Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа
Цель: раскрыть проблемы функционирования фискальной политики государства.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
раскрытие сущности проблем, возникающих при реализации фискальной политики в рыночной экономике;
провести анализ и динамику структуры финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь за последние 10 лет;
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в следующем: значение фискальной политики государства очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в данной работе была поставлена цель: раскрыть проблемы функционирования фискальной политики государства.
Исходя из поставленной цели, задачами настоячщей работы являются:
Объектом исследования является фискальная политика в экономической деятельности государства.
Предмет
исследования - социально-экономические
отношения, возникающие в сфере
бюджетно-налоговых
Исследование проблем фискальной политики , нашло отражение в работах экономистов Дж.М.Кейнса, П.А.Самуэльсона, Дж.Д.Сакса, К.Р.Маконелла, С.Л.Брю и др. Исследования этих экономистов имеют существенное значение для понимания общеэкономических теоретических подходов к анализу фискальной политики.
Информационной базой исследования явились Законы «О бюджете Республики Беларусь» за 2000-2010 гг.
Методология исследования базируется на использовании методов сравнительного анализа, а также экономико-статистических методах анализа.
ГЛАВА
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1
Проблемы бюджетного
финансирования
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
Монетизация
дефицита государственного бюджета
может не сопровождаться непосредственно
эмиссией наличности, а осуществляться
в других формах - например, в виде
расширения кредитов центрального банка
государственным предприятиям по льготным
ставкам или в форме
Если
государственные расходы
Внутренними
источниками финансирования дефицита
бюджета могут выступать
Наиболее цивилизованная форма заимствования государством средств считается выпуск государственных займов. В ходе их размещения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. Вопрос о том, за счет каких источников государство мобилизует необходимые ему ресурсы, имеет важнейшее значение для состояния денежного обращения и функционирования экономики в целом. Если казначейские обязательства размещаются в частном секторе, происходит временное перераспределение денежных ресурсов от их частных владельцев к государству. Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под достаточно высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Выплата процентов по государственному долгу является одной из основных расходных статей бюджета. [1,с.123]
Таким
образом, размещение государственной
задолженности в частном
Однако государство может размещать свои обязательства не только в частном секторе, но и учитывать их в центральном банке, который под эти обязательства выпускает дополнительную денежную массу, не связанную с увеличением реальной товарной массы, то здесь финансирование бюджета начинает раздувать инфляцию и расстраивать денежное обращение.
Внешние
источники финансирования обычно представлены
государственными займами, осуществляемыми
в иностранной валюте путем выпуска
ценных бумаг; кредитами правительств
иностранных государств, банков, фирм,
международных финансовых организаций
в иностранной валюте. В результате
использования этих средств возникает
внешний государственный долг, который
представляет собой задолженность
государства иностранным
Экономические последствия государственного долга следующие:
Таким образом, управление государственным долгом становится целой наукой, которая включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Однако более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.
Какой бы способ финансирования дефицита государственного бюджета не применялся, его рост при прочих равных условиях будет повышать равновесный уровень норм процента и снижать темпы экономического роста, одновременно внося структурные изменения в объем производства и, вытесняя из него некоторую долю инвестиций. На краткосрочном временном интервале увеличение дефицита бюджета, возможно, будет стимулировать рост реального объема производства. Однако на долгосрочных временных интервалах, этот процесс вызовет повышение равновесного уровня цен.
Лишний раз хочется подчеркнуть, что для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом не применялись.
Таким образом, управление государственным долгом становится целой наукой, которая включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Однако более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.
Какой бы способ финансирования дефицита государственного бюджета не применялся, его рост при прочих равных условиях будет повышать равновесный уровень норм процента и снижать темпы экономического роста, одновременно внося структурные изменения в объем производства и, вытесняя из него некоторую долю инвестиций. На краткосрочном временном интервале увеличение дефицита бюджета, возможно, будет стимулировать рост реального объема производства. Однако на долгосрочных временных интервалах, этот процесс вызовет повышение равновесного уровня цен.
Лишний раз хочется подчеркнуть, что для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом не применялись.
1.2
Проблема временных
лагов(запаздывания)
Некоторые экономисты
Основной аргумент против
Финансово-бюджетная политика
Проблема временных лагов в
финансово-бюджетной политике
Эффективная дискреционная
Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.
Запаздывание действия необходимых
рычагов дискреционной политики
связано также с обычными
административными
Эффект от принятия новой