Проблема монополизма в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом.теории.doc

— 245.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН  от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) 

Глава 1. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ 

Статья 1. Предмет  и цели настоящего Федерального закона

1. Настоящий  Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции;

2) недопущения,  ограничения, устранения конкуренции  федеральными органами исполнительной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

2. Целями настоящего  Федерального закона являются  обеспечение единства экономического  пространства, свободного перемещения  товаров, свободы экономической  деятельности в Российской Федерации,  защита конкуренции и создание  условий для эффективного функционирования товарных рынков. 

Статья 2. Антимонопольное  законодательство Российской Федерации  и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

1. Антимонопольное  законодательство Российской Федерации  (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

2. Отношения,  указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. 

Статья 3. Сфера  применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий  Федеральный закон распространяется  на отношения, которые связаны  с защитой конкуренции, в том  числе с предупреждением и  пресечением монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции, и в которых участвуют  российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

2. Положения  настоящего Федерального закона  применяются к достигнутым за  пределами территории Российской  Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

1) соглашения  достигнуты в отношении находящихся  на территории Российской Федерации  основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;

2) соглашения  приводят или могут привести  к ограничению конкуренции в  Российской Федерации. 

Глава 2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ 

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим  субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются  действия (бездействие) занимающего  доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой  или монопольно низкой цены  товара;

2) изъятие  товара из обращения, если результатом  такого изъятия явилось повышение  цены товара;

3) навязывание  контрагенту условий договора, невыгодных  для него или не относящихся  к предмету договора (экономически  или технологически не обоснованные  и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически  или технологически не обоснованные  сокращение или прекращение производства  товара, если на этот товар  имеется спрос или размещены  заказы на его поставки при  наличии возможности его рентабельного  производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически  или технологически не обоснованные  отказ либо уклонение от заключения  договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия  возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом  не обоснованное установление  различных цен (тарифов) на  один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление  финансовой организацией необоснованно  высокой или необоснованно низкой  цены финансовой услуги;

8) создание  дискриминационных условий;

9) создание  препятствий доступу на товарный  рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение  установленного нормативными правовыми  актами порядка ценообразования.

2. Хозяйствующий  субъект вправе представить доказательства  того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

3. Правительство  Российской Федерации устанавливает правила доступа к товарам субъектов естественных монополий, направленные на предупреждение создания условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями товаров субъектов естественных монополий.

4. Требования  настоящей статьи не распространяются  на действия по осуществлению  исключительных прав на результаты  интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации  продукции, работ или услуг. 

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию  соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов

1. Запрещаются  соглашения между хозяйствующими  субъектами или согласованные  действия хозяйствующих субъектов  на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению  или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению,  снижению или поддержанию цен  на торгах;

3) разделу  товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически  или технологически не обоснованному  отказу от заключения договоров  с определенными продавцами либо  покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) навязыванию  контрагенту условий договора, невыгодных  для него или не относящихся  к предмету договора (необоснованные  требования о передаче финансовых  средств, иного имущества, в  том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом  не обоснованному установлению  различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению  или прекращению производства  товаров, на которые имеется  спрос либо на поставки которых  размещены заказы при наличии  возможности их рентабельного  производства;

8) созданию  препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению  условий членства (участия) в профессиональных  и иных объединениях, если такие  условия приводят или могут  привести к недопущению, ограничению  или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

2. Запрещаются  иные соглашения между хозяйствующими  субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются  допустимыми в соответствии со  статьей 12 настоящего Федерального  закона) или иные согласованные  действия хозяйствующих субъектов,  если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

3. Физическим  лицам, коммерческим организациям  и некоммерческим организациям  запрещается координация экономической  деятельности хозяйствующих субъектов,  если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи.

4. Хозяйствующий  субъект вправе представить доказательства  того, что достигнутые им соглашения  или осуществляемые им согласованные  действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона. 

Статья 12. Допустимость "вертикальных" соглашений

1. Допускаются  "вертикальные" соглашения в  письменной форме (за исключением  "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.

2. Допускаются  "вертикальные" соглашения между  хозяйствующими субъектами (за исключением  "вертикальных" соглашений между  финансовыми организациями), доля  каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Проблема монополизма в современной экономике