Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;
сделать анализ законодательного обеспечения приватизации;
проанализировать результаты и проблемы приватизации сельскохозяйственного производства в РК;
изучить пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства.

Содержание

Введение 3
1 теоретические аспекты приватизации
сельскохозяйственного производства 5
1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации 5
1.2 Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном
производстве 7
1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства 10
2 анализ приватизационных процессов в сельском
хозяйстве республики казахстан 13
2.1 Анализ результатов приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 13
2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 17
2.3 Анализ развития сельского хозяйства по СКО на современном этапе 21
3 пути решения проблем приватизации
сельскохозяйственного производства в Рк 27
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсова работа медянниковой анны.docx

— 113.81 Кб (Скачать)

           Таблица 2.5 - Доля посевов зерновых культур в общей площади посева за 2005 – 2010 годы

(в процентах) 

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Доля  посевов зерновых культур 87,8 88,4 88,1 89 89,3

     Доля посевов зерновых культу 

     Рис. 4  - Доля посевов зерновых культур в общей площади посева

     за 2005 – 2010 годы, в процентах 

       За  последние пять лет прирост доли посевной площади пшеницы снизился с 85,9% в 2006 году до 83,4% в 2010 году, ячменя увеличился с 11,8% в 2006 году до 14,7% в 2010 году, овса с 1,3% в 2006 году до 0,9% в 2010 году. (рис 3). 

           Таблица 2.6 - Структура посевов зерновых культур за 2006 – 2010 годы

(в процентах)

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Пшеница 85,9 87,9 86,1 85,7 83,2
Ячмень 11,8 10 12 12,3 14,7
Овес 1,3 0,9 0,9 1 0,9
Гречиха 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Прочие 0,9 1,1 0,9 0,9 1,1
 
 

     Рис. 5 - Структура посевов зерновых культур за 2006 – 2010 годы, в процентах 

       В текущем году увеличили посев  зернового клина, картофеля и  овощей все районы области. Наибольшее расширение посевов зерновых и зернобобовых культур наблюдается в районах  М.Жумабаева (20,7%), Уалихановском (17,4%), Жамбылском (16,0%), Акжарском (13,3%), Тимирязевском (12,0%).

       Значительное  увеличение посевов картофеля в  Уалихановского (на 66,7%), Акжарском (на 91,1%), Есильском (на 43,7%), овощей – в  Уалихановском (в 3,5 раза), Акжарском (в 2,6 раза), Тимирязевском (на 50,2%) районах.

       С целью увеличения продуктивности пашни  необходимо внедрение научно-обоснованных севооборотов и расширение применения минеральных и органических удобрений. В 2010 году чистыми парами занято 603,1 тыс. га земельных угодий, что меньше прошлого года на 71,9 тыс. га. Не соблюдается  необходимая структура севооборотов по наличию паров в пашне, вместо 25%-30%, предусмотренных Программой первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого  развития агропромышленного комплекса  Северо-Казахстанской области на 2007 - 2010 годы, они занимают только 18,7%, что больше прошлого года на 3,4 процентных пункта.

           3 пути решения проблем  приватизации сельскохозяйственного  производства

 

       Сельскохозяйственное  производство Казахстана находится  в более неблагоприятных условиях, чем большинство республик СНГ. Годовое количество осадков колеблется от 90 мм в пустыне, до 1000-1600 мм в высокогорьях и предгорья) Заилийского Алатау и Алтая. В равнинных земледельческих районах выпадает 250-400 мм осадков в год. Летний период на юге начинается с середины мая, а на севере - в начале июня. Все эти особенности накладывают определенный отпечаток на специфику системы ведения сельского хозяйства и пространственное размещение сельскохозяйственного производства.

       Слабо развита система заготовки и  закупа сельскохозяйственной продукции. Отсутствие цивилизованного оптового рынка, отмена биржевой торговли способствуют сохранению расширенной сети посредников  при продвижении сельхозпродукции к конечному потребителю. Недостаточное  количество заготовительных пунктов  и низкий уровень их оснащенности, отсутствие лабораторного контроля качества сельскохозяйственной продукции  отрицательно влияют на обеспечение  пищевой промышленности необходимым  сырьем, а также сбыт продукции  сельхозпроизводителей и сельского  населения. 
            До настоящего времени производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка не соответствуют международным стандартам качества. Подавляющим большинством сельхозтоваропроизводителей не используются рекомендуемые севообороты, наблюдается низкое качество высеваемых семян, не проводится сортосмена и сортообновление, практически прекратилось применение минеральных удобрений, протравителей и гербицидов, что приводит к снижению урожайности и качества продукции растениеводства.

       Кроме того, в животноводстве преобладает  численность беспородного скота  с низкими продуктивными качествами. Мелкие крестьянские хозяйства не могут  обеспечить планомерную работу на научной  основе в племенном животноводстве.

       В последние годы, к сожалению, в  крестьянской практике все реже встречается  такое понятие, как «культура  земледелия». А низкий уровень организации  агротехнических работ соответственно ограничивает экспортные возможности  производителей. Для увеличения выпуска  продукции растениеводства и  повышения его экономической  эффективности, планируется расширить  площади под рентабельные виды сельскохозяйственных культур. Структура их посевов будет  адаптирована к природно-климатическим  условиям регионов. В западных областях страны, например, увеличатся площади  озимых пшеницы и ржи, а в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской - будут увеличены площади под  твердую пшеницу, зернобобовые и  зернофуражные сорта. Посевы крупяных и масличных расширятся в Восточно-Казахстанской  и Павлодарской областях, под кукурузу, сою и сахарную свеклу - в Алматинской  и Жамбылской областях.

       По  мнению экспертов, экономический прогресс в с/х отрасли может быть достигнут  при росте реальных доходов населения. В ближайшей и отдаленной перспективе  эластичность спроса на продовольствие по доходам будет оставаться весьма высокой, так что не менее половины прироста реальных доходов населения (если он будет иметь место) будет  расходоваться на покупку продуктов  питания.

       Благоприятная тенденция в динамике соотношения  цен на средства производства для  сельского хозяйства и сельскохозяйственную продукцию - рост цен на сельскохозяйственную продукцию пока опережает рост цен  на основные покупные средства производства для сельского хозяйства. Если за последующие годы пищевая промышленность станет объектом крупных отечественных  и иностранных инвестиций, это  приведет к объективному росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье. По прогнозам ученых, в ближайшие годы рост внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье будет наблюдаться, прежде всего, в производстве молока, пивоваренного ячменя, подсолнечника, овощей и фруктов предназначенных для промышленной переработки.

       Появление новых инвесторов-операторов, которые  «трансформируют» указанные выше благоприятные  возможности в реальный экономический  рост.

       На  взгляд экспертов, основные шаги, которые  должны будут входить в стратегию  подъема агропромышленного комплекса, могут включать большой комплекс мер. Сюда относится привлечение  новых биотехнологий, в том числе  в микробиологии в племенном  животноводстве и селекции растений, базируясь на собственном материале, чтобы не зависеть от импорта новых  сортов.

       Государственные дотации, прежде всего, в перерабатывающую отрасль, дорожное строительство и  селекцию. Поддержка внутреннего  товаропроизводителя (государственный  протекционизм). Широкие инвестиции в пищевую отрасль. Государственное  регулирование внутренних цен. В  том числе устранение причин ценового сговора посредников и перекупщиков, правовая и силовая поддержка  непосредственного производителя. Принятие закона о паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в  сельском хозяйстве. Надо расширять  кооперацию и интеграцию в агропромышленном комплексе, создавать средние и  мелкие агроформирования с включением в них перерабатывающих и обслуживающих  организаций.

       Подводя итоги приватизации, можно сделать  вывод, что падение реальных доходов  значительной части населения, несомненно, один из самых ощутимых негативных результатов реформы собственности. Средства от приватизации на развитие объектов социальной инфраструктуры практически  не поступали, приватизация собственности  не сопровождалась ее реальным перераспределением, а наделение работника акциями без изменения его властных полномочий не способствовало изменению его статуса. Процесс формирования новых экономических институтов в результате приватизации оказывается значительно более сложным, чем это мыслилось в начале ее процесса, а экономические проблемы, отношения собственности тесно связаны с социальными параметрами общества.

       Ни  полная, ни тем более частичная  смена формы собственности еще  не означает автоматически возникновения  «эффективной» частной собственности, так как вне конкурентного  рынка, гражданского общества и правового  государства тот позитивный заряд, который несет в себе частная  собственность, реализован быть не может.

       Современное состояние казахстанского рынка  зерна является следствием процессов  его формирования в условиях перехода сельскохозяйственной отрасли на рыночные отношения с одновременным ослаблением  роли государства. Результатом этого  являются следующие, на наш взгляд, тенденции и проблемы рынка:

  1. сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта;
  2. значительные изменения рыночных цен на зерно в зависимости от урожайности и сезонности производства, что оказывает дестабилизирующее влияние на зерновую отрасль в целом;
  3. появление на рынке большого количества посреднических структур, диктующих сельхозпроизводителям невыгодные ценовые условия;
  4. значительная доля бартерных операций, обусловленная необходимостью расчетов с предприятиями и организациями за поставки нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов, удобрений, семян;
  5. слабая информационная прозрачность рынка и, как следствие, отсутствие равновесной цены, определяющей реальные спрос и предложение.

       Нерешенность  данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, диспаритету цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, снижению зависимости между ценой  и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными  и финансовыми потоками, развитию теневого рынка.

       Обобщение выборочных статистических данных показало, что темп роста цен на хлеб меньше темпа роста цен на зерно и  муку в среднем на 25–30%.

       Нам представляется, что актуальной проблемой  развития сельского хозяйства является создание адекватного механизма  государственного регулирования. Основными  задачами в рамках такого подхода  могут стать:

  1. создание системы сбалансированного удовлетворения спроса на зерно по регионам, учитывающей неравномерность производства и необходимость совершенствования используемых логистических механизмов;
  2. достижение информационной прозрачности рынка, которая позволит преодолевать значительную часть административных барьеров, в том числе на основе ассоциированных усилий производителей;
  3. формирование эффективной инфраструктуры, в особенности системы биржевой торговли, обеспечивающей необходимые хозяйственные связи между субъектами рынка;
  4. оптимизация применяемого инструментария бюджетного финансирования и кредитования зернопроизводящих хозяйств.

       Большинство указанных проблем сельского  хозяйства являются следствием неразвитости рынка зерна в части создания и развития механизмов организованного сбыта.  
Заключение
 

Информация о работе Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане