Проблемы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть проблемы функционирования фискальной политики государства.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
раскрытие сущности проблем, возникающих при реализации фискальной политики в рыночной экономике;
провести анализ и динамику структуры финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь за последние 10 лет;

Работа содержит 1 файл

курсаааач.docx

— 78.77 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  данной темы заключается в следующем: значение фискальной политики государства  очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической  политики  государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ.

    Исходя  из актуальности темы и степени ее разработанности в данной работе была поставлена цель: раскрыть проблемы функционирования фискальной политики государства.

    Исходя  из поставленной цели, задачами настоячщей работы являются:

    • раскрытие сущности проблем, возникающих при реализации фискальной политики в рыночной экономике;
    • провести анализ и динамику структуры финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь за последние 10 лет;

    Объектом  исследования является фискальная политика в экономической деятельности государства.

    Предмет исследования - социально-экономические  отношения, возникающие в сфере  бюджетно-налоговых взаимосвязей.

    Исследование  проблем  фискальной политики , нашло отражение в работах экономистов Дж.М.Кейнса, П.А.Самуэльсона, Дж.Д.Сакса, К.Р.Маконелла, С.Л.Брю и др. Исследования этих экономистов имеют существенное значение для понимания общеэкономических теоретических подходов к анализу фискальной политики.

    Информационной  базой исследования явились Законы «О бюджете Республики Беларусь»  за 2000-2010 гг.

    Методология исследования базируется на использовании  методов сравнительного анализа, а  также экономико-статистических методах  анализа.

      ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 

      1.1 Проблемы бюджетного  финансирования 

      Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

  • Монетизация (выпуск новых денег) бюджетного дефицита;
  • Внешние и внутренние займы (долг, кредит).

      Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов центрального банка  государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных  платежей.

      Если  государственные расходы дефицитного  бюджета финансируются за счет выпуска  новых денег, то это может привести к усилению инфляционных процессов, ухудшить состояние денежного обращения  в стране, вызвать тяжелые последствия  в сфере экономики и социальных отношений. Такая практика давно  и повсюду осуждается, хотя это  не предотвращает стремления государства  покрывать свой долг обесцениванием денег.

      Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета могут выступать кредиты, полученные от кредитных организаций  в национальной валюте; государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг; бюджетные ссуды и  некоторые др.

      Наиболее  цивилизованная форма заимствования  государством средств считается выпуск государственных займов. В ходе их размещения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. Вопрос о том, за счет каких источников государство мобилизует необходимые ему ресурсы, имеет важнейшее значение для состояния денежного обращения и функционирования экономики в целом. Если казначейские обязательства размещаются в частном секторе, происходит временное перераспределение денежных ресурсов от их частных владельцев к государству. Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под достаточно высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Выплата процентов по государственному долгу является одной из основных расходных статей бюджета. [1,с.123]

      Таким образом, размещение государственной  задолженности в частном секторе  способствует в свою очередь дальнейшему  увеличению бюджетных расходов. Также  необходимо принять во внимание то, что  когда правительство выходит  в качестве заемщика на рынок ссудных  капиталов, то это ощутимо сказывается  на соотношении спроса и предложения  денежных ресурсов. Происходит значительное повышение процентных ставок, в результате чего ухудшаются общие условия финансирования капитальных вложений, и происходит своеобразное «вытеснение» части инвестиций с денежного рынка. По этой же причине  возможно и сокращение части потребительских  расходов, финансируемых за счет кредита.

      Однако  государство может размещать  свои обязательства не только в частном  секторе, но и учитывать их в центральном  банке, который под эти обязательства  выпускает дополнительную денежную массу, не связанную с увеличением  реальной товарной массы, то здесь финансирование бюджета начинает раздувать инфляцию и расстраивать денежное обращение.

      Внешние источники финансирования обычно представлены государственными займами, осуществляемыми  в иностранной валюте путем выпуска  ценных бумаг; кредитами правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций  в иностранной валюте. В результате использования этих средств возникает  внешний государственный долг, который  представляет собой задолженность  государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

      Экономические последствия государственного долга  следующие:

  1. необходимостью обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
  2. долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
  3. увеличение налогов для оплаты государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
  4. когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал и снижению инвестиционной активности;
  5. рост внешнего долга, безусловно, подрывает международный авторитет страны;
  6. чисто психологический эффект – с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне. [2,с. 17]

      Таким образом, управление государственным  долгом становится целой наукой, которая  включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.

      Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ  перед другими и не является полностью  неинфляционным. Однако более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.

