Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;
сделать анализ законодательного обеспечения приватизации;
проанализировать результаты и проблемы приватизации сельскохозяйственного производства в РК;
изучить пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства.

Содержание

Введение 3
1 теоретические аспекты приватизации
сельскохозяйственного производства 5
1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации 5
1.2 Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном
производстве 7
1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства 10
2 анализ приватизационных процессов в сельском
хозяйстве республики казахстан 13
2.1 Анализ результатов приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 13
2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 17
2.3 Анализ развития сельского хозяйства по СКО на современном этапе 21
3 пути решения проблем приватизации
сельскохозяйственного производства в Рк 27
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсова работа медянниковой анны.docx

— 113.81 Кб (Скачать)
Показатели 2008г. 2009г. 2010г.
Доля  сельского хозяйства в ВВП 6,5% 6,7% 7%

         

     Рис. 2- Доля сельского хозяйства в  ВВП в 2008-2010г 

         В 2008-2010 гг. средние темпы роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства составили 8,6% в год. Согласно статистике, Казахстан демонстрирует наибольшие темпы роста сельского хозяйства в странах СНГ и Восточной Европы. Государственная поддержка аграрного сектора в соответствии с Агропродовольственной программой, обеспечивается посредством косвенного субсидирования товаропроизводителей. Субсидии выделяются для снижения закупочных цен на семена, племенной скот, минеральные удобрения, средства защиты растений и животных. Обеспечивается льготное кредитование лизинга сельскохозяйственной техники и приобретения ГСМ. В рамках государственной Программы развития сельских территорий обеспечивается финансирование объектов образования, здравоохранения, культуры и водообеспечения сельских населенных пунктов. Расширение посевных площадей, более полное и качественное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий позволило увеличить урожайность и валовой сбор многих видов сельскохозяйственных культур. Самая высокая урожайность зерновых культур, подсолнечника на зерно и овощей в 2009 годы получена в хозяйствах населения; сахарной свеклы, картофеля и хлопка-сырца - в крестьянских хозяйствах.

       2.2 Анализ нормативной  базы по вопросам  приватизации

 

       Приватизационное  законодательство превышает три  тысячи нормативных правовых актов  и состоит из трех законов о  приватизации, двух указов Президента Республики Казахстан, утвердивших  Государственную программу приватизации, других указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства  Республики Казахстан, в том числе  по регулированию особенностей приватизации тех или иных объектов, многочисленных нормативных документов, изданных в  различные годы  органом исполнительной власти по управлению  имуществом в  рамках предоставленной ему компетенции. Кроме того, отдельные нормы о  приватизации содержатся более чем  в шестидесяти законах, что предопределяет определенную сложность в оценке нормативной правовой базы в области приватизации государственного имущества.

       Закон от 3 июля 1991 г. № 1531-I, с которого следует вести отсчет приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.

       В соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года постановлением Верховного Совета Республики Казахстан 11 июня 1992 г. № 2980-1 была утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республики Казахстан на 1992 год, когда приватизация уже набрала значительные темпы и реализовывалась на правовой основе указов Президента Республики Казахстан.

       Государственная программа приватизации на 1992 год  содержала конкретный механизм приватизации государственных и муниципальных  предприятий и предоставляла  трудовым коллективам значительные льготы в процессе акционирования предприятий.

       Массовая  приватизация предприятий была начата на основании Указа Президента Республики Казахстан от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», утвердившего положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и типовой устав акционерного общества открытого типа.

       Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и  реструктуризации государственной  собственности в Республике Казахстан  на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число  нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным  Комитетом по управлению государственным  имуществом и Государственным Комитетом  по приватизации.

     Одним из основных вопросов, интересующих иностранных  инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении  их прав. В соответствии с Казахстанским  законодательством иностранные  инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых  других правовых средств. Закон “Об  иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных  инвесторов против национализации; а  также против изменений законодательства и политической ситуации  и гарантирует  возмещение убытков. Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.

       Дальнейшее  развитие рыночной экономики и появление  новых аспектов в земельных отношениях требовало принятия нового земельного законодательства - 20 июня 2003г. Был принят новый Земельный кодекс РК. Новый Земельный кодекс разрешил частную собственность физических и юридических лиц Республики Казахстан на землях сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства. На площади сельхозназначения предусмотрено три вида землепользования - постоянное, временное (аренда) и частная собственность.

       Для ускорения процессов кооперирования и повышения заинтересованности к объединению Министерством  сельского хозяйства с 2006г. через  АО «Аграрная кредитная корпорация»  реализуется программа по поддержке  сельских потребительских кооперативов. Суть этой программы заключается  в выделении кооперативам льготных кредитов сроком до 5 лет. На эти цели из бюджета было направлено 8,4 млрд. тенге, прокредитовано всего 132 сельских потребительских кооперативов.

     Анализируя  нормативную правовую базу приватизации на начальном ее этапе можно сделать  вывод о том, что правовое регулирование  не было направлено на достижение основных целей, определенных в Государственной  программе приватизации, - формирование «эффективного» собственника, повышение  эффективности деятельности предприятий  и создание социально ориентированной  рыночной экономики, привлечение иностранных  инвестиций.

