Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:12, курсовая работа
Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;
сделать анализ законодательного обеспечения приватизации;
проанализировать результаты и проблемы приватизации сельскохозяйственного производства в РК;
изучить пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства.
Введение 3
1 теоретические аспекты приватизации
сельскохозяйственного производства 5
1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации 5
1.2 Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном
производстве 7
1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства 10
2 анализ приватизационных процессов в сельском
хозяйстве республики казахстан 13
2.1 Анализ результатов приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 13
2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 17
2.3 Анализ развития сельского хозяйства по СКО на современном этапе 21
3 пути решения проблем приватизации
сельскохозяйственного производства в Рк 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
Доля сельского хозяйства в ВВП | 6,5% | 6,7% | 7% |
Рис.
2- Доля сельского хозяйства в
ВВП в 2008-2010г
В 2008-2010 гг. средние темпы роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства составили 8,6% в год. Согласно статистике, Казахстан демонстрирует наибольшие темпы роста сельского хозяйства в странах СНГ и Восточной Европы. Государственная поддержка аграрного сектора в соответствии с Агропродовольственной программой, обеспечивается посредством косвенного субсидирования товаропроизводителей. Субсидии выделяются для снижения закупочных цен на семена, племенной скот, минеральные удобрения, средства защиты растений и животных. Обеспечивается льготное кредитование лизинга сельскохозяйственной техники и приобретения ГСМ. В рамках государственной Программы развития сельских территорий обеспечивается финансирование объектов образования, здравоохранения, культуры и водообеспечения сельских населенных пунктов. Расширение посевных площадей, более полное и качественное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий позволило увеличить урожайность и валовой сбор многих видов сельскохозяйственных культур. Самая высокая урожайность зерновых культур, подсолнечника на зерно и овощей в 2009 годы получена в хозяйствах населения; сахарной свеклы, картофеля и хлопка-сырца - в крестьянских хозяйствах.
Приватизационное
законодательство превышает три
тысячи нормативных правовых актов
и состоит из трех законов о
приватизации, двух указов Президента
Республики Казахстан, утвердивших
Государственную программу
Закон от 3 июля 1991 г. № 1531-I, с которого следует вести отсчет приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.
В соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года постановлением Верховного Совета Республики Казахстан 11 июня 1992 г. № 2980-1 была утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республики Казахстан на 1992 год, когда приватизация уже набрала значительные темпы и реализовывалась на правовой основе указов Президента Республики Казахстан.
Государственная
программа приватизации на 1992 год
содержала конкретный механизм приватизации
государственных и
Массовая приватизация предприятий была начата на основании Указа Президента Республики Казахстан от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», утвердившего положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и типовой устав акционерного общества открытого типа.
Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации.
Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации; а также против изменений законодательства и политической ситуации и гарантирует возмещение убытков. Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.
Дальнейшее развитие рыночной экономики и появление новых аспектов в земельных отношениях требовало принятия нового земельного законодательства - 20 июня 2003г. Был принят новый Земельный кодекс РК. Новый Земельный кодекс разрешил частную собственность физических и юридических лиц Республики Казахстан на землях сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства. На площади сельхозназначения предусмотрено три вида землепользования - постоянное, временное (аренда) и частная собственность.
Для
ускорения процессов
Анализируя нормативную правовую базу приватизации на начальном ее этапе можно сделать вывод о том, что правовое регулирование не было направлено на достижение основных целей, определенных в Государственной программе приватизации, - формирование «эффективного» собственника, повышение эффективности деятельности предприятий и создание социально ориентированной рыночной экономики, привлечение иностранных инвестиций.
В частности, в основу приватизационных мероприятий были заложены задания в относительных и расчетных показателях по приватизации государственных предприятий, что свидетельствовало о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности.
