Проблема монополизма в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом.теории.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

       УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ 
 
 
 

                                                                       

                                                                                        Кафедра: «Экономическая теория и мировая экономика» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

       по  дисциплине «Экономическая теория»

       на  тему: «Проблема монополизма в современной экономике» 
 
 
 

Проверил:  Выполнил:

преподаватель студент

Маликина  Л.А. группы ПИЭ-217

      Жилина И.А. 
 
 
 

Екатеринбург

2009

       СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ

    Проблема  монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной  до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

       К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях  все мировое зло или считать  только их основой экономического благосостояния.

       Отношение общественности и государства к  различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

       С другой стороны, существуют весомые  аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

       Вместе  с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.

       Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и  в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно  сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

       Не  следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

       Учитывая  двойственный характер монополистических  объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой– то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

       Объектом  исследования является проблема монополизма и методы борьбы с ним. Предметом исследования – источники монополизма и негативные последствия от несовершенной конкуренции.

       Цель  данной курсовой работы является более глубокое изучение теории по вопросу монополизма, проблем связанных с ним и путей их решения.

       Первая  часть курсовой работы посвящена  анализу монополизма как экономического явления. В ней рассмотрены сущность и виды монополий, их особенности и источники. Вторая часть работы содержит такие актуальные вопросы, как:

  • антимонопольная политика;
  • демонополизация экономики России.

       Третья  часть курсовой работы посвящена проблемам монополизма в условиях экономического кризиса.

       В заключении подведены основные итоги  работы и сделаны выводы по ключевым вопросам данной темы.

       В работе были поставлены следующие задачи: подробно изучить понятие монополии, ее виды, рассмотреть источники возникновения, проанализировать ее последствия, выявить методы борьбы с несовершенной конкуренцией.

       Чтобы разобраться в поставленном вопросе  в данной работе были использованы учебники, журналы, а также Internet– ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ

       1.1 Возникновение и  сущность монополии

 

       В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые  за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции  этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

       Монополия — 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, монополия — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги;

       2) исключительное право на осуществление  той или иной деятельности (государственная монополия на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.

       История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в  разных формах и в неодинаковой степени  проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.

       Совершенная монополия (так же, как и совершенная  конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

  • монополист является единственным производителем данного товара;
  • продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
  • проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
  • степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

       Монополия возникает там, где велики барьеры  для вступления в отрасль. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.

       Типы  барьеров, препятствующих проникновению  новых фирм на монополизированные рынки:

       1. Юридические барьеры. Вход на  монополизированный рынок обычно  очень сильно может быть ограничен  с помощью юридических барьеров. Самыми древними формами таких  барьеров были монопольные права,  которые присваивались себе по  праву сильного правителями и которые со временем получили название «государственных монополий». Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.

       Надо  сказать, что государство рождает  монополию или создает условия  для нее и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям.

       Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и  без получения государственной  лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д. Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.

       Естественно, лицензирование придумано не для  создания монополий – оно решает совершенно иные задачи. Например, предотвращение фальсификации алкогольных напитков не лицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться. Тем не менее, экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.

       Важнейшим видом юридических барьеров, рождающих  и защищающих монополию, являются патенты  на изобретения и научно-технические разработки.

       2. Естественные барьеры. В некоторых  случаях рождение монополии оказывается  практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными. Поскольку порождающие их барьеры естественны, то есть закономерно присущи определенному рынку.

       3. Экономические барьеры. Такие  барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

       Также в качестве барьеров для входа  в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:

         а) Собственность на все предложение  производственного ресурса. Монополия  также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.

         б) Уникальные способности и  знания также могут создать  монополию. Так певцы, художники,  спортсмены обладают монополией  на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта [2]. 

     Источники монополий:

       Экономисты  насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых  из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов. 

       1. Полный (исключительный) контроль над  вводимыми важными факторами  производства.

       Например, в течение многих лет фирма  «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами.

Информация о работе Проблема монополизма в современной экономике