Проблема внешних эффектов в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Работа содержит 1 файл

Проблема внешних эффектов в рыночной экономике.doc

— 404.00 Кб (Скачать)

      Тепловое  воздействие увеличивает температуру  в городе на 3-5°С, безморозный период на 10-12 дней и бесснежный – на 5-10 дней. Нагрев и подъем воздуха в центре вызывает подток его с окраины – как из лесопаркового пояса, так и из промышленных зон.

      Расход  воды в Москве на 1 жителя – около 700 л/сутки. При огромных расходах на очистку даже водопроводная вода содержит некоторое количество вредных соединений, главным образом удобрений и ядохимикатов. Водные ресурсы используются нерационально – более 20% воды уходит неиспользованной. Например, только для бритья москвич за один раз использует до 100 литров. В районах со счетчиками (г. Зеленоград) водопотребление в 2-3 раза меньше.

      Сточные воды города на 98,6% подвергаются биологической  очистке, однако в водоемы все  же попадает очень много песка, соли, подкисленной и теплой воды. Дефицит воды – один из факторов сдерживания жилищного строительства. Из 1650 главных промышленных предприятий систему оборотного водоснабжения имеют лишь 160.

      В пределах города почвы значительно  отличаются от своих аналогов в данной природной зоне – кислых дерново-подзолистых. В первую очередь надо отметить повышение pH до 8-9, что связано с поступлением из атмосферы карбонатов кальция и магния. Почвы обогащены также органическими веществами, главным образом сажей – до 5% вместо 2-3%. Содержание тяжелых металлов в 4-6 раз превышает фоновое.

      Зеленые насаждения занимают 30% площади города, что дает 25-30 кв. м на человека (Париж  – 6, Лондон – 7.5, Нью-Йорк – 8.6). Вместе с тем насаждения внутри города мало связаны с лесопарковым поясом, да и последний слишком узкий – 15-20 км. Только с севера Москва относительно защищена зеленым поясом. До 30-40% насаждений затронуто болезнями, угнетено и потеряло способность к само возобновлению. Лесопарковый пояс в дни отдыха ежедневно принимает до 4 млн. человек. Эти нагрузки выше допустимых.

      3.5 млн. человек в Москве живут  в условиях экологического дискомфорта,  а около 1 млн. – в районах  предельного дискомфорта. Загрязнение  отдельных частей города различно. Две трети всех вредных выбросов  приходится на 6 районов. Сложная обстановка в кварталах вдоль Садового кольца.

      Заболеваемость  москвичей в среднем выше, чем  по другим районам страны: распространены болезни органов дыхания, астма, различные виды аллергии, сердечно-сосудистые заболевания, болезни печени, желчного пузыря, органов чувств. Из 94 крупнейших городов мира Москва по рождаемости находится на 62-м, по смертности – на 70-м, по естественному приросту – на 71-м месте. Выживаемость детей во многих столицах мира в 2-3 раза выше, чем в Москве.

      Экология  Москвы тесно связана с фоном, природными условиями Подмосковья и климатом европейской территории России. Важнейшее значение имеет так называемый “западный перенос” – преобладание в течение года ветров западных румбов. При этом западные и северо-западные районы города получают более свежий воздух, который дополнительно очищен над лесными массивами западной части Московской области. В восточные районы Москвы поступает воздух, загрязненный над городской территорией. В периоды преобладания восточных и юго-восточных ветров Москва получает менее чистый воздух, поскольку юго-восток области заселен на 25-30%, значительно распахан и более индустриальный. Северо-запад столицы имеет более чистые водоемы, поскольку основные водотоки Подмосковья текут с северо-запада на юго-восток. Общие особенности почв и рельефа также обуславливают дифференциацию экологических условий. Северо-запад Москвы более возвышенный, холмистый, имеет более тяжелые, глинистые и суглинистые почвы. Это способствует активному поверхностному смыву, горизонтальной миграции загрязнения, его концентрации в водоемах и малому проникновению в грунты. На юго-востоке большее распространение имеют песчаные, равнинные поверхности с малыми уклонами. Здесь лучшие условия для вертикальной миграции загрязнения, заражения грунтовых вод.

      Москва  заметно влияет на прилегающую местность: атмосферное загрязнение распространяется на восток на 70-100 км, депрессионные  воронки от забора артезианских вод  имеют радиусы 100-120 км, тепловое загрязнение  и нарушение режима осадков наблюдается на расстоянии 90-100 км, а угнетение лесных массивов – на 30-40 км.

2.3. Государство и внешние эффекты

      Тем не менее, многие экстерналии существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналии не будут устранены. К такому же результату ведут слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналий устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия.