Законодательно
не были обеспечены равные права и
возможности по участию в приватизации
всех слоев российского общества,
и не соблюдался принцип социальной
справедливости. Трудовым коллективам
предприятий предоставлялись
Таким
образом, анализ нормативной правовой
базы в период денежной приватизации
позволяет сделать выводы о том,
что, как и в предыдущие годы не
была обеспечена правовая основа для
приватизации объектов государственной
собственности по рыночной цене без
занижения ее реальной стоимости, не
был создан механизм запрещения и
ограничения участия
Принятие
программных, законодательных актов
по вопросам управления приватизации
сельского хозяйства постоянно
сопровождалось разработкой целого
комплекса подзаконных
Аграрный
сектор является одним из важнейших
составляющих экономики области. Северо-Казахстанская
область имеет значительные потенциальные
возможности по производству сельскохозяйственной
продукции. Посевы сельскохозяйственных
культур области в структуре
посевов республики традиционно
занимают более 19% (таблица 2.1).
Таблица 2.3 - Посевная площадь основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств за 2008–2010 годы
(тысяч гектаров)
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | программа | процент выпол. |
Вся посевная площадь | 3626,7 | 3747,2 | 4145,9 | 3736,4 | 111,0 |
в том числе: зерновые и зернобобовые всего | 3194,8 | 3335,4 | 3704,2 | 3000,0 | 123,5 |
в том числе пшеница яровая | 2751,3 | 2854,3 | 3086,0 | 2425,0 | 127,1 |
ячмень | 384,6 | 411,9 | 537,0 | 500,0 | 108,7 |
овес | 28,7 | 32,9 | 32,1 | 52,0 | 63,5 |
технические культуры | 114,2 | 110,0 | 113,8 | 287,0 | 39,7 |
картофель | 22,3 | 21,8 | 26,0 | 24,4 | 106,6 |
овощи | 4,1 | 3,9 | 4,7 | 5,0 | 94,0 |
кормовые культуры | 291,3 | 276,1 | 301,2 | 420,0 | 70,8 |
Основные приросты посевов обеспечиваются за счет зерновых культур. Несмотря на некоторые колебания посевов в сторону снижения в 2004 году преобладает тенденция их роста. В 2010 году посевы сельскохозяйственных культур достигли самый максимальный уровень в течение последних пяти лет 4146,2 тыс.га.
Зерновой клин, достигнутый после 2000 года более 3,0 млн. га, стабильно засевается с некоторыми изменениями в сторону роста или снижения с преобладанием в отдельные годы тенденции дальнейшего роста. По отношению к 2010 году посевы зерновых несколько выше. Посевная площадь кормовых культур ежегодно снижается с 316,5 тыс. га в 2005 году до 297,3 тыс. га в 2010 году. В 2010 году увеличились посевы технических культур.
За последние пять лет посевная площадь во всех категориях хозяйств увеличилась на 22,2%, в том числе зерновых и зернобобовых культур – на 22,2%, пшеницы – на 18,4%, ячменя – на 52,4%, технических культур – в 5,7 раза, картофеля – на 14,5%, овощей – на 17,5%, Сократились посевы овса – на 12,7%, кормовых культур – на 6% (рис. 3)
.
Таблица 2.4 - Посевная площадь зерновых культур, тыс.га
(тысяч гектаров)
Показатели | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
Все зерновые и зернобобовых культур | 3031,1 | 3135,6 | 3194,8 | 3335,4 | 3704,2 |
продовольственные зерновые культуры | 2610,7 | 2764,3 | 2760,3 | 2866,6 | 3104,8 |
кормовые зерновые культуры | 420,4 | 371,3 | 434,5 | 468,8 | 599,4 |
Рис.
3 - Изменения посевной площади зерновых
культур, тыс.га
В
2010 году посевы сельскохозяйственных
культур занимали 4145,9 тыс. га, что
на 399,0 тыс. га, или на 10,6% больше, чем
в 2009 году. По сравнению с 2009 годом
посевы зерновых и зернобобовых культур
увеличились на 368,8 тыс.га, или на
11,1%, в том числе пшеницы –
на 228 тыс.га, или на 8,0%, ячменя – на
131,9 тыс.га, или на 32,0%, овса – на 0,1тыс.га,
или на 0,3%, технических культур
– на 4,0 тыс.га, или на 3,6%, картофеля
– на 4,2 тыс.га, или на 19,3%, овощей
– на 0,8 тыс.га, или на 20,5%, кормовых
культур – на 21,2 тыс.га, или на 7,7%
(рис. 4).
Информация о работе Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане