Проблема монополизма в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом.теории.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

       Еще одна особенность современной монополизации  – усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.

       Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

       Таким образом, монополии на современном  этапе – это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

       С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий  значительно больше и первый из них – практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

       Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

       Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии – оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

       Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству [6]. 
 
 

2 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

       2.1 Сдерживание недобросовестной монопольной практики

 

       Вследствие  «очевидных» для большинства населения и средств массовой информации негативных последствий монополизации правительство берет деятельность монополий под контроль.

       При этом Государство не стремится сделать  все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные  недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения  выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социальнонежелательных изменений, ее основными моментами является:

  • охрана и поощрение конкуренции;
  • контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
  • контроль над ценами;
  • защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

       Пока  существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Она не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

       Государство стремится не допустить превращения  крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного  механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции [3].

       2.2 Способ антимонопольного регулирования экономики

 

       Как мы уже знаем, конкуренция есть самое  эффективное средство достижения целей  рыночной экономики и интересов всех членов общества.

       Когда же предприниматели заключают между  собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить  большую цену за товар и сокращать  объем потребления. Цены в этих случаях  становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.

       Чтобы избежать этих негативных явлений, государство  вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.

       Антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство (см. приложение 1).

       Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

       Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную  профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы  сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот – поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и.т.д.

Наиболее  эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе «Допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии» (см. приложение 1, глава 2,статья 12).

       Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто из экономистов не стал бы утверждать, что попытка сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.

       С помощью государственного регулирования  экономики и различных антимонопольных  мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их [3].

     2.3 Демонополизация  экономики России

 

       Унаследованный от централизованной экономики монополизм – это монополизм особого рода. Во-первых, он был всеобъемлющим, включая производство, распределение, обмен и потребление. Во-вторых, монополизм российской экономики сформировался не в результате действия, поглощения, слияний или сговора между предприятиями, а сознательно как способ оптимизации распределения ресурсов на основе экономии от масштаба производства. Следовательно, российский монополизм имел не производственную, а управленческую природу. Для хозяйствующих субъектов такой монополизм оборачивался: безальтернативностью экономического поведения, жестко фиксированного централизованным планированием; натурально-хозяйственной замкнутостью; не реализуемостью имеющихся монопольных преимуществ из-за централизации доходов в бюджете. Следовательно, у нас была создана государственная экономика, а не экономика с монополизмом хозяйствующих субъектов. Поэтому демонополизация российской экономики, прежде всего, означает ее разгосударствление путем, во-первых, демонтажа административно-командной системы управления, и, во-вторых, изменение мотивационного поведения субъектов экономики посредством формирования инициирующего предпринимательскую инициативу и конкуренцию механизма. Третий элемент демонополизации – закрепление правовых основ, исключающих монопольные действия государственных органов и участников хозяйственного оборота

       Особое  место в демонополизации экономики  занимает проблема крупных предприятий, с раздроблением которых часто  связывают преодоление монополизма  в российской экономике. Раздробление крупных фирм может способствовать активизации конкуренции в отрасли за счет автономизации структурных звеньев.

       Проведенная под флагом демонополизации экономики  законодательная поддержка центробежных тенденций уже обернулась для  российской экономики отрицательными последствиями. Во-первых, был утрачен контроль над целостным производственно – распределительным циклом. Разрыв хозяйственных связей при отсутствии налаженной снабженческо-бытовой сети привел к тому, что одни предприятия столкнулись с проблемой обеспечения производства необходимыми ресурсами, другие же – с проблемой сбыта. Во-вторых, в результате сужения хозяйственной базы упала концентрация финансовых ресурсов и снизилась возможность маневрирования ими, что привело к ухудшению финансовой устойчивости предприятия. В-третьих, автономизация промежуточных обернулась усилием монопольных проявлений в виде ценового диктата.

       Таким образом, приемлемость раздробления предприятий  как способа решения проблем  монополизма в российской экономике  далеко не однозначна. При этом следует  иметь в виду, что монополизм как форма рыночной власти кроется не в размерах предприятия, а в его положении на рынке. Даже небольшое предприятие может быть монополистом, крупное же, наоборот, – совершенным конкурентом. Поэтому корень вопроса не в крупных предприятиях, а в том, что производство той или иной продукции сконцентрировано у одного производителя. Следовательно, выход следует искать не в разукреплении существующих производителей, а в создании для них конкурентов путем диверсификации производства продукции, создания новых производств аналогичной продукции и обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов [3]. 
 
 
 
 
 
 

    3 МОНОПОЛИЗМ КАК ПРИЧИНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

       В последние десятилетия мир отходил  от либеральных принципов в области  экономики. Во все большей степени усиливалась роль крупнейших компаний, которые заняли доминирующее положение в глобальном масштабе. Принимаемые решения не ограничивали монополизм, а поощряли его на глобальной территории.

       Причины кризиса совсем не в том, что банкам не достает средств для совершения платежей. Причина - нарушен один из центральных принципов при подготовке решений.

Информация о работе Проблема монополизма в современной экономике