      Какой бы способ финансирования дефицита государственного бюджета не применялся, его рост при прочих равных условиях будет  повышать равновесный уровень норм процента и снижать темпы экономического роста, одновременно внося структурные изменения в объем производства и, вытесняя из него некоторую долю инвестиций. На краткосрочном временном интервале увеличение дефицита бюджета, возможно, будет стимулировать рост реального объема производства. Однако на долгосрочных временных интервалах, этот процесс вызовет повышение равновесного уровня цен.

      Лишний  раз хочется подчеркнуть, что  для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного  развития и реально ощутимой эффективности  невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом не применялись.

Таким образом, управление государственным  долгом становится целой наукой, которая  включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.

      Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ  перед другими и не является полностью  неинфляционным. Однако более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.

      Какой бы способ финансирования дефицита государственного бюджета не применялся, его рост при прочих равных условиях будет  повышать равновесный уровень норм процента и снижать темпы экономического роста, одновременно внося структурные изменения в объем производства и, вытесняя из него некоторую долю инвестиций. На краткосрочном временном интервале увеличение дефицита бюджета, возможно, будет стимулировать рост реального объема производства. Однако на долгосрочных временных интервалах, этот процесс вызовет повышение равновесного уровня цен.

      Лишний  раз хочется подчеркнуть, что  для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного  развития и реально ощутимой эффективности  невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом не применялись.

1.2 Проблема временных  лагов(запаздывания) 

        Некоторые экономисты утверждают, что правительство должно использовать  денежно-кредитную и финансово-бюджетную  политику только для достижения  долгосрочных целей, таких как  экономический рост и низкая  инфляция, а с краткосрочными  колебаниями экономика справится  самостоятельно. Они допускают, что  государственное регулирование  теоретически позволяет стабилизировать  экономику, но выражают глубокие  сомнения в его практической  ценности.

       Основной аргумент против активной  денежно-кредитной и фискальной  политики — неизбежное запаздывание  осуществляемых мероприятий, так  называемый временной лаг. Да, мероприятия денежно-кредитной политики  ведут к изменению процентных  ставок, что, в свою очередь,  оказывает воздействие на инвестиционные  расходы. Однако инвестиционные  планы большинства фирм рассчитаны  далеко вперед. Следовательно, для  достижения какого-либо эффекта  в отношении производства и  занятости (предполагающего корректировку  планов субъектов экономики) требуется  минимум полгода, а иногда —  несколько лет. Критики стабилизационной  политики утверждают, что вследствие  временного лага ФРС должна  оставить попытки «точной настройки»  экономики. Они утверждают, что ФРС обречена на постоянные опоздания, и, в конечном итоге, ее действия есть скорее причина экономических флуктуации, а не лекарство от них. Критики отстаивают необходимость пассивной денежно-кредитной политики, например низкий устойчивый рост предложения денег.

       Финансово-бюджетная политика также  запаздывает, но, в отличие от  денежно-кредитной политики, ее отставание  в значительной степени может  быть отнесено на счет политического  процесса. В США решение об  изменениях в правительственных  расходах и налогообложении должно  быть одобрено комиссиями Палаты  представителей и Сената, затем  обеими палатами Конгресса и,  наконец, подписаны президентом.  Этот процесс может длиться  месяцы, а то и годы. Пока они пройдут все инстанции и будут готовы к исполнению, экономические условия могут полностью измениться.

        Проблема временных лагов в  финансово-бюджетной политике отчасти  связана с уровнем точности  экономических прогнозов. Если  бы экономисты обладали возможностью  точно предсказывать перспективы  развития экономики хотя бы  на год вперед, применение инструментов  денежно-кредитной и финансово-бюджетной  политики вряд ли вызывало  бы возражение, даже с учетом  временных лагов. Однако рецессия  и депрессия наступают без  предварительного предупреждения. Единственно верная, на наш взгляд, политика — решение экономических  проблем по мере их возникновения  [3;128]

        Эффективная дискреционная фискальная  политика  предполагает  грамотную  диагностику  происходящих  экономических  процессов,   на   основе   которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

          Однако узнать, во  что  выльются  возникшие  тенденции  макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не  всегда  может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по  настройке фискальной   политики   с   известным   запозданием. Образуется  временной лаг между необходимостью  настройки   экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.

         Запаздывание  действия  необходимых   рычагов  дискреционной   политики  связано  также  с  обычными  административными  процедурами   по  организации мероприятий,  обусловленных проведением новой  хозяйственной политики.

          Эффект от принятия новой фискальной  политики обычно приходит не  сразу, потому что вложения  средств в развитие производства окупаются  по  истечении достаточно большого срока времени.

Информация о работе Проблемы фискальной политики