Проблемы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть проблемы функционирования фискальной политики государства.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
раскрытие сущности проблем, возникающих при реализации фискальной политики в рыночной экономике;
провести анализ и динамику структуры финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь за последние 10 лет;

Работа содержит 1 файл

курсаааач.docx

— 78.77 Кб (Скачать)

     В Республике Беларусь источники финансирования дефицита республиканского бюджета, как  уже упоминалось, утверждаются законом  о бюджете на очередной финансовый год.

     При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям  относят выплату заработной платы  и других выплат населению, строительство  социально значимых объектов и поддержка  агропромышленного комплекса.

     Структура источников покрытия бюджетного дефицита в Республике Беларусь за 1993-1999  представлена в таблице 2. Это делается для того, чтобы более детально изучить  к каким мерам прибегало государство  для покрытия бюджетного дефицита. В данный период времени просматривается  определенная тенденция в выборе источников финансирования. Разберемся какие. 
 
 
 
 

     Динамика  и структура источников покрытия бюджетного  дефицита, млрд. руб.

     
Показатель 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Дефицит республиканского бюджета-всего  393,4 709,1 3250,5 3655,1 9253,7 12452 44249
В том  числе  в % к ВВП -5,5 -3,5 -2,7 -1,9 -2,2 -1,4 -2,9
Финансирование  дефицита, всего 393,4 709,1 3250,5 3655,1 9253,7 12452 44249
Внутреннее  финансирование

В том  числе:

11,2 57,4 2819,3 3877,6 7780,8 14200 64959
небанковское     318,9 -519,4 635,8 2150,0 800
государственные казначейские обязательства   9,6 485 1310,4 4615 10940 20145
Органы  денежно кредитного регулирования   248,8 2015,4 3986,7 2530,0 1110 44014
Внешнее финансирование 382,1 451,7 431,2 -222,5 1472,9 -1748 - 20710

 

     Как видно из таблицы 2, в 1993 – 1994 годах  основным источником покрытия дефицита были внешние займы. В 1993 году за счет займов было профинансировано 97,1%  дефицита,  в 1994 г. – 63,7%. Однако в 1995 г. размер внешнего финансирования бюджетного дефицита снизился до 13,3%. В 1996г. было значительно увеличено внутреннее финансирование в связи с отсутствием дополнительных внешних источников. По этой причине, а так же в связи с недостаточно развитым рынком ценных бумаг, правительство было вынуждено использовать эмиссионные кредиты Национального банка. Они составили в источниках финансирования в 1996 году 84,5 %.

     В 1997 году были вновь привлечены внешние  займы для финансирования бюджетного дефицита, при этом доля эмиссионных  кредитов в источниках финансирования бюджетного дефицита резко снизилась  и составила 27,3%, одновременно выросла  доля государственных казначейских обязательств.[6;с.242]

     Так с 1993 года с целью привлечения новых источников финансирования дефицита бюджета  правительством Республики Беларусь разрабатывались условия тиражирования государственных ценных бумаг, первый выпуск которых состоялся в феврале 1994 года. В 1995 г. посредством размещения ГКО в бюджет привлечено около 15% его дефицита, в 1996 г - уже 35,9%.

     В 1998 – 1999 гг. на покрытие дефицита бюджета  направлялись только внутренние источники, которые обеспечили не только финансирование дефицита текущего года, а также  погашение внешнего долга прошлых  лет.

     Следует отметить, что при слабой заинтересованности субъектов хозяйствования – участников финансового рынка  к инвестированию свободных денежных средств в  государственные ценные бумаги, Национальный банк ( в соответствие с предложениями Министерства финансов) вынужден приобретать у эмитента, правительства Республики Беларусь,  эти ценные бумаги на первичном рынке.

    1. В 1999 г. 31%  общего объема дефицита был профинансирован за счет выпуска государственных казначейских обязательств. В то же время 68% дефицита было покрыто эмиссионными кредитами Национального Банка. По отношению к чистому объему дефицита 1999г. ГКО составили 15,5%. [6;с.32-33, c.32]

     Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2000 год", покрытие дефицита планировалось  произвести с помощью:

  1. внутреннего финансирования – на 121%;
  2. внешнего финансирования – на -21%.

      Таким образом, главным источником покрытия дефицита бюджета являлись внутренние ресурсы государства, в первую очередь  это кредиты национального банка  Республики Беларусь (64% дефицита бюджета), государственные краткосрочные  облигации (51%), а также привлечение  средств (103%). Из важнейших факторов, уменьшающих покрытие дефицита государственного бюджета, можно выделить следующие: погашение основной суммы внутренней задолженности (-54% дефицита государственного бюджета) и погашение основной суммы  внешнего долга (-29%).

     Рассмотрим  структуру источников покрытия бюджетного дефицита в Республике Беларусь за 2000-2010 гг.Это делается для того, чтобы более детально изучить к каким мерам прибегало государство для покрытия бюджетного дефицита. В данный период времени просматривается определенная тенденция в выборе источников финансирования. Разберемся какие.

     Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2000 год":

Общее дефицитное финансирование составило: 118 495 357,0 (тыс.р)

В том числе:

  • внутренне финансирование: 143 350 242,5 (тыс.р)
  • внешнее: -24 854 885,5 (тыс.р)

Таким образом, главным источником покрытия дефицита бюджета являлись внутренние ресурсы  государства, в первую очередь это  кредиты национального банка  Республики Беларусь (75875887,5), государственные краткосрочные облигации (60474355,0), а также привлечение средств (10000000,0). Из важнейших факторов, уменьшающих покрытие дефицита государственного бюджета, можно выделить следующие: погашение основной суммы внутренней задолженности (-39500000,0) и погашение основной суммы внешнего долга (-34810097,9).

     Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2001 год":

Общее дефицитное финансирование составило: 247829163,0 (тыс.р)

В том числе:

  • внутреннее финансирование: 209939480,0 (тыс.р)
  • внешнее:37889683,0 (тыс.р)

По-прежнему главным источником покрытия дефицита остались  долгосрочные кредиты  Национального Банка РБ (160506000,0). Также одним из источников явились  ГКО (60000000,0), а также привлечение  средств (140000000,0). В 2001 году часть средств  на погашение дефицита бюджета было привлечено с помощью векселей Правительства  Республики Беларусь (165000000,0). Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему оставался главным источником обеспечения  покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно превышало общую  сумму дефицита, то в 2001 оно меньше, что потребовало привлечение  внешнего финансирования в размере 15% от суммы дефицита.

     Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2002 год":

Общее дефицитное финансирование составило: 344750000,0 (тыс.р)

В том числе:

  • внутреннее финансирование: 221622550,0 (тыс.р)
  • внешнее: 123127450,0  (тыс.р)

Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения  покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую  сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего  финансирования сократился, что потребовало  привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части  от суммы дефицита. Намечается отрицательная  тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно  будет отдать лишь добившись реального роста экономики.

     Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2003 год":

Общее дефицитное финансирование составило: 494000000,0 (тыс.р)

В том числе:

  • внутреннее финансирование: 251413193,5 (тыс.р)
  • внешнее: 242586806,5 (тыс.р)

Причем, 31% дефицита был покрыт за счет долгосрочных кредитов Национального Банка РБ и 20% посредством  выпуска государственных краткосрочных  и долгосрочных облигаций.

     Согласно ст.1 закона Республики  Беларусь "О бюджете Республики  Беларусь на 2004 год":

Общее дефицитное финансирование составило: 690200000,0 (тыс.р)

В том числе:

  • внутреннее финансирование: 238504145,6 (тыс.р)
  • внешнее: 451695854,4 (тыс.р)

И вот можно  заметить, в 2004 году преобладает внешнее  финансирование, причем кредиты международных  финансовых организаций составили  34656000,0(тыс.р); погашение основного долга -109511090,4(тыс.р);и прочие источники внешнего финансирования составили 592811598,0(тыс.р).

     Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2005 год":

Общее дефицитное финансирование составило: 910000000,0 (тыс.р)

В том числе:

  • внутреннее финансирование: 386303760,0 (тыс.р)
  • внешнее: 523696240,0 (тыс.р)

Преобладает внешнее  финансирование, которое заключалось в финансировании дефицита путем  кредитов  международных финансовых организаций, которые составили 20384000,0(тыс.р); погашение основного долга -157509699,0 (тыс.р);и прочие источники внешнего финансирования составили 776879379,0 (тыс.р).

 
Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2006 год":

Общее дефицитное финансирование составило:1 130 000 000,0(тыс.р)


 В том числе:

  • внутреннее финансирование: 404 230 909,0 (тыс.р)
  • внешнее: 725 769 091,0 (тыс.р)

Преобладает внешнее  финансирование, которое заключалось  в финансировании дефицита путем  кредитов  международных финансовых организаций, которые составили  31 174 000,0 (тыс.р); погашение основного долга–195 977 640,0 (тыс.р);и прочие источники внешнего финансирования составили 920 492 141,0 (тыс.р).

   Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2007 год":1 400 000 000,0 (тыс.р)

В том числе:

  • внутреннее финансирование: 408 275 690,0 (тыс.р)
  • внешнее: 991 724 310,0 (тыс.р)
   Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2008 год": 2 190 000 000,0 (тыс.р)

В том числе:

  • внутреннее финансирование: 1 552 886 128,0 (тыс.р)
  • внешнее: 637 113 872,0 (тыс.р)

    Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2009 год": 2 800 000 000,0 (тыс.р)

В том числе:

  • внутреннее финансирование: 2 437 753 375,0 (тыс.р)
  • внешнее: 362 246 625,0 (тыс.р)

    Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2010 год": 2 700 000 000,0 (тыс.р)

В том числе:

  • внутреннее финансирование: -13 414 368,0 (тыс.р)
  • внешнее: 2 713 414 368,0 (тыс.р)

        Эти данные свидетельствуют о том, что в Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики. 
      Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа. 
Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета. 
     Таким образом, для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры: 
1. Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета. 
2. Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности. 
3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства. 
4. Развитие территориально-регионального хозрасчета. 
5. Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь – направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики. 
6. В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения. 
7. Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ. 
8. Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. 
9. Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей. 
10. Реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников. 
11. Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов. 
12. Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте. 
13. Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет. 
      Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.  
     Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики. 
      В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Его наличие не всегда свидетельствует об отрицательных моментах в экономической жизни страны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. 
Однако чаще всего, как это не печально, дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы. 
    С учетом мирового опыта величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого его размера, то есть 2-3% . Как видно из работы, дефицит государственного бюджета Республики Беларусь несколько раз приближался к данным показателям, и были случаи, когда наблюдалось превышение над допустимыми нормами дефицита. Это означает необходимость анализа причин, которые порождают дефицит, и разработки мер по его сокращению. 
     Основную роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования. 
     Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом. 
Необходимо отметить, что политика в области финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом. 
    В этой связи дальнейшее развитие получит инфраструктура фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие мер по повышению привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке.  
    В целях преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать эффективную финансовую политику, задействовать весь механизм государственного регулирования и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом. 
     В целом, не вдаваясь в детали, следует только отметить, что беспрецедентное для Беларуси снижение реального дефицита бюджета возможно только при глубоком реформировании экономики. В первую очередь инструментальных преобразований, затрагивающих вопросы самофинансирования предприятий и отказа от разорительных государственных программ в сфере жилищного хозяйства и поддержки АПК.

Информация о работе Проблемы фискальной политики