      Аналогичной будет ситуация при расхождении  издержек у различных производителей товаров, порождающих внешние эффекты. И в этом случае установление единого допустимого, административно определенного количества подобного товара QA не устранит неэффективного размещения ресурсов (теперь QA < Q]s, и первый производитель уже не сможет достичь социально оптимального объема выпуска, но QA > Q^, и второй производитель, наоборот, будет превышать социально оптимальный объем выпуска), хотя также может способствовать снижению размеров потерь эффективности

      Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих  внешние эффекты экономических субъектов административные органы теоретически могли бы установить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности (количество продукции, предельно допустимые концентрации выброса вредных веществ и т. д.), но это было бы связано со слишком высокими административными издержками на получение необходимой информации, определение таких параметров и проверку выполнения административных решений. К тому же число регулируемых таким образом экономических субъектов слишком велико. Поэтому в реальных экономических условиях это неосуществимо. Недавняя практика административного регулирования деятельности предприятий в нашей стране подтверждает этот вывод.

      Однако  реализовать на практике корректирующие налоги и субсидии не просто, так как это связано со значительными административными и трансакционными издержками, связанными со сбором информации и контролем, в частности, установление конкретных субъектов и объектов, в том числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т. д. Свою роль играет и взаимное противоречие интересов вовлеченных в такие проблемы сторон: производителей и потребителей продукции и получателей внешних эффектов. Тем не менее, некоторые налоги и субсидии уже используются в практике отдельных стран.

      Создание  рынков прав на загрязнения. Важная сфера деятельности государства - создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее, рынки и подключить рыночный механизм к решению проблемы экстерналий под государственным контролем. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов рынки прав на загрязнения (чаще всего — на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов от различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем введения механизма перепродажи лицензий на загрязнения. Устанавливая конкретный допустимый объем загрязнений Q', государство тем самым определяет фиксированный объем S предложения прав на загрязнения. Рыночная цена Р' определяется с учетом спроса D на загрязнения .

      Те  субъекты загрязнения, для которых  данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных  выбросов, предпочтут не покупать такую  лицензию, а осуществить необходимые сравнительно более дешевые меры. В ином случае им придется купить лицензию и сократить производство данной продукции — или же полностью отказаться от него, если суммарные затраты окажутся слишком высоки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Грядущий  век  и  тысячелетие требуют определения новой глобальной идеи. Невероятно возросшее и колоссальными темпами возрастающее могущество Человека,  вытекающее из возможностей информационной революции, вряд ли сможет использовать в качестве двигателя прогресса идею искупления первородного греха или идею прощения человеком невольных и вольных грехов своих недоброжелателей... Скорее  всего  глобальной  идеей следующего века станет идея гармонии.

        Попробуем сделать некоторые  выводы. Человек не может жить  без определенного минимума собственности.  Истинная частная, т. е. индивидуальная,  собственность человека - то, что принадлежит ему бесспорно. В-первую очередь, это право на материальные условия жизни, предметы первой необходимости, жилье, продукты индивидуального труда данного субъекта и т. п. Все, что произведено не одним человеком, не его семьей, а большим количеством работников, в ходе совместной производственной деятельности, быть частной собственностью отдельного человека не может и не должно, потому что остальные люди, участвовавшие в создании крупного  предприятия,  такого присвоения не примут.  В результате неприятия возникнет тот или иной уровень социального напряжения, от скрытого недовольства до революционных конфликтов.  Для общества, также как и для отдельного человека, естественной и выгодной ситуацией является состояние согласия, консенсуса, конвенции.

      Логика  развития жизни на Земле определяет деятельность человека как главный  фактор, причем биосфера может существовать без человека, но  человек не может существовать без биосферы. Сохранить гармонию человека и природы – основная задача, которая стоит перед настоящим поколением. Это требует изменения многих ранее сложившихся представлений  о соизмерении человеческих ценностях. Необходимо развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять выбор вариантов технологий, строительства предприятий и использования природных ресурсов.

      Одна  из основных задач современного образования  – становление экологического способа  мышления. Так правительством  РБ в 1991 г. была одобрена Республиканская программа по образованию в области окружающей среды. В ней определены цели и принципы организации экологического  образования в области охраны окружающей среды. Важным моментом является тот факт, что приоритетность экологического образования, обязательность введения природоохранных дисциплин  во всех учебных заведениях закреплены в законах РБ « Об образовании» и  «Об охране окружающей среды». От лозунга « Взять от природы все» необходим переход к лозунгу «Природа наш дом».     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономические основы экологии – Санкт-Петербург, изд. «Специальная литература» 1997г.

2. Экология и экономика -  Москва, изд. «Закон и право» 1998г.

3. Основы экологии и экономика природопользования «Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ. Учебно-методический центр» 2000г.

4. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде  Л.:  Химия 1987г.

5. Охрана окружающей среды – справочник.

6. «Рациональное использование и охрана окружающей   среды городов.» Е. М. Сергеев, Г. Л. Кофф.

7. Экологическая перспектива города - О.Н. .Яницкий.

8. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др. М., “Экономика”, “Дело”, 1992г.

9. Нуреев Р. И. “Основы экономичесокй теории: Микроэкономика” М.,

“Высшая школа”, 1996г.               
 

Информация о работе Проблема внешних эффектов в рыночной экономике