бюджетные
вложения в отрасли хозяйства должны решать
задачи структурной перестройки экономики.
6. В целях изыскания дополнительных источников
финансирования социально-культурных
расходов следует рассмотреть целесообразность
и возможность сокращения некоторых других
расходов государства, в частности военных
расходов и расходов на управление. Это
позволяет профинансировать в начальный
период развитие рыночной экономики статьи
затрат, обеспечивающие систему защищенности
населения.
7. Обоснованное принятие новых социальных
программ, требующих значительного бюджетного
финансирования, сохранение финансирования
лишь важнейших социальных программ.
8. Совершенствование планирования и развитие
системы платных услуг в непроизводственной
сфере.
9. Корректировка трансфертной политики,
предполагающая уменьшение трансфертных
выплат отраслям реального сектора экономики,
повышение эффективности трансфертных
платежей.
10. Реформирование бюджетного процесса
в целом. Необходимо отказаться от концепции
приоритета бюджетных расходов и дефицитного
финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных
доходами, отражаются в бюджете развития
и финансируются в пределах дополнительно
полученных доходов, а также привлеченных
безинфляционных источников.
11. Составление бюджета на многовариантной
основе с целью формирования оптимальной
структуры доходов и расходов.
12. Развитие рынка государственных ценных
бумаг, что позволит финансировать расходы
государства без увеличения денежной
массы в обороте.
13. Принятие мер, направленных на привлечение
в страну иностранного капитала в форме
инвестиций. С их помощью решается сразу
несколько задач, не только фискального,
но и экономического характера: сокращаются
бюджетные расходы, предназначенные для
финансирования капитальных вложений,
расширяется база для производства товаров
и услуг, появляется новый налогоплательщик,
а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.
Для достижения реального
эффекта и сокращения бюджетного дефицита
перечисленные мероприятия должны рассматриваться
в их единстве и применяться комплексно.
Таким образом, разработка
и последовательная реализация мер, направленных
на увеличение доходов и сокращение расходов,
регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное
управление его размером в совокупности
с другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения республики.
В современном мире нет
государства, которое в те или иные периоды
своей истории не сталкивалось бы с бюджетным
дефицитом. Его наличие не всегда свидетельствует
об отрицательных моментах в экономической
жизни страны. Все зависит от причин его
возникновения и направлений расходов
государственных денежных средств.
Однако чаще всего, как это не печально,
дефицит отражает кризисные явления в
экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной
деятельности субъектов хозяйствования,
нарушение экономических связей, неэффективность
налоговой системы.
С учетом мирового опыта величина
бюджетного дефицита не должна превышать
предельно допустимого его размера, то
есть 2-3% . Как видно из работы, дефицит
государственного бюджета Республики
Беларусь несколько раз приближался к
данным показателям, и были случаи, когда
наблюдалось превышение над допустимыми
нормами дефицита. Это означает необходимость
анализа причин, которые порождают дефицит,
и разработки мер по его сокращению.
Основную роль в вопросах
урегулирования дефицита госбюджета играет
правительство. На уровне президента и
Министерства финансов решаются вопросы
по корректировке бюджетной политики
и ведутся поиски источников финансирования.
Однако для нормализации
бюджетного дефицита необходимо также
«лечение» самой экономики, так как без
обеспечения динамизма в ее развитии и
реально ощутимой эффективности невозможно
добиться финансовой устойчивости страны,
какие бы прогрессивные финансовые меры
не принимались при этом.
Необходимо отметить, что политика в области
финансирования бюджетного дефицита Республики
Беларусь основывается на использовании
внутренних источников, что предполагает
сокращение кредитования дефицита республиканского
бюджета Национальным банком, повышение
эффективности рынка государственных
ценных бумаг и совершенствование механизма
управления внутренним долгом.
В этой связи дальнейшее развитие
получит инфраструктура фондового рынка,
главным образом за счет активизации работы
таких финансовых институтов, как центральный
депозитарий и фондовая биржа. Одновременно
требуется принятие мер по повышению привлекательности
для первичных инвесторов и поддержанию
ликвидности государственных ценных бумаг
на вторичном рынке.
В целях преодоления дефицита
государственного бюджета необходимо
также разработать эффективную финансовую
политику, задействовать весь механизм
государственного регулирования и использовать
мировой опыт борьбы с дефицитом.
В целом, не вдаваясь в детали,
следует только отметить, что беспрецедентное
для Беларуси снижение реального дефицита
бюджета возможно только при глубоком
реформировании экономики. В первую очередь
инструментальных преобразований, затрагивающих
вопросы самофинансирования предприятий
и отказа от разорительных государственных
программ в сфере жилищного хозяйства
и поддержки АПК.