       В частности, в основу приватизационных мероприятий были заложены задания  в относительных и расчетных  показателях по приватизации государственных  предприятий, что свидетельствовало  о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и  индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности.

       Законодательно  не были обеспечены равные права и  возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам  предприятий предоставлялись широкие  льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с  производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное  управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть  национального богатства.

       Таким образом, анализ нормативной правовой базы в период денежной приватизации позволяет сделать выводы о том, что, как и в предыдущие годы не была обеспечена правовая основа для  приватизации объектов государственной  собственности по рыночной цене без  занижения ее реальной стоимости, не был создан механизм запрещения и  ограничения участия иностранного капитала и резидентов Республики Казахстан, имеющих в качестве  выгодоприобретателей  иностранных юридических и физических лиц, в приватизации объектов стратегического  характера, не был определен порядок  расторжения сделок приватизации и  возмещения ущерба в связи с невыполнением  покупателем объекта приватизации инвестиционных условий, сделок, совершенных  без стоимостной оценки или без  оплаты объекта приватизации.

       Принятие  программных, законодательных актов  по вопросам управления приватизации сельского хозяйства постоянно  сопровождалось разработкой целого комплекса подзаконных нормативных  документов, регулирующих эти процессы. 

       2.3 Анализ развития сельского хозяйства по СКО на современном этапе

       Аграрный  сектор является одним из важнейших  составляющих экономики области. Северо-Казахстанская  область имеет значительные потенциальные  возможности по производству сельскохозяйственной продукции. Посевы сельскохозяйственных культур области в структуре  посевов республики традиционно  занимают более 19% (таблица 2.1). 

       Таблица 2.3 - Посевная площадь основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств за 2008–2010 годы

(тысяч  гектаров)

Показатели 2008г. 2009г. 2010г. программа процент выпол.
Вся посевная площадь 3626,7 3747,2 4145,9 3736,4 111,0
в том числе: зерновые и зернобобовые всего 3194,8 3335,4 3704,2 3000,0 123,5
в том числе пшеница яровая 2751,3 2854,3 3086,0 2425,0 127,1
ячмень 384,6 411,9 537,0 500,0 108,7
овес 28,7 32,9 32,1 52,0 63,5
технические культуры 114,2 110,0 113,8 287,0 39,7
картофель 22,3 21,8 26,0 24,4 106,6
овощи 4,1 3,9 4,7 5,0 94,0
кормовые  культуры 291,3 276,1 301,2 420,0 70,8

       Основные  приросты посевов обеспечиваются за счет зерновых культур. Несмотря на некоторые  колебания посевов в сторону  снижения в 2004 году преобладает тенденция  их роста. В 2010 году посевы сельскохозяйственных культур достигли самый максимальный уровень в течение последних пяти лет  4146,2 тыс.га.

       Зерновой  клин, достигнутый после 2000 года более 3,0 млн. га, стабильно засевается с  некоторыми изменениями в сторону  роста или снижения с преобладанием  в отдельные годы тенденции дальнейшего  роста. По отношению к 2010 году посевы зерновых несколько выше. Посевная площадь кормовых культур ежегодно снижается с 316,5 тыс. га в 2005 году до 297,3 тыс. га в 2010 году. В 2010 году увеличились  посевы технических культур.

       За  последние пять лет посевная площадь  во всех категориях хозяйств увеличилась  на 22,2%, в том числе зерновых и  зернобобовых культур – на 22,2%, пшеницы  – на 18,4%, ячменя – на 52,4%, технических  культур – в 5,7 раза, картофеля  – на 14,5%, овощей – на 17,5%, Сократились  посевы овса – на 12,7%, кормовых культур  – на 6% (рис. 3)

       .

       Таблица 2.4 - Посевная площадь зерновых культур, тыс.га

(тысяч  гектаров)

       
Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Все зерновые и зернобобовых культур 3031,1 3135,6 3194,8 3335,4 3704,2
продовольственные зерновые культуры 2610,7 2764,3 2760,3 2866,6 3104,8
кормовые  зерновые культуры 420,4 371,3 434,5 468,8 599,4
 
 

       

     Рис. 3  - Изменения посевной площади зерновых культур, тыс.га  

       В 2010 году посевы сельскохозяйственных культур занимали 4145,9 тыс. га, что  на 399,0 тыс. га, или на 10,6% больше, чем  в 2009 году. По сравнению с 2009 годом  посевы зерновых и зернобобовых культур  увеличились на 368,8 тыс.га, или на 11,1%, в том числе пшеницы –  на 228 тыс.га, или на 8,0%, ячменя – на 131,9 тыс.га, или на 32,0%, овса – на 0,1тыс.га, или на 0,3%, технических культур  – на 4,0 тыс.га, или на 3,6%, картофеля  – на 4,2 тыс.га, или на 19,3%, овощей – на 0,8 тыс.га, или на 20,5%, кормовых культур – на 21,2 тыс.га, или на 7,7% (рис. 4). 

Информация о работе